Программа социального партнерства с семьей
рабочая программа (средняя группа) на тему
«Мостик понимания между родителями и ДОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_srednyaya_gruppa.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Ягодка»
Программа
социального партнерства
с семьей
«Мостик понимания между родителями и ДОО»
на 2017-2018 г.
г. Кстово
2017 г.
Социальное партнерство ДОО и семьи в рамках ФГОС
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста.
Полноценное развитие ребёнка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семья и детский сад. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.
Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон РФ об образовании). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В практической реализации данного аспекта возникает потребность в разработке технологии, направленной на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание будет уделяться работе с родителями. Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются: доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, взаимодействие ДОО и семьи.
Наряду с традиционными формами работы ДОО с семьей рекомендуем использовать инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по любой теме; тематические выставки; соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; консультации специалистов; устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; семейные спортивные встречи; почта доверия, телефон доверия; семейные проекты; интеллектуальные ринги детей и родителей; контрольные для родителей; интервью с родителями и детьми на определенные темы; родительская гостиная; конкурс семейных талантов; портфолио семейного успеха; аукцион секретов воспитания и др.
В процессе работы с семьей в ДОО решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.
Пояснительная записка
На современном этапе обновления дошкольной образовательной организации уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями (законными представителями). В законе «Об образовании в РФ» в ст. 44, п. 1. записано, что «родители (законные представители)несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».
Актуальность.
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО.
Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель:
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи:
1. Внедрить новые формы работы с родителями.
2. Установить положительные взаимоотношения с родителями как социальными партнёрами.
3. Пропагандировать педагогические знания.
4. Привлечь внимание родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- Информационно - аналитические:
- Анкетирование
- Тестирование
- Вопросы – ответы
- Познавательные:
- Родительские собрания
- Круглые столы
- Консультации
- Беседы, дискуссии
- Совместное создание предметно-развивающей среды
- Наглядно - информационные:
- Папки-передвижки
- Родительский уголок
- Фотовыставки
- Библиотека-передвижка
- День открытых дверей
- Досуговые:
- Праздники и развлечения
- Дни здоровья
- Экскурсии
- Выставки, творческие конкурсы
- Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОО по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Преемственность согласованных действий.
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Динамичность.
- Поэтапность реализации.
Ожидаемые результаты программы
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Планирование сотрудничества воспитателей с родителями воспитанников средней группы «Вишенка»
(2018-2019 г.)
№ п/п | Содержание | Срок | Ответственный |
1 | Анкетирование родителей «Определить отношения родителей к детской игре и выбору игрушек» | сентябрь | Ст. воспитатель |
2 | Оформление родительского уголка | сентябрь | Воспитатели |
3 | Смотр-конкурс совместных детско-родительских работ «Дары осени» | сентябрь | Воспитатели |
4 | Оформление страницы группы на сайте учреждения – обязательный минимум | сентябрь | Воспитатели Ст. воспитатель |
5 | Папка-передвижка «Внимание – Дети! Безопасность детей на дороге – забота общества!» | сентябрь | Воспитатели |
6 | Родительское собрание «Детский сад и семья: взаимодействие и сотрудничество» | сентябрь | Заведующий ДОУ Воспитатели Муз. руководитель |
7 | Обновление информации в родительском уголке «Витаминоз», «Что нужно знать о прививках», «Грипп, как защитить себя и других» | октябрь | Воспитатели Мед.сестра |
8 | Фотовыставка «Витамины и здоровый образ жизни» | октябрь | Воспитатели |
9 | Осенний утренник «» с видеосъемкой | октябрь | Воспитатели |
