Социальное партнерство семьи в образовательной организации при развитии у детей детской инициативы с помощью ИКТ.
консультация
Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенка ущербно, ограничиваясь функциями удовлетворения его материальных и физиологических потребностей. Именно поэтому педагоги детского сада должны выступить с миссией оказания помощи родителям в понимании внутреннего мира ребенка, создании психологически комфортных условий для эмоционального общения участников образовательных отношений.Большую популярность при взаимодействии педагогического коллектива с семьей приобретают нетрадиционные формы работы, где присутствуют взаимопонимание, взаимопомощь в социальном развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_rabote_s_roditelyami.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ С ПОМОЩЬЮ ИКТ.
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Макаренко А.С.
. Если обратиться к основным принципам дошкольного образования, указанным в ФГОС ДО, то следует отметить, что детоцентрированный характер услуг дошкольного учреждения должен быть направлен на поддержку разнообразия детства, на сохранение уникальности и его самоценности как важного этапа в общем развитии человека.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Сотрудничество Организации с семьёй
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства… – вот некоторые из тех принципов.
Очень ценно, что этот документ ориентирует взрослых (как педагогов, так и родителей дошкольников) на создание таких условий для маленьких граждан страны, чтобы «полноценное проживание ребенком всех этапов детства осуществлялось естественно, интересно, занимательно, приобщая ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
- общество (сверстники, друзья).
Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенка ущербно, ограничиваясь функциями удовлетворения его материальных и физиологических потребностей. Такие родители игнорируют эмоциональную и коммуникативную стороны воспитания. Именно поэтому педагоги детского сада должны выступить с миссией оказания помощи родителям в понимании внутреннего мира ребенка, создании психологически комфортных условий для эмоционального общения участников образовательных отношений.
Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками, согласованно осуществляли воспитательное воздействие на ребенка, были едины в своих подходах к его развитию. Следует заметить, что одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является их участие в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским учреждением
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен выступить инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Формы сотрудничества могут быть разнообразными, в зависимости от условий детского сада и возможностей родителей.
Формы сотрудничества могут быть различными. Родители могут выступать в роли экспертов, консультантов или организаторов по проблеме, которую готовят вместе с педагогом; могут принять на себя роль ассистентов и помощников при проведении какого-нибудь вида деятельности с детьми. Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, окружающем их.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь понять его индивидуальные способности, предотвратить негативные поступки. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни должна семья, как первый институт социализации. Именно в семье формируется характер, закладываются исходные жизненные позиции. Но не все родители имеют специальные знания в области воспитания, и поэтому испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Необходимо, чтобы пропаганда педагогических знаний среди родителей являлась важной частью работы ДОУ.
В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
- установка на работу с родителями как с единомышленниками;
- искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
- заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
- системный характер работы.
Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуальностью, с учётом траектории его саморазвития.
Перед нами раскрываются новые понятия «сотрудничество» и «взаимодействие» Такое взаимодействие требует определённых организационных форм. Основная цель работы с родителями: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачей педагогов ДОУ является создание таких условий, чтобы у всех участников образовательных отношений возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Организация работы с родителями – это постоянный поиск возможных путей сотрудничества для повышения эффективности процесса воспитания и обучения. Чтобы родители стали активными помощниками, необходимо приобщать их к совместной деятельности жизни детского сада.
Каждое образовательное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. В ДОУ разнообразные формы работы с родителями взаимосвязаны и представляют систему психолого-педагогических мероприятий направленных:
- на формирование личностных ресурсов родителей, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
- на внедрение в семейной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка.
Важнейшим условием является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к ребенку, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.
Предлагаем рассмотреть современную инновационную модель взаимодействия с родителями воспитанников, созданную и реализуемую в МДОУ «Детский сад55»
Суть действия этой модели заключается в реализации двух направлений:
- профилактического (осознание членами семьи значимости и необходимости процесса взаимодействия с детьми, культурно-просветительская работа);
- образовательного (освоение основных приемов организации семейной жизни, вовлечение семьи в образовательный процесс).
- Модель социального партнерства семьи и ДОУ
Организационная деятельность | Информационно-просветительская деятельность | Психолого-педагогическая деятельность | Досуговая деятельность |
|
|
|
|
Большую популярность при взаимодействии педагогического коллектива с семьей приобретают нетрадиционные формы работы, где присутствуют взаимопонимание, взаимопомощь в социальном развитии ребенка.
В наше непростое, ритмичное время перемен, инноваций, акселерации детей эмоциональный контакт ребенка и родителей сводится к минимуму. Родители объясняют дефицит общения с ребенком нехваткой времени, занятости, а в целом, это проявляется в их недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь главная роль психического и эмоционального развития ребенка принадлежит семье, семейному окружению, и именно внутрисемейные отношения оказывают прямое и непосредственное влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Грамотно организовав обратную связь с родителями, коллектив ДОУ сможет оценить эффективность не только работы с детьми, взаимодействия с родителями, но и деятельности учреждения в целом.
Можно смело сказать, что обновление форм взаимодействия педагогов с семьей дает положительные результаты. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой, но теперь обстановка иная. Родители заинтересовались деятельностью детей в детском саду и стали активными участниками в совместных делах ДОУ.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят заинтересованность и активность своих родителей. И как результат – новое отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Педагогически правильная организация взаимодействия семьи и ДОУ позволяет эффективно координировать усилия родителей и педагогов следовать по индивидуальной образовательной траектории развития дошкольника. Благодаря новым формам работы, мы отметили большую заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребенок. В результате такого взаимодействия установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться совместно решать проблемы в области воспитания и развития ребенка.
Таким образом, эффективное сотрудничество с родителями дошкольников возможно при внедрении инновационных форм взаимодействия. Данная система взаимодействия позволяет педагогу раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, на системно-целевой основе объединить усилия для создания единого воспитательного пространства, обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы ребенка.
Главное достижение коллектива педагогов ДОУ является желание детей и родителей посещать детское учреждение, а педагогов – претворять в жизнь инновационные идеи, проявление творчества и оригинальности. Опыт работы с родителями показал, что благодаря внедрению современных форм взаимодействия участников образовательных отношений, позиция родителей становится более гибкой, когда они выступают не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности современных форм в работе с родителями.
В заключение следует отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Чем грамотнее налажено социально-педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьёй, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе. Чем большую поддержку индивидуальности и инициативы получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет наполнена впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»
«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы о совместной деятельности детского сада и с...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Взаимодействие детского сада с семьей.Взаимное познание и взаимное информирование.Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты....
"Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья"
Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образова...
Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
Статья "Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья
Основная цель программы развития ДОУ состоит в создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему...
Консультация на тему " Социальное партнёрство семьи и образовательной организации на современном этапе"
laquo;Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».Макаренко А.С....
Организация деятельности с родителями по использованию дидактического пособия для детей старшего дошкольного возраста "Календарь для содействия развитию ребенка" как образовательная технология социального партнерства семьи и ДОУ
Данный материал содержит цели, задачи, принципы действия календаря и рекомендации для родителей по работе с детским календарем....