Родительское собрание «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»
материал на тему
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание (логопункт ДОУ) | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Цель:
1. Сообщить родителям о важности развития мелкой моторики для развития речи детей.
2. В ходе практической деятельности познакомить родителей с играми и упражнениями, разными видами продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики рук.
3. Вовлечь родителей в коррекционный процесс.
Форма проведения: семинар-практикум.
Место проведения: музыкальный зал ДОУ
Участники:
- учитель-логопед логопункта ДОУ
- родители детей, зачисленных на логопункт
- дети, зачисленные на логопункт
- все желающие
Подготовительная работа:
1. Изготовление буклетов «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (Приложение 1).
2. Изготовление приглашений для родителей на собрание (Приложение 2).
3. Организация выставки «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (Приложение 3).
4. Изготовление презентации к собранию (Приложение 4).
5. Оформление музыкального зала ДОУ (столы с заданиями, подбор музыкального сопровождения).
Оборудование:
- Компьютер, проектор (для просмотра презентации);
- Магнитофон;
- «Волшебный мешочек» - 2 шт.;
- Мячики су-джок;
- Карандаши 5 шт.;
- Диск с музыкальными композициями;
- Шарики от «Киндер-яиц» - 4 шт. (в 1 яйце записка со словом «тесто», во 2 – «бумага», в 3 – «бусы», в 4 – «шнурок»);
- Столы – 4-5 шт.;
- Карточки с заданиями – 4 шт.;
- Набор бусин с нитками (проволокой);
- Ножницы;
- Шнуровка;
- Пальчиковый театр «Репка»;
- Мешочки с узелками;
- Конфеты (по количеству участников);
- Буклеты «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить»;
- Приглашения.
Ход собрания
Организационный момент.
Учитель-логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас на нашем тренинге «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!» (слайд 1)
Сообщение «Речь в руке».
Учитель-логопед: Взгляните на слова великого русского педагога В.А. Сухомлинского «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» (слайд 2). Действительно, уже давно доказано, что на развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами (слайд 3). В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Так же ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне (слайд 4). Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
О важности развития мелкой моторики говорит изображение человека-гомункулуса (слайд 5), которое показывает, какой процент головного мозга отвечает за развитие той или иной части тела, смело можно сказать, что большая часть работы головного мозга идет на развитие и работу рук и артикуляционного аппарата. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику, а значит и развивать мозговую деятельность ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь (слайд 6).
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажется трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования.
Основная часть. Практическая.
Учитель-логопед: Итак, уважаемые родители предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой мы узнаем, какие же упражнения полезны для развития мелкой моторики (слайд 7).
Отгадайте, что лежит в Волшебном мешочке? (В мешочке лежит массажный мячик и шарик су-джок, карандаш). Как вы думаете, для чего я положила сюда эти предметы? (ответы родителей)
Верно для массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. В своей практике я использую массаж рук по методике О. Приходько. Давайте вместе выполним некоторые элементы: (Выполняется под музыку).
1. Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке (слайд 8).
2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно (слайд 9).
3. Спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца – 2–4 раза по каждой ладони («рисуем», «мотаем клубочек») (слайд 10).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой – все пальцы кисти массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ») (слайд 11).
5. Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу (слайд 12).
6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз (слайд 13).
Учитель-логопед: Следующий вид работы для развития мелкой моторики, и пожалуй самый любимый у детей и взрослых - ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками). Очень хорошо, если пальчиковая гимнастика выполняется под музыкальное сопровождение.
Сейчас Ваши дети покажут Вам несколько пальчиковых игр, мы попросим Вас поддержать нас и выполнять с нами вместе. (Выполняется пальчиковая гимнастика-игра «Поросенок» (слайд 14), «Паучок» (слайд 15) под муз. сопровождение Е. и С. Железновых)
Учитель-логопед: А теперь я предлагаю детям подойти к своим родителям и вытащить из следующего Волшебного мешочка шарики, внутри которых есть слово, которое и определит следующий вид работы для развития мелкой моторики.
(В мешочке лежат шарики (от Киндер-яиц), внутри которых слова: 1- тесто, 2 – бумага, 3-бусы, 4 - шнурок. Если выпало слово тесто – родитель с ребенком проходит к столу с тестом, если бумага к столу с бумагой и т.д.)
Стол с соленым тестом – родителю с ребенком предлагается вылепить цифры от 1 до 9.
Комментарии логопеда: разминание теста, пластилина или глины развивает силу рук. Когда ребенок разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук (слайд 16).
Стол с бумагой – родителю с ребенком предлагается методом рвения бумаги по контуру сделать фигурку поросенка.
Комментарии логопеда: Рвать бумагу, как ни странно, очень полезно, это занятие развивает соотносящие движения рук, развивает хватание. А рвение бумаги по контуру развивает движения кончиков пальцев (слайд 17).
Стол с бусинами – родителям и детям предлагается сделать бусы.
Комментарии логопеда: Работа с бусинами, кольцами, шариками также развивает соотносящие движения рук (слайд 18).
Стол со шнурочками – родителю и ребенку предлагается прошнуровать фигуру по образцу.
Комментарии логопеда: Работа со шнурочками и шнуровка развивает тонкие движения пальцев рук (слайд 19).
Учитель - логопед: Взгляните, какие чудесные поделки у нас получились. А теперь, я Вам предлагаю отдохнуть с пользой. Сейчас Ваши дети покажут Вам небольшую инсценировку из пальчикового театра (слайд 20).
Дети показывают инсценировку «Репка»
Заключительная часть.
Учитель - логопед: В заключительной части нашего тренинга я предлагаю детям и родителям поиграть в игру «Развяжи узелок – посмотри, что внутри».
(Под динамическую музыку дети при помощи родителей развязывают заранее подготовленные веревочки с узелками на мешочках, в мешочках сладкие призы).
Учитель - логопед: Участники могут забрать с собой честно заработанные и добытые сладости.
Итак, уважаемые родители, как вы поняли, что все проведенные игры и упражнения способствуют развитию мелкой моторики детей. Как видите, все упражнения можно проводить в веселой игре (слайд 21).
И помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе. Вручаю каждому участнику буклет «Чтобы четко говорить – надо с пальцами дружить» (слайд 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить
В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....
"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Развитие мелкой моторики...
Консультация для родителей. "Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"
Для дополнительной работы родителей с детьми ....
Презентация к родительскому собранию «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»
Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...