«Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» г. Аркадак
Консультация для родителей:
«Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства»
Уважаемые родители!
Сходите в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или наволочка, кружевной воротничок или салфеточка. Возьмите в руки, рассмотрите, окунитесь в прошлое этих вещей.
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
ВЫШИВКА.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Конечно, сначала появилось шитьё, как необходимость. Со временем в качестве декоративного дополнения к шитью появилась вышивка. Есть версия, что вышивка — родственница швов, которыми скрепляли между собой шкуры мамонтов.
На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно-прикладного народного творчества.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных, им занимались монахини и представительницы знати. С 17 века вышивка входила в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. На Руси умение искусно вышивать было присуще каждой женщине и передавалось из поколения в поколение. Обучать девочку этому ремеслу начинали с 4-5 лет.
В произведениях народного творчества — пословицах, загадках, песнях умение вышивать расценивалось, что девушка «вошла в ум-разум» и готова к браку. Вот как высоко ценился на Руси навык вышивания и сама вышивка!
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, а крест всегда рассматривался как оберег, который способен защитить человека и жилище от нечистой силы, дурного глаза и зла.
Вышивка присутствовала на рушниках, полотенцах, простынях, покрывалах и других предметах быта. Вышивка была также важным элементом одежды: сарафанов, головных уборов, рубах, поясов, ширинок (небольших платков), очелий (повязок на лоб) и т.д.
Вышивка выполнялась обычно красными или белыми нитками по белому полотну домашней выделки. Для вышивания использовалась короткая стальная игла и пяльцы — круглая или прямоугольная рамка, на которую натягивалась ткань. В разных областях России получили распространение разные технические приёмы вышивки: роспись, гладь (атласник), набор, тамбур.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы.
Роль вышивки в воспитании ребёнка и формировании его личности.
Вышивка развивает ребёнка не только физически и психически, но также оказывает влияние и на формирование характера и личностных качеств. Когда ребёнок умеет делать что-то своими руками (именно создавать, творить, а не разрушать!), он ценит чужой труд и уважительно относится ко взрослым. Человек, приученный в детстве любить труд, вырастает мотивированным, обладает позитивным мышлением, имеет цель в жизни и получает больше шансов стать счастливым. Вышивка полезна как девочкам, так и мальчикам.
Как вызвать у ребёнка интерес к вышивке и желание этим заниматься?
Очень просто! Как говорится: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас». Если ребёнок видит, как вы вышиваете и чувствует ваши положительные эмоции от этого занятия, он скорее всего тоже захочет попробовать. Сначала позвольте ему просто быть рядом, наблюдать, общаться с вами.
Когда у ребёнка возникнет желание вышивать, важно поддержать и подкрепить его.
Следите, чтобы ребёнок не переутомился в процессе творчества, иначе впоследствии он не захочет больше заниматься данным видом деятельности.
С чего начать?
Начните с самого простого: научите ребёнка вдевать нитку в иголку и делать узелок. Используйте для работы специальные вышивальные иглы с тупым концом.
Начиная вышивание, закрепите правила техники безопасности при работе с иглой.
Для вашего ребёнка проще будет начинать вышивать на цветных квадратиках картона, где предварительно Вы нанесли по контуру рисунка отверстия иглой.
Используйте в работе шов "Вперёд иголку».
Затем можно применить «тамбурный» шов, а потом «крест».
Когда ребёнок овладеет навыком вышивания, можно перейти на ткань, закреплённую в пяльца.
Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра во время вышивания. После окончания работы уберите инструменты и материал в шкатулку.
Поговорите с ребенком о том, какой сюжет они хотят вышить в следующий раз.
Поощрение. Внимательно рассмотрите работу с ребёнком, обязательно похвалите его за старания. Не судите слишком строго! Если это возможно, отметьте аккуратность и терпение. Не акцентируйте внимание на недостатках
Совет: лучше пусть после «не самой ровной» вышивки у ребёнка останется приятное воспоминание о детстве, знакомстве с волшебным видом творчества и об общении с вами, чем ценой детских слёз вы получите в конце концов «качественный», на ваш взгляд, результат, но испортите впечатление о вышивке и отравите детские воспоминания негативом.
Творите с любовью!
И пусть ваш дом всегда будет наполнен гармонией, уютом и теплом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."
Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....
Конспект занятия для средней группы «Знакомство с новым видом народно – декоративного искусства – дымковской игрушкой».
В гости к детям приходит бабушка Маша и знакомит детей с дымковскими игрушками....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...
Виды декоративно- прикладного искусства.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, ...
"Формирование нравственно-эстетических качеств детей через знакомство с видом декоративно-прикладного искусства "вытынанка" (из опыта работы).
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (с использованием нетрадиционной техники рисования) по теме: «Путешествие по видам декоративно – прикладного искусства. Роспись Пасхальных яичек»
Задачи:Образовательная : закрепление знаний детей о народном творчестве (дымковской, городецкой, Полхов-Майдан и гжельской росписях, писанками). Продолжать учить новой технике – рисованию манной крупо...
Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением, как одним из видов декоративно–прикладного искусства.
Данный материал предназначен для поэтапного обучения детей дошкольного возраста бисероплетению, где дети могут выразиться, раскрыть свои творческие способности, приобщиться к искусству. ...