10 | Анкета для родителей на выявление степени зависимости от компьютера | октябрь | Ст. воспитатель |
11 | Изготовление и размещение на участках детского сада кормушек «Птичья столовая» | ноябрь | Воспитатели |
12 | Папка-передвижка «Мама моя» | ноябрь | Воспитатели |
13 | Обновление информации на сайте учреждения | ноябрь | Воспитатели Ст.воспитатель |
14 | Анкета для родителей по проблемам дошкольного образования | ноябрь | Ст. воспитатель |
15 | Выставка совместного творчества «Спичка-невеличка» | ноябрь | Воспитатели |
16 | Приобщить родителей к украшению группы к Новому году | декабрь | Воспитатели |
17 | Индивидуальные беседы с семьями воспитанников «О мерах пожарной безопасности при украшении елки» | декабрь | Воспитатели |
18 | Анкетирование «Психологическая зависимость детей от телевизионной рекламы» | декабрь | Ст. воспитатель |
19 | Папка-передвижка «Как устроить Новый год с ребенком дома» | декабрь | Воспитатели |
20 | Новогодний утренник с видеосъемкой | декабрь | Воспитатели Муз. руководитель |
21 | Выставка детских рисунков «Елочку мы в гости ждем» | декабрь | Воспитатели |
22 | Зимнее оформление группового участка | январь | Воспитатели |
23 | Совместное создание предметно-пространственной развивающей среды | январь | Воспитатели |
24 | Консультация для родителей «Осторожно, гололед», «Как провести выходные зимой с детьми» | январь | Воспитатели |
25 | Анкета для родителей по вопросам безопасности жизни и здоровья детей | январь | Ст. воспитатели |
26 | Родительское собрание «Высокая оценка беспечности» | январь | Воспитатели |
27 | Стен газета «Мой папа самый сильный» | февраль | Воспитатели |
28 | Приобщение родителей к расчистке группового участка от снега | февраль | Воспитатели |
29 | Смотр-конкурс макетов «Улица моей жизни» среди семей воспитанников ДОО | Февраль | Воспитатели |
30 | Конкурс рисунков и поделок «Зимние забавы» среди воспитанников ДОО (совместные работы с родителями) | февраль | Воспитатели |
31 | Анкета для родителей «Взаимопонимание между родителей и детьми» | март | Ст. воспитатель |
32 | Консультации «Одежда детей в группе и на улице», «Капризы и упрямство: как с ними бороться» | март | Воспитатели |
33 | Утренник, посвященный 8 марта «Сюрприз для мамы» | март | Воспитатели, музыкальный руководитель |
34 | Выставка детских рисунков «Букет для мамы» | март | Воспитатели |
35 | Памятка «Роль семьи в воспитании ребенка» | апрель | Воспитатели |
36 | Анкетирование «Отношение к ресурсосбережению» | апрель | Ст. воспитатель |
37 | Создание «Почтового ящика для родителей» | апрель | Воспитатели |
38 | Посадка огородов, цветочных клумб | апрель | воспитатели |
39 | Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников ДОО | апрель | Воспитатели, ст.воспитатель |
40 | Смотр-конкурс «Зеленое окошко» среди групп | апрель | Заведующий ДОУ Воспитатели |
41 | Выставка детских работ «Загадки космоса» | апрель | Воспитатели |
42 | Анкета для родителей по оценке деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения | май | Ст. воспитатели |
43 | Родительское собрание «Воспитываем добротой» | май | Заведующий ДОУ Воспитатели |
44 | Консультация «Прогулка в природу» | май | Воспитатели |
45 | Выставка детского творчества «Этот день Победы» (совместные работы с родителями) | май | Воспитатели |
46 | Мастер-класс для родителей и детей «Игры по безопасности» | май | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социального партнерства с семьей
Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Воспитатели должны стать помощниками и заинтересованны...
Программа социального партнерства с семьей (для всех групп детского сада)
Цель: Содействовать адаптации и музыкальному развитию детей средней группы в детском саду посредством активного взаимодействия с родителями. Задачи: - консультировать родителей по всем вопро...
Программа социального партнерства с семьей
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями....
Программа социального партнерства с семьей на 2017-18гг
Здесь представлены разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников в течение 2017 - 2018 учебного года...
Программа социального партнерства с семьей на 2018-19гг
В программе предлагаются Вашему вниманию разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников на 2018-19гг....
Программа социального партнерства с семьей на 2019-20гг
Здесь представлены разные формы работы с семьями воспитанников на 2019-20гг....
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»
Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...