Консультация: "СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация
СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Нарушение внимания сильно влияет на все сферы деятельности, и зависит это влияние от степени выраженности нарушения.
В тех случаях, когда нарушение выраженно ярко, мы говорим о синдроме нарушения внимания (СДВ).
Синдром может сопровождаться импульсивностью и гиперактивностью, а может быть наоборот, без отвлекаемости (сверхфокусированное расстройство внимания – такой ребёнок с негибким поведением, застревающий на одних видах деятельности, сложно включается, сложно переключается).
НЕОБХОДИМО ОТЛИЧАТЬ
- нарушение внимания в чистом виде, при сохранном интеллекте, без дефицитов в коммуникативной сфере
- такие дети способны сохранять внимание всего несколько минут
- им быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим
- однако учебную информацию они «схватывают», такие дети много чего умеют, но по словам родителей «ленятся и балуются»
- дефицит внимания в структуре других нарушений: умственная отсталость, черепно-мозговые травмы, эпилепсии, аутические расстройства
- нарушение внимания как следствие воздействия некоторых медикаментов или токсических веществ
- дефицит внимания с коморбидность – прицепом к СДВ может быть диспраксия, трудности обучения, синдром Туретта.
В КАКОМ ВИДЕ МОЖЕТ НАМ ВСТРЕЧАТЬСЯ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ?
СДВ без гиперактивности и импульсивности.
Любой стимул для этих детей имеет новизну и вызывает реакцию. Им трудно поддерживать внимание на одном. Нарушена избирательность внимания. Их внимание сильно зависит от ситуации.
Дефицит внимания с импульсивностью и гиперактивностью (СДВГ) – классическое расстройство. Такие дети отличаются высокой активностью, невнимательностью, импульсивностью.
КАК И КОГДА ПРОЯВЛЯЕТСЯ СДВ?
- До года. Эти дети «не дают ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны. Нередко отмечается повышенный мышечный тонус. Активно реагируют на все стимулы (звук, шум, свет)
- К 3-м годам. Дефицит внимания становится явным: ребёнок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку ему трудно дослушать до конца. Ребёнок чересчур активен и подвижен.
- 3 – 5 лет. Начинает более чётко проявляться неустойчивость настроения. Особенно сложны детям задания, требующие соблюдения правил, структурированные по времени.
- 6 – 7 лет. Неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неадекватность реагирования становится причиной школьных проблем.
СИМПТОМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
- Важно отличать СДВ от других расстройств. Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5 включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие > 6 симптомов и признаков из одной или каждой группы.
Кроме того, симптомы должны:
- часто проявляться > 6 месяцев
- быть более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребёнка
- возникать минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)
- присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере. некоторые симптомы)
- мешать функционированию дома и в школе, в коллективе сверстников.
СИМПТОМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ
- Не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности
- Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течении игры
- Складывается впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются
- Не следует инструкциям или конечным задачам
- Имеет трудность в организации задач и мероприятий.
- Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течении долгого периода времени.
- Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности
- Легко отвлекаем
- Забывчив в повседневной деятельности
СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
- Часто двигает руками или ногами, или ёрзает
- Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации
- Часто бегает взад – вперёд или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна
- Не способен играть спокойно
- Часто при ходьбе действует, как будто управляется двигателем
- Часто говорит чрезмерно
- Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены.
- Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди
- Часто прерывает или вмешивается в деятельность других
- Диагностика преимущественно невнимательного типа требует > 6 симптомов и признаков невнимательности
- Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует > 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности
- Диагностика комбинированного типа требует > 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/ импульсивности
СТРАТЕГИ КОРРЕКЦИИ ПРИ СДВ
Основная наша задача – развивать функции лобных долей, ведь именно они отвечают за целенаправленность действий и оттормаживание лишних импульсов.
Ма помним, что лобные доли очень энергоёмкие, поэтому первый компонент коррекционной работы это:
- активация 1 ФМБ (подойдут все способы, которые знаем)
- преодоление импульсивности (разнообразные стоп-игры, игры по правилам)
- активно используем все приёмы привлечения внимания:
- контакт «глаза в глаза»
- прикосновения (поглаживания)
- создания условий, способствующих спокойной работе (убираем внешние раздражители)
- используем какие-либо условные знаки для привлечения внимания (специальные карточки, условный звук)
- активная поддержка желаемого поведения.
Обычно, нарушая поведение, ребёнок получает в ответ на нашу эмоциональную реакцию и наше внимание (мы ругаем, наказываем). В случае хорошего поведения мы воспринимаем как должное и чаще всего не обращаем на него внимание.
- Активно хвалите ребёнка, когда он смог потерпеть, сдержаться, дождаться своей очереди
- при нежелательном поведении:
- чётко обозначайте границы, что можно делать, а что нельзя: «Сейчас нельзя бегать, нужно сесть и послушать, потом мы все вместе попрыгаем»
- если поведение повторяется, коротко повторяем запет, и предупреждаем, что будет, если поведение повторится: «Сядь на место, если ты снова убежишь, мне придётся держать тебя за руку, пока все сидят»
- санкция, о которой вы предупреждаете, должна быть легко и немедленно выполнимой в случае, если правило нарушится третий раз
- при третьем нарушении правила мы «приводим приговор к исполнению» - делаем ровно то, о чём предупреждали
- санкция должна быть адекватна проступку, понятна ребёнку, не пугать его, не унижать его достоинства
- учитываем время работы и способности:
вовремя меняем виды деятельности, даём возможность подвигаться, переключиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением
Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей, и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и...
Что такое синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются сво...
Нарушение внимания и гиперактивность у детей: диагностика, пути коррекции.
Нарушение внимания и гиперактивностьу детей: диагностика, пути коррекции. В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Это обусловлено рядом факторов: заболевания...
Консультация " Синдром дифицита внимания "
Многие родители, воспитатели детских садов, няни, учителя младших классов школ отмечают чрезмерно активное, расторможенное, часто неуправляемое поведение детей. Кого-то из родителей это беспокоит, кто...
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...
Консультация Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...
Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» у детей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это расстройство нервно-психического развития, которое влияет на поведение, внимание и обучение детей....