«НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ, ЕСЛИ УМНЫМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ»
консультация (подготовительная группа)
Формирование и совершенствование мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития центральной нервной системы, основа для активизации всех высших психических функций, в частности, речи и мышления ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka-perdvizhka_palchikovaya_gimnastika.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ, ЕСЛИ УМНЫМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ» Здоровый и развитый малыш – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным? К сожалению, таким он не может стать сам. С ребёнком надо заниматься. Формирование и совершенствование мелкой моторики (мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции) - первооснова для развития центральной нервной системы, основа для активизации всех высших психических функций, в частности, речи и мышления ребёнка. Исследованиями учёных, которые изучали деятельность мозга, психику детей, было отмечено стимулирующее значение функции руки. Ещё Аристотель сказал: «Рука – это инструмент всех инструментов». «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. А известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Источник дарований и способностей ребёнка находится на кончиках его пальцев». Действительно, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга. Чем больше малыш умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Это значит, что развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И работа эта – разносторонняя и многообразная – может вестись в 3-х направлениях: 1. Пальчиковая гимнастика (активная и пассивная); 2. Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; 3. Формирование мелкой моторики в специально созданных ситуациях, с использованием настольных игр, игр в повседневной жизни, в различных видах деятельности. Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой
Пальчиковая гимнастика может быть как активной, так и пассивной. Одним из видов пассивной гимнастики является массаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж стимулирует появление в рецепторах кожи и мышцах импульсов, которые, достигая головного мозга, тонизируют центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. К активной пальчиковой гимнастике можно отнести гимнастические упражнения, пальчиковые игры, а также описанные ниже упражнения с использованием различных предметов. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней. Массаж. Необходимо проводить упражнения в такой последовательности:
3) массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу. Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой. Рис. 1 Рис. 2 Рис.3 Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев
Пальчиковая игра для самых маленьких Мы белье стирали, Трем один кулачок об другой. В речке полоскали, Движения ладонями вправо-влево. Выжали, развесили Сжимаем — разжимаем кулачки, имитируя движения развешивания, белья. То-то стало весело! Круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны (фонарики). Какие игры и упражнения могут помочь маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее? 1. Хороши игры с МОЗАИКОЙ. 2. Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со ШНУРОВКОЙ, БУСАМИ. 3. Можно включить задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ. 4. Для развития кисти рук и координации движений будут полезны МЯЧИКИ средних размеров, которые могут быть гладкими, шершавыми, колючими, мягкими, твёрдыми и т.п. 5. ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ, КОНСТРУКТОРОМ также способствуют развитию координации движений и развитию мелкой моторики. И здесь можно использовать различные игры. 6. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают ИГРЫ С ТАКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, как:
7. Хорошо, если у малыша есть свой НАБОР: лопатка, совочек, формочки, грабельки, лейка. 8. Советую не упускать возможность познакомить сына или дочку с ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. 9. И наконец, хорошим средством для развития тонкой моторики пальцев рук является игра «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР». Методические рекомендации для достижения наибольшего результата 1. Умелыми пальцы становятся не сразу; проводите занятия регулярно. 2. Тренировать руку необходимо в различных движениях - на сжатие, на расслабление. 3. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком. При этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. 4. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь. 5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач. Объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 7. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой; 8. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. 9. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание. Во всём должна быть мера. 10. Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что у него всё получается и им довольны близкие взрослые. Хвалите малыша даже за самые маленькие успехи! | |
С какого возраста можно начинать заниматься развитием мелкой моторики Когда же нужно начинать формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук у малыша? Народная мудрость гласит, что развивать мелкую моторику малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возраст, легкомысленно не отмахиваться от насущных потребностей сегодняшнего дня, оставляя что-то на потом. Эта методическая литература поможет Вам заниматься с ребёнком дома 1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. 2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Творю, строю, мастерю… – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. 3. Галкина Г.Г., Дубинина Г.И. Пальцы помогают говорить. – 2007. 4. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 5. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 72 с. 6. Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков: метод.пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е.А. Савельева. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 40 с. 7. Узорева О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узорева, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 127 с. 8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008 – 186 с. 9. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 56 с. Разумеется, список может быть расширен в соответствии с Вашим желанием, требованиями и возможностями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что нужно и чего не нужно делать, чтобы воспитать человека"
Памятка для родителей...
Проект «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
- Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.- Формировать представление о Великой Отечественной войне на основе изучения семейных реликвий о пра...
Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?
Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...
конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"
Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста «Это нужно не павшим, это нужно живым!»
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста«Это нужно не павшим, это нужно живым!»Актуальность:, Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня од...
«Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Любой здравомыслящий человек скажет «ДА. КНИГИ НУЖНЫ»! Отрицать книгу и чтение – значит отрицать человеку самого себя, ведь речь – это один из немногих признаков, отличающих на...
Праздник посвященный Дню Победы "ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"
Праздник посвященный Дню Победы"ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"Цель: Осознание детьми причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему....