Что такое синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
статья по физкультуре по теме

Ирина Владимировна Горская

 

     Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью , и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей является поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.

      Причин заболевания синдромом нарушения внимания с гиперактивностью множество:

-наследственность;

-беременность и роды;

-опасности первых лет жизни ( травмы);

-питание;

- в перцепции и, на дефицит питательных веществ (витаминов и микроэлементов);

-окружающая среда и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

ЧТО ТАКОЕ

СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?

      «Активный»- от латинского «activus»- деятельный, действенный. «Гипер»- от

греческого «hiper»- над, сверху- указывает на превышение нормы.

        Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной  литературе около 150 лет назад. Немецкие врачи   описали  чрезвычайно  подвижного ребенка, назвав его « непоседа Фил». Проблема становилась все более очевидной и к началу 20 века вызвала серьезную тревогу специалистов- невропатологов, психиатров, учителей.»1»

На протяжении 150 лет  ученые- специалисты всех областей пытались найти причину появления  этого детского феномена. Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это, вероятно, и заставило изучить связь: поведение ребенка в среде и функции его мозга.»17»С тех пор было сделано множество попыток объяснить причину, а также предлагались различные способы лечения детей, у которых наблюдалась импульсивность и двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость поведения.

Так в 1938 году врачи после долгих наблюдений пришли к неожиданному выводу, что причиной тяжелых форм двигательного беспокойства является органическое  поражение мозга, а в основе легких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми.

В англо-американской  литературе в 1970 –е годы четко звучит определение « минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания. Имеющим нормальный уровень интеллекта и легкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.  Так вскоре и появился термин СНВГ- синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

В любом случае, как бы мы ни называли проблему, она стоит очень остро и ее надо решать. Число таких детей растет. Родители опускают руки, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание. Сама обстановка, в которой сегодня растут и воспитываются наши дети, создает исключительно благоприятные условия для у3величения у них различных неврозов и психических отклонений. Дети с CНВГ потенциально попадают в «группу риска». В материалах конференции «2»  « Дети   «группы риска»,проведенной в рамках реализации программы развития российского образования и международных образовательных проектов, говорится: «Социальная нестабильность, острый кризис семьи, нарастание напряженности во многих общественных процессах, негативное действие ряда факторов экономического развития России  закономерно приводят к росту общей численности детей « группы риска» , ее качественной дифференциации и усложнению проблем, порождающих ситуацию риска.

Речь идет о риске для ребенка, о том риске, которому в силу действия педагогических, социальных, психологических причин подвергается судьба ребенка. Ребенок рискует не состояться в этой жизни, не самореализоваться, выбрать жизненный путь, ведущий в тупик .»3».

     Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью , и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей является поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.

      Причин заболевания синдромом нарушения внимания с гиперактивностью множество:

-наследственность;

-беременность ироды;

-опасности первых лет жизни ( травмы);

-питание;

- в перцепции и, на дефицит питательных веществ (витаминов и микроэлементов);

-окружающая среда и др.

      Естественно и концепций, объясняющих нарушения , происходящие в организме ребенка , тоже достаточно.

Одна из наиболее часто называемых причин- генетический сбой. Т.е., возможно у ребенка присутствует врожденная недоразвитость функциональных систем мозга- тех, систем ,которые отвечают за внимание и моторный контроль, в частности в области фронтальной коры и базальных ганглий. Известно, что роль нейромедиатора (химического вещества, образующегося в нервных окончаниях и передающих возбуждение с одной нервной клетки на другую, или с нервного окончания По другой теории, подтвержденной серьезными исследованиями, у детей, страдающих СНВГ, имеются нейроанатомические нарушения: передние отделы  правой лобной доли, передние  и задние участки мозолистого тела головного мозга у них меньше, чем у здоровых детей. Кроме того, есть данные о том, что общий объем головного мозга у детей с синдромом на 5,6% меньше, чем у  их сверстников, не имеющих патологии.

      Таким образом, дисфункция лобных отделов, являющихся высшим звеном в системе регуляции и контроля нейродинамических процессов, приводит к нарушению формирования процессов избирательного внимания, являющихся основой для последующего развития и совершенствования механизмов восприятия и переработки поступающей информации. «1» .

       Клинически это проявляется в ослаблении функции произвольного      внимания и контроля сосредоточения и быстрой истощаемости нервных процессов, гиперактивности, низкой реакции, а также в трудностях контроля и программирования произвольной деятельности.

       

       На практике поведение гиперактивных детей, в сущности , можно охарактеризовать четырьмя признаками:

 1.Избыток моторной активности.

2.Нарушение внимания.

3.Недостаточный контроль за своими импульсами.

4.Неадекватность эмоциональных реакций.

     

       К этим первичным нарушениям присоединяются сопутствующие нарушения: трудности процесса обучения, отклонения социального поведения и вторичная невротизация.

      Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого(воспитателя, учителя, родителя). Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Они имеют как бы мерцающее сознание. Могут впадать и выпадать из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции.              При дефицитарной работе вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в сознании. Для того ,чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

 Например: отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки. Взрослый требует, чтобы они сидели прямо и не отвлекались. Но эти два требования для гиперактивного вступают в противоречие:

-Если голова и тело неподвижны, у гиперактивного снижается уровень активности мозга.  «5».

