Семинар практикум для родителей "Волевая готовность детей к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) на тему
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Семинар-практикум проводится совместно с детьми. это позволит родителям увидеть уровеннь сформированности у детей произвольность действий и уровень волевых усилий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volya.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
«Волевая готовность детей к обучению в школе»
Цель: Повышать уровень педагогических знаний родителей (законных представителей) в вопросах формирования психологической готовности к школе.
Предварительная работа: подготовка аппликации «Клоун», подборка игр, способствующих развитию произвольности внимания.
Материал, оборудование: клей, цветная бумага, ножницы, игрушка.
Ход:
Родители сидят в кругу. Вопрос для обсуждения: «Что такое сила воли? Для чего она нужна и когда появляется?»
Педагог-психолог поясняет: Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.
Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.
В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.
В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово « нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.
К 3-м годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».
Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми.
В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.
У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.
Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…
Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. Родителям предлагается выполнить задание «Корректурная проба», затем проверить друг у друга, найти ошибки.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
Родителям предлагается игра «Найди и промолчи».
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения, достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он принял, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Ребенок должен уметь:
- Понимать и принимать задачу, ее цель
- Спланировать свою деятельность.
- Подбирать средства для достижения цели.
- Преодолевать трудности, достигая результат.
- Оценивать результаты деятельности.
- Принимать помощь взрослых при выполнении задания.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.
В самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.
Ребенок должен:
- Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
- Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.
- Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
В зал приглашаются дети, с ними проводится игры способствующие развитию произвольности, концентрации внимания:
- «Найди и промолчи» Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре.
- «Руки». Дети стоят в кругу, руки спрятаны назад. Ведущий показывает на любого игрока. Этот игрок руки не показывает, а показывают его соседи слева и справа.
- работа по группам – аппликация «Клоун».
Научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, принимать и выполнять правила, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, отмечать успехи (поощрять). С этой целью перед действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким вопросом взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?". Необходимо учесть, что работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия - очень важный этап.
А итогом нашей сегодняшней встречи станет игра «Какой я сегодня».
Электронная литература
https://nsportal.ru/user/402146/page/gotovnost-k-shkole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Семинар-практикум для родителей "Готовность детей к школе"
Семинар-практикум разрабротан для родителей детей подготовительной к школе группы с целью выявления знаний родителей о 4 компонентах готовности детей к школе (мотивационный, интеллектуальный, коммуник...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...
Семинар-практикум для родителей «Использование возможностей тимбилдинга как средства формирования коммуникативно-личностной готовности детей к обучению в школе»
Данная разработка представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучен...
«Готовность детей к обучению в школе». Речевая готовность.
общесадовское родительское собрание для родителей будущих первоклассников, на котором в сценке были проиграны и рассказаны основные речевые навыки, которые должны быть сформированы к началу обучения в...
Семинар-практикум для родителей " Готовность детей к школе. Как провести лето с пользой".
Материалы для семинара-практикума для педагога -психолога ДОУ....
Семинар-практикум "Речевое развитие дошкольников- основа успешного обучения в школе"
семинар-практикум для родителей...