Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением, как одним из видов декоративно–прикладного искусства.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Данный материал предназначен для поэтапного обучения детей дошкольного возраста бисероплетению, где дети могут выразиться, раскрыть свои творческие способности, приобщиться к искусству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство детей дошкольного возраста с бисероплетением, как одним из видов декоративно–прикладного искусства.
« Таланты детей находятся на кончиках пальцев», так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Ручные умения позволяют ребёнку легко преодолевать трудности, развивают его волю, познавательные интересы, способствуют организованности и исполнительности. Все эти качества будут ему необходимы в школьные годы.
Одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка, является развитие его руки и ручных умений, или как принято называть мелкой пальцевой моторики. По развитию детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития мозга ребёнка и его центральной нервной системы, так как существует тесная взаимосвязь полушарий мозга с нервными окончаниями, находящими в подушечках пальцев и кистях рук.
Известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребёнка к письму.
.Бисероплетение является одним из видов художественной деятельности, где дети могут выразиться, раскрыть свои творческие способности, приобщиться к искусству. Занимаясь бисероплетением, ребенок приобщается к миру прекрасного, развивает свой художественный вкус, осваивает сенсорные эталоны: величину, форму, цвет, структуру поверхности. Развивает мелкую моторику, внимание, память. Приучается к терпению, аккуратности, и настойчивости, ведь в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними
Бисер очень необычный материал: красивый, разноцветный. Яркие бусинки привлекают внимание детей. Цветовая палитра бисера не знает предела. Его хочется подержать в руках, рассмотреть, перебрать. Из бисера могут получиться нарядные украшения, забавные игрушки, с которыми можно поиграть, поэтому заинтересовать ребенка в процесс плетения не составит большого труда.
Актуальность
Я работаю в детском саду компенсирующего вида для детей с речевой задержкой .Каждый год к нам приходят дети с нарушением речи, у многих отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Таким детям необходимо развивать пальчики и бисероплетение идеально подходит для этого, а кроме того через бисероплетение дети.приобщаются к истокам русского народного творчества, могут выразиться, раскрыть свои творческие способности
При работе с детьми в первую очередь необходимо учитывать следующее:
1 Особенности развития детей логопатов, их возможности и способности.
2 Возрастные особенности детей.
3 Разработать схемы плетения на год перекликающиеся с лексическими темами, а также с учетом их постепенного усложнения .
4 Поддерживать у детей интерес к бисероплетению.
Цель работы :приобщить детей к истокам народного творчества через искусство бисероплетения,
Задачи по образовательным областям:
1 Познавательное развитие:
- Формировать у детей знания о народном художественном творчестве – бисероплетении.
- Развивать такие сенсорные эталоны, как: величину, форму, цвет.
- Развивать пространственную ориентацию, зрительное внимание, память.
- Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
- Закреплять знания цифр, умение ориентироваться в схемах плетения.
- Закреплять ориентировку в пространстве: справа, слева, в центре, вверху, внизу.
2 Речевое развитие:
- Развивать активный и пассивный словарь детей.
- Учить детей составлять творческие рассказы о персонажах сплетённых из бисера, развивать связанную речь.
3 Художественно – эстетическое развитие:
- Познакомить детей с искусством бисероплетения.
- Развивать фантазию, художественный и эстетический вкус, раскрыть творческие способности детей.
- Развивать у детей цветовое восприятие, закреплять знания об основных цветах и их оттенках, о тёплых, холодных и контрастных тонах.
- Формировать у детей навыки самостоятельно плести работу из бисера.
4 Физическое развитие:
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук и кисти.
- Развивать координацию рук, точность движений, глазомер.
5 Социально – коммуникативное развитие:
-Воспитывать у детей желание работать в коллективе и получать радость от совместно выполненной работы.
- Развивать терпение, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
- Учить детей самостоятельно планировать последовательность работы.
- Воспитывать желание делать подарки своими руками для родных, ветеранов ВОВ, сотрудников д/с.
-Воспитывать усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
Материал необходимый для работы.
1 Проволока для бисероплетения 0,2 – 0,3 мм.
2 Бисер разный по размеру (на первых этапах обучения желательно использовать крупный бисер)
3 Подносы для бисера.
4 Схемы плетения .
Техника безопасности.
Важно объяснить детям, что бисер мелкий материал и обращаться с ним, надо аккуратно. Нельзя брать бисер в рот, не махать проволокой перед лицом. Педагог должен объяснить детям, как это опасно. Чтобы дети не напрягали зрение во время плетения в тёмное время суток, надо использовать дополнительное освещение. Время работы ограничивать, через десять пятнадцать минут делать физкультминутки и зарядку для глаз.
