Консультация «Нужно с пальцами дружить, чтоб здоровым, умным быть!»
консультация на тему
Предварительный просмотр:
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС № 149 «Ёлочка»
г.о. Тольятти
Консультация для родителей на тему:
«Нужно с пальцами дружить, чтоб здоровым, умным быть!»
Разработал: инструктор по
физической культуре
высшей категории
Войнова Е.И.
Здоровый и развитый малыш – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребенка крепким, подвижным и умным? К сожалению, таким он не может стать сам. С ребенком надо заниматься.
Формирование и совершенствование мелкой моторики(мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития центральной нервной системы, основа для активизации всех высших психических функций, в частности, речи и мышления ребенка.
Исследования ученных, которые изучали деятельность мозга, психику детей, было отмечено стимулирующее значение функции руки. Еще Аристотель сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. А известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Источник дарований и способностей ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Чем больше малыш умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Это значит, что развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И работа эта – разносторонняя и многообразная – может вестись в 3-х направлениях:
- Пальчиковая гимнастика (активная и пассивная);
- Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных игр, игр в повседневной жизни, в различных видах деятельности.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой
- Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи и, как следствие, развитие мышления.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают «речевую активность ребенка».
- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет наиболее четкой, ритмичной, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, они могут «рассказывать руками» целые истории.
- У детей легче сформировать многие полезные умения и навыки, которые используются в течение всей жизни.
- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком рисования и письма.
Пальчиковая гимнастика может быть как активной, так и пассивной.
Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж стимулирует появление в рецепторах кожи и мышц импульсов, которые, достигая головного мозга, тонизируют центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
К активной пальчиковой гимнастике можно отнести гимнастические упражнения, пальчиковые игры, а также описанные ниже упражнения с использованием различных предметов. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.
Массаж.
Необходимо проводить упражнения в такой последовательности:
- Массаж пальцев. Круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиня от их кончиков;
- Массаж кости с помощью круговых и мнущих движений
- Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.
Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой.
Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев
- Массаж руки (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла – до 1 минуты).
- «Здравствуй, пальчик!» - поочередно пальцы правой руки «здороваются» с пальцами левой руки (большой с большим и т.д.).
- «Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
- «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем левой и правой руки.
- «Замок» - постепенное поднимание пальцев, плотно прижатых друг к другу по параллели: «пошли пальчики гулять, раз, два, три, четыре, пять».
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
- «Шарик» - пальцы обеих рук в щепотке, дуем на них; при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают и.п.
Пальчиковая игра
Мы белье стирали
(Трем один кулачок об другой.)
В речке полоскали,
(Движения ладонями вправо – влево)
Выжали, развесили
(Сжимаем – разжимаем кулачки, имитируя движения развешивания белья)
То – то стало весело!
(Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны)
Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее?
- Хороши игры с МОЗАИКОЙ.
- Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со ШНУРОВКОЙ, БУСАМИ.
- Можно включить задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ.
- Для развития кисти рук и координации движений будут полезны МЯЧИКИ средних размеров, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, твердыми и т.п.
- ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ, КОНСТРУКТОРОМ также способствуют развитию координации движений и развитию мелкой моторики. И здесь можно использовать различные игры.
- Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают ИГРЫ С ТАКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, как:
- Пирамидки, манипуляции с которыми способствуют развитию соотносящих движений рук, совершенствуют движение «глаз – рука».
- Игры с открывающимися игрушками и предметами.
- Вкладыши. Домики – копилки. Пазлы из поролона или дерева тоже полезны для развития мелкой моторики рук.
- Маленькие резиновые игрушки – пищалки, груши небольшого размера укрепляют мышцы пальцев и кистей рук.
- Хорошо, если у малыша есть свой НАБОР: лопатка, совочек,формочки, грабельки, лейка.
- Советую не упускать возможность познакомить сына или дочку с ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
- И наконец, хорошим средством для развития тонкой моторики пальцев рук является игра «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР».
Методические рекомендации для достижения наибольшего результата
- Умелыми пальцы становятся не сразу; проводите занятия регулярно.
- Тренировать руку необходимо в различных движениях – на сжатие, на расслабление.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком. При этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- Все указания даются спокойный, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими – то проблемами; если ребенок неважно себя чувствует или увлечен своей игрой;
- Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое может привести к негативизму. Если малыш постоянно требует продолжение игры, постарайтесь переключить его внимание. Во всем должна быть мера.
- Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что него все получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи!
С какого возраста можно начинать заниматься развитием мелкой моторики.
Когда же нужно начинать формировать и совершенствовать тонкую мелкую моторику кисти и пальцев рук у малыша? Народная мудрость гласит, что развивать мелкую моторику малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться отнасущных потребностях сегодняшнего дня, оставляя что – то на потом.
Эта методическая литература поможет Вам заниматься с ребенком дома.
- Борисенко М.Г. , Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). СПб.: «Паритет», 2003. – 144с.
- Борисенко М.Г. , Лукина Н.А. Творю, строю, мастерю… -СПб.: «Паритет», 2003. – 144с.
- Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. – 2007.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72с.
- Савельева Е.А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста/Е.А. Савельева. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2007. – 40с.
- Узорева О.В. Пальчиковая гимнастика./ О.В. Узорева, Е.А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127с.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXIвек», 2008 – 186с.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста ( 1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики пальцев рук....
Папка-передвижка для родителей "Нужно с пальцами дружить, чтоб здоровым, умным быть!"
Данный материал предлагается родителям для достижения наибольшего результата в развитии своих малышей....
Семинар-практикум для воспитателей "Чтоб красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Семинар знакомит воспитателей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ. В конце семинара воспитатели совмест...
Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить!
Гимнастика для пальчиков...
"Нужно с пальцами дружить,чтоб здоровым, крепким быть"
Консультация для родителей по здоровому образу жизни для детей 3 - 4 лет!!...
Родительское собрание «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»
Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский...
«НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ, ЕСЛИ УМНЫМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ»
Формирование и совершенствование мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития центральной нервной системы, осно...