        Перечисленные нарушения способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Отмечается также , что для 66% детей с диагнозом СНВГ характерны дислекция и дисграфия, 61% детей-признаки дискалькулии. В психическом развитии наблюдаются парциальные задержки на 1,5-1,7 года.

        Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для этого расстройства характерна постоянная внешняя болтовня, указывающая на недостаток  развития речи, которая должна контролировать социальное поведение.

      Анализ возрастной динамики СНВГ   показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходит на период подготовки к школе, второй в возрасте 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития  высшей  нервной деятельности. Возраст 5-7 лет и 9-10 лет - критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Среди мальчиков  признаки синдрома диагностируются чаще в 2-3 раза, чем среди девочек.

      Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что лечение детей с СНВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная  координация движений, восстанавливается поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. «1»

 Не всякие занятия физкультурой полезны таким детям!

             1.Они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Они должны проводится длительно и регулярно.

            2. Гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры ( футбол, баскетбол), показательные выступления.

            3. ЛФК хорошо сочетать с плаванием.

     

                         

   Старший дошкольный возраст.

     

  Пятый год:

- используется различные двигательные упражнения: бег трусцой, прогулки, езда на велосипеде, общеукрепляющие. Дети должны понимать со слов, что им нужно делать и сами давать оценку своим действиям.

        С целью: реализовать потребность у двигательной активности, которая в этом возрасте особенно высока. В случае ее ограничения происходит быстрое возбуждение ребенка, эмоциональная неустойчивость, нарушение психики.

       

Шестой год:

-используется упражнения на равновесие, на развитие туловища и конечностей. Занятия становятся более сложными. В них сочетаются разные фазы движений, обозначены моменты приложения основных усилий.

       С целью: закрепить способность к сложным двигательным действиям.

 

 Седьмой год:

- используются упражнения на развитие согласованности движений, в которых участвуют различные суставы и группы мышц (плавание, лыжи, игры с мячом). Однако в этом возрасте дети переоценивают свои физические возможности, поэтому необходимо следить за общим состоянием их здоровья, вовремя снижать нагрузку, делать перерывы, чтобы они могли отдохнуть и восстановить силы.

      С целью:-развить координационные способности;

- укрепить опорно-двигательный аппарат и различные нервные структуры.

       Занимаясь с дошкольниками, следует помнить: упражнение нужно заканчивать раньше, чем ребенок потеряет к нему интерес или скажет, что устал. Нельзя заставлять его выполнять, надо поискать возможности заинтересовать, Показать , например , как это делают животные. Любой успех поощрять и ни в коем случае не высмеивать, не наказывать за неуклюжесть или неумение. Не использовать во время занятий игрушки, мячи пособия теплых цветов (красный, оранжевый) - они повышают активность нервной системы.

 

        .РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ И ГИПЕРАКТИВНЫЙ, В ЧЕМ РАЗНИЦА?

   

       Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не погодам. Врачи на задержку развития не  указывают. Но не следует

       Любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становиться упрямым и непослушным,- это не значит, что он гиперактивен.

       У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать ,бесцельно двигаться, не задерживаясь на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить , наказать в конце концов. Гиперактивных – бесполезно, их надо сперва подлечить. Прявление синдрома нарушения внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями. Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

                                            Критерии гиперактивности

                                     ( Схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания:

1.Непоследователен, ему трудно удерживать внимание.

2.Не слушает, когда к нему обращаются.

3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.Испытывает трудности в организации.

5.Часто теряет вещи.

6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.Часто забывчив.

Двигательная расторможенность:

1.Постоянно ерзает.

2.Проявляет признаки беспокойства(барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4.Очень говорлив.

Импульсивность:

1.Начинает отвечать, недослушав вопроса.

2.Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.»7»

3.Плохо сосредотачивает внимание.

4.Не может дождаться  вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6.При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.»6»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Болотовский Г.В. Чутко Л.С. « Гиперактивный ребенок». С.Пб. Невский синдикат 2004.

2.»Дети «группы риска» Материалы международной конференции С.Пб. 2001

3.Батаршев А.В. «Темперамент и свойства высшей нервной системы». М. Творческий центр,2002.

4.Галигузова Л.Н.» Ступени общения» М. Интор 1996.

5. Пассольт М. «Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития» М. акдема 2004.

6.  Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для взрослых» СПб. Речь 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) советы по выявлению и дальнейшей коррекции данного нарушения у школьников.

В статье представлены указания и рекомендации по выявлению данного синдрома и его дальнейшей успешной коррекции...

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?

ЧТО ТАКОЕСИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?...

Гиперактивные дети (Синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) также называют гиперактивностью.Нет простого решения, как обращаться с гиперактивным ребенком  дома. В конечном счете, эффективность любого воз...

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?

ЧТО ТАКОЕСИНДРОМ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ?...

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью - что это такое и как помочь гиперактивному ребенку

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)  страдают до 20% современных детей. Единого мнения, отчего возникает СДВГ,  до сих пор нет....

Что такое Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью у детей

Что такое Синдром Дефицита Внимания с Гиперактивностью у детей? Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они дел...

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности ребенка

Хотела в своей статье осветить тему "Синдром дефецита внимания и гиперактивности ребенка"...