Консультация: "СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ"
консультация по логопедии

Кистанова Ольга Алексеевна

Консультация: "Синдром нарушения внимания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sdvg.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Нарушение внимания сильно влияет на все сферы деятельности, и зависит это влияние от степени выраженности нарушения.

В тех случаях, когда нарушение выраженно ярко, мы говорим о синдроме нарушения внимания (СДВ).

Синдром может сопровождаться импульсивностью и гиперактивностью, а может быть наоборот, без отвлекаемости (сверхфокусированное расстройство внимания – такой ребёнок с негибким поведением, застревающий на одних видах деятельности, сложно включается, сложно переключается).

        

НЕОБХОДИМО ОТЛИЧАТЬ

  • нарушение внимания в чистом виде, при сохранном интеллекте, без дефицитов в коммуникативной сфере
  • такие дети способны сохранять внимание всего несколько минут
  • им быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим
  • однако учебную информацию они «схватывают», такие дети много чего умеют, но по словам родителей «ленятся и балуются»
  • дефицит внимания в структуре других нарушений: умственная отсталость, черепно-мозговые травмы, эпилепсии, аутические расстройства
  • нарушение внимания как следствие воздействия некоторых медикаментов или токсических веществ
  • дефицит внимания с коморбидность – прицепом к СДВ может быть диспраксия, трудности обучения, синдром Туретта.

В КАКОМ ВИДЕ МОЖЕТ НАМ ВСТРЕЧАТЬСЯ ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ?

        СДВ без гиперактивности и импульсивности.

        Любой стимул для этих детей имеет новизну и вызывает реакцию. Им трудно поддерживать внимание на одном. Нарушена избирательность внимания. Их внимание сильно зависит от ситуации.

        Дефицит внимания с импульсивностью и гиперактивностью         (СДВГ) – классическое расстройство. Такие дети отличаются высокой активностью, невнимательностью, импульсивностью.

КАК И КОГДА ПРОЯВЛЯЕТСЯ СДВ?

  • До года. Эти дети «не дают ни минуты покоя», плохо спят, во время бодрствования крикливы, возбуждены, подвижны. Нередко отмечается повышенный мышечный тонус. Активно реагируют на все стимулы (звук, шум, свет)
  • К 3-м годам. Дефицит внимания становится явным: ребёнок не может сосредоточиться на игре по правилам, на деятельности, требующей концентрации внимания, даже интересную сказку ему трудно дослушать до конца. Ребёнок чересчур активен и подвижен.
  • 3 – 5 лет. Начинает более чётко проявляться неустойчивость настроения. Особенно сложны детям задания, требующие соблюдения правил, структурированные по времени.
  • 6 – 7 лет. Неспособность к концентрации внимания, бесцельная двигательная активность, неадекватность реагирования становится причиной школьных проблем.

СИМПТОМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

  • Важно отличать СДВ от других расстройств. Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5 включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие > 6 симптомов и признаков из одной или каждой группы.

Кроме того, симптомы должны:

  • часто проявляться  > 6 месяцев
  • быть более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребёнка
  • возникать минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)
  • присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере. некоторые симптомы)
  • мешать функционированию дома и в школе, в коллективе сверстников.


СИМПТОМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ

  1. Не обращает внимания на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности
  2. Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течении игры
  3. Складывается впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются
  4. Не следует инструкциям или конечным задачам
  5. Имеет трудность в организации задач и мероприятий.
  6. Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течении долгого периода времени.
  7. Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности
  8. Легко отвлекаем
  9. Забывчив в повседневной деятельности

СИМПТОМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

  1. Часто двигает руками или ногами, или ёрзает
  2. Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации
  3. Часто бегает взад – вперёд или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна
  4. Не способен играть спокойно
  5. Часто при ходьбе действует, как будто управляется двигателем
  6. Часто говорит чрезмерно
  7. Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены.
  8. Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди
  9. Часто прерывает или вмешивается в деятельность других

  • Диагностика преимущественно невнимательного типа требует > 6 симптомов и признаков невнимательности
  • Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует > 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности
  • Диагностика комбинированного типа требует > 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/ импульсивности

СТРАТЕГИ КОРРЕКЦИИ ПРИ СДВ

Основная наша задача – развивать функции лобных долей, ведь именно они отвечают за целенаправленность действий и оттормаживание лишних импульсов.

Ма помним, что лобные доли очень энергоёмкие, поэтому первый компонент коррекционной работы это:

  • активация 1 ФМБ (подойдут все способы, которые знаем)
  • преодоление импульсивности (разнообразные стоп-игры, игры по правилам)
  • активно используем все приёмы привлечения внимания:
  • контакт «глаза в глаза»
  • прикосновения (поглаживания)
  • создания условий, способствующих спокойной работе (убираем внешние раздражители)
  • используем какие-либо условные знаки для привлечения внимания (специальные карточки, условный звук)
  • активная поддержка желаемого поведения. 

Обычно, нарушая поведение, ребёнок получает в ответ на нашу эмоциональную реакцию и наше внимание (мы ругаем, наказываем). В случае хорошего поведения мы воспринимаем как должное и чаще всего не обращаем на него внимание.

  • Активно хвалите ребёнка, когда он смог потерпеть, сдержаться, дождаться своей очереди
  • при нежелательном поведении:
  • чётко обозначайте границы, что можно делать, а что нельзя: «Сейчас нельзя бегать, нужно сесть и послушать, потом мы все вместе попрыгаем»
  • если поведение повторяется, коротко повторяем запет, и предупреждаем, что будет, если поведение повторится: «Сядь на место, если ты снова убежишь, мне придётся держать тебя за руку, пока все сидят»
  • санкция, о которой вы предупреждаете, должна быть легко и немедленно выполнимой в случае, если правило нарушится третий раз
  • при третьем нарушении правила мы «приводим приговор к исполнению» - делаем ровно то, о чём предупреждали
  • санкция должна быть адекватна проступку, понятна ребёнку, не пугать его, не унижать его достоинства
  • учитываем время работы и способности:

вовремя меняем виды деятельности, даём возможность подвигаться, переключиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением

  Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей,  и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и...

Что такое синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются сво...

Нарушение внимания и гиперактивность у детей: диагностика, пути коррекции.

Нарушение внимания и гиперактивностьу детей: диагностика, пути коррекции. В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Это обусловлено рядом факторов: заболевания...

Консультация " Синдром дифицита внимания "

Многие родители, воспитатели детских садов, няни, учителя младших классов школ отмечают чрезмерно активное, расторможенное, часто неуправляемое поведение детей. Кого-то из родителей это беспокоит, кто...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Консультация Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста...

Консультация «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» у детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это расстройство нервно-психического развития, которое влияет на поведение, внимание и обучение детей....