Семинар-практикум для воспитателей "Чтоб красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
консультация по теме

Давыдова Юлия Сергеевна

Семинар знакомит воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ. В конце семинара воспитатели совместно с логопедом изготавливают пособия из бросового материала "Мякиши" и "Поймай мышку".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЧТОБ КРАСИВО ГОВОРИТЬ – НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ»

Цель семинара-практикума:

Знакомство воспитателей с приёмами и упражнениями,   направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ.

Задачи:

  • выявить взаимосвязь речи и мелкой моторики;
  • показать  различные виды упражнений для развития мелкой моторики;
  • изготовить совместно с воспитателями пособия из бросового материала для детей.

План семинара:

1. Сообщение о роли пальчиковых игр в развитии ребенка.

2. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

3. Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики.

4. Изготовление пособий из бросового материала.

5. Выдача памяток воспитателям.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

“Рука является вышедшим наружу
Головным мозгом”
И. Кант

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.            

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр

Задача специалиста - логопеда – донести до воспитателей значение игр на развитие мелкой моторики. Для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
    Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  • Ежедневная пальчиковая гимнастика (со стихами, скороговорками, звуками). Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с воспитателями проводится игротренинг) .

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

  • Работа с предметами и материалом

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

           Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

2. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

4. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

Игры с крышками от бутылок

Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.  

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

  • Теневой, пальчиковый театр.
  • Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
  • Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
  • Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
  • Выкладывание фигур из счетных палочек.
  • Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Демонстрация игр, пособий и игрушек для развития мелкой моторики

На столах представлено всё многообразие пособий и литературы, которое поможет развить мелкую моторику у дошкольников от 3-х до 7-ми лет. Пособия собраны из речевых уголков в группах, а также из кабинета логопеда.

Изготовление пособий из бросового материала

Игра-забава "Поймай мышку"

Цель. Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.

Материал: по две игрушки мышки, цветные веревочки, палочки.

Использование. Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Пособие «Мякиш»

Цель: массаж (самомассаж) ладони ребёнка.

Материал: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка.

Изготовление: берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, круглый горох, греча). Для того чтобы мука более плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать  её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик.  И у нас получается «Мякиш» с разноцветными волосами и весёлым личиком.

Памятка

Уважаемые воспитатели! В речевом уголке каждой группы должны быть представлены различные материалы и пособия для развития мелкой моторики с учетом возраста детей:

- приспособления для самомассажа кистей и пальцев рук;

- карточки с картинками на тему «Пальчиковая гимнастика»;

- игры с пуговицами (например, «Пуговичная мозаика»);

- игры с сыпучими материалами (например, сухой пальчиковый бассейн);

- игры с крышками от бутылок (например, «Лыжники»);

- игры с прищепками (например, «Покорми рыбок»);

- игры с пипеткой, пинцетом;

- игры с бусинами, макаронами;

- пальчиковый театр;

- трафареты для обводки, штриховки и т.д.;

- различные по структуре материалы (мех, ткань, кожа, пластик, дерево и т.п.) для развития сенсорных ощущений;

- толстые нитки для выкладывания рисунков на бархатной бумаге;

- шнуровки;

- бисерография;

- пластилин; восковые мелки;

- счетные палочки и образцы фигур с ними;

- геометрические фигуры и образцы фигур с ними;

- приложение «Маленький помощник»;

- графические диктанты для детей постарше.

Материалы подготовила:

Учитель-логопед  Давыдова Ю.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"

Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики  пальцев рук....

Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....

Родительское собрание «Чтобы четко говорить – нужно с пальцами дружить!»

Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев.                        В. А. Сухомлинский...

Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».

Внешние участники: воспитатели средней группы.Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.Вид проекта: творчески...

Чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особ...

Семинар-практикум для родителей "Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить"

Семинар-практикум для родителей общеразвивающих групп...