Параллельное низание
(техника параллельного плетения)
Выполняют двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бисеринки для очередного ряда, затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому. Чтобы первый ряд плетения находился в центре проволоки, необходимо сразу после «скрещивания» соединить два конца проволоки и держать их одной рукой, а другой рукой опустить бисеринки вниз в центр.
.
Этапы работы с бисером:
1 этап: Знакомство детей с бисером.
На этом этапе обучения дети знакомятся с бисером. Узнают, что бисером называются мелкие бусины в форме шара или цилиндра с закругленными краями, имеющие сквозные отверстия. Сравнивают и находят отличия между бисером, бусинками и стеклярусом. Знакомятся с изделиями народного творчества, с самобытностью русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев. Приобщаются к русскому- народному творчеству.
На этом этапе дети пробуют самостоятельно нанизывать бисер на проволоку, чередуя его по цвету, плетут простейшие бусы и браслеты.
2 этап: Несложное плетение.
Дети осваивают технику параллельного плетения .Плетут несложные работы, используя медную проволоку, продевая и «скрещивая» ее через бисеринки. Знакомятся со схемами плетения. На этом этапе знакомлю детей с элементарной схемой плетения, где кружочками изображено количество бусинок в ряду. Дети плетут несложные работы, используя крупный бисер.
Детям можно предложить сплести такие несложные работы, как: змейку, цветок, веточку с ягодами, грибочки, овощи, стрекозу.
При выполнении этих работ, дети нанизывают небольшое количество бусинок в ряду.
3 этап: Сложное плетение.
Увеличивая количество бусинок в ряду, добавляя разноцветный бисер и стеклярус, дети плетут самые разнообразные работы. Плетут не только плоские, но и объемные работы. Используют для плетения медную проволоку и леску. А так же крупный и мелкий бисер. Самостоятельно считывают схемы плетения и плетут работы. Схемы на этом этапе усложняются, количество бисера в ряду указывают цифры.
Дети могут сплести: елочку, снеговика. бабочку, человечка, мышку, крокодильчика, цыпленка, зайца, птичку, разнообразные цветы.
Работу по бисероплетению провожу по подгруппам и индивидуально. Чтобы сделать даже несложную работу, нужно потратить на неё немало времени. Бисероплетение – это кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости..
В темное время суток использую дополнительное освещение (настольные лампы). Время плетения ограничиваю до 30 минут. Каждые 10-15 минут провожу физкультминутки и зарядку для глаз. В работе использую крупный и средний бисер.
Чтобы детям было интересно, я использую дидактическую куклу, которая заинтересовывает детей в работу, приносит схемы плетения, образцы изделий.
. Чтобы создать благоприятную атмосферу во время плетения, использую музыкальное сопровождение.
На протяжении всего учебного года стараюсь поддерживать интерес детей к этому виду творчества. В результате работы у детей развивается творчество, художественный вкус, улучшается зрительная память, внимание, пространственная ориентация. Развивается мелкая моторика, точность движения, глазомер. В процессе плетения дети тренируются в умении считать и отсчитывать нужное количество бусинок, закрепляют знания цифр и порядковый счет. Развивается речь, дети составляют творческие рассказы о героев, которых плетут, фантазия. Улучшается сенсорное восприятие, идёт закрепление цветов и их оттенков. Развивается терпение и настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Шаг за шагом, переходя от простого к сложному, дети учатся плести различные работы из бисера. Детские работы украшают раздевалку и групповую комнату. В кукольном уголке стоит ваза с цветами, сплетёнными из бисера. Разноцветные рыбки украшают интерьер кукольной комнаты. Их повесили на леску, что бы дети, дуя на них, разрабатывали дыхание. На цветочной стойке сидят разноцветные попугайчики и весёлые обезьянки, а над цветами порхают бабочки.
К празднику Победы дети дарят свои работы ветеранам.
Детские работы принимают участие в городских и районных конкурсах, где получают грамоты и дипломы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...
Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством
Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к эстетическим ценностям посредством декоративно - прикладного искусства, народных традиций....
Фольклорное выступление "Весна - красна" на научно-практическом семинаре "Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством в условиях реализации ФГОС" 2015г.
Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Аленький цветочек»Истринского муниципального района с.Павловская Слобода2015год...
Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная ...
"Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей жела...
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...