Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и как помочь гиперактивному ребенку
статья на тему
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ, до сих пор нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sdvg.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и
как помочь гиперактивному ребенку
Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ, до сих пор нет.
1.Причины
Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:
● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка);
● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных);
● инфекциями и интоксикациями в первые годы жизни малыша;
● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;
● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гиперактивны, были такими же в детстве);
● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.
2.Как проявляется?
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1.
С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму.
В детском саду 4–6 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.
Гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка. Он все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав, в разговоре он перескакивает с темы на тему. Такой ребенок может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения. Некоторые дети издают какие-то звуки: кряхтят, покашливают, посвистывают, постоянно что-то теребят в руках, сосут воротник своей одежды или край постельного белья. В тихий час, как правило, такие дети уснуть не могут, все время крутятся, садятся в постели и с нетерпеньем ждут, когда же можно будет вставать.
В школе ситуация усугубляется. В 7 лет ребенок, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, затем отвлекается, занимается посторонними делами и на замечания учителя не реагирует. Ребенок не способен удержать в уме небольшой объем информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. Долговременная память также слабая. Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. Ребенок все так же торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя. Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться. У таких детей часто возникают проблемы в общении со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Претендуя на лидерство, этот ребенок не умеет подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывает многочисленные конфликты в детском коллективе. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, навязывает свое присутствие, поэтому у него мало друзей. Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение.
К подростковому возрасту проявления синдрома недостаточности внимания с гиперактивностью могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» – он идёт к плохим и трудным. Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к наказаниям вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.
И если в детском саду многие родители стараются не замечать этих особенностей ребенка, списывают на проблемы поведенческого характера, пробелы в воспитании, то при поступлении в школу эта проблема становится глобальной. И только тогда родители начинают задумываться о необходимости обращения к специалистам.
3. Активные или гиперактивные дети?
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным - это не значит, что он гиперактивен. Шумный ребенок-баловник, полный сил и энергии – это не повод для беспокойства. Так же ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.
И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее ухудшат его.
4. Что делать?
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при своевременном обращении к специалистам и оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов.
Обращение к специалистам
Они расскажут, с какими трудностями вам придётся столкнуться. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться» не принесёт ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребёнка «сидеть спокойно» и «не вертеться» – бесполезная трата времени.
Родителям разъяснят, что происходит с их ребенком, причины такого поведения. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Такое поведение детей во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, специалисты помогут родителям разобраться в поведении ребенка, объяснят, как вести себя, познакомят родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п.
Создание особых условий
Для тех детей, у которых возникают серьезные проблемы с обучением в школе, необходимо создавать особые условия для дальнейшего развития. Их переводят в специализированные классы, классы коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития - класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
Для малышей рекомендуются длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы придя домой, они падали от усталости. Сделайте так, чтобы ребенок больше двигался. Установите дома спортивный комплекс, чтобы он в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Как только позволит возраст, отведите его в спортивную секцию.
Взрослых детей можно научить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность.
Непоседам хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал. Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня.
Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. Не замечайте мелкие шалости, сдерживайте свое раздражение и не кричите на ребёнка, будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить тихо. Оценивайте поступки, а не личность ребёнка. Вместе с ним планируйте и оценивайте последствия его поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы всё получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, потому что…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…»
Говорите ему о чувствах, которые испытывают другие люди, проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. Приучайте его к усидчивости и внимательности с помощью игр: «Съедобное – несъедобное», «Да» и «нет» не говорите», «Что изменилось?», «Найди такую же».
Скорректируйте его питание. Около 70% таких детей испытывают дефицит магния, причём осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Включите в меню ребёнка как можно больше зелёных овощей и фруктов, круп, злаков, а также продуктов, содержащих витамин В₆ (он способствует усвоению магния из пищи) – его много в бананах, печёном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке.
Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание. На выполнение задания давайте конкретное количество времени. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер. Можно начать вести план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.
Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально). Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой, спорт. Однако помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь, поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье. Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства, например, с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина: "Обнимайте ребенка не менее 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна". Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного, тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение.
В любом случае, родители должны помнить, что какими бы ни были причины возникновения синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, необходимо оказать ребенку помощь, облегчить его социализацию в обществе, помочь разобраться в себе и таком сложном окружающем мире.
Литература:
- Мурашова Е.В. «Саш непонятный ребёнок» –Издат. Дом «Самокат», 2010.
- Наревская И.Н. «Профилактика нарушений в поведении у дошкольников» – М., АРКТИ, 2010.
- Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения» – М., Владос, 2001.
- Пасечник Л.В. «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте» – М., Сфера, 2007.
- Пасечник Л.В. «Гиперактивность: как быть?» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №1.
- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» – М., Сфера, 2008.
- Сиротюк А.Л. «Детская гиперактивность: причины, рекомендации» – Журнал «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются сво...
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?
ЧТО ТАКОЕСИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?...
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?
ЧТО ТАКОЕСИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?...
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия.
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же ...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный?
Активный ребенок:- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же...
Консультация: "СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ"
Консультация: "Синдром нарушения внимания"...