Развитие мышления и речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Мясникова Оксана Дмитриевна

Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка.

Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной действительности, на который ребёнок выходит через речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_i_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

     Речь ребёнка в 2 года активно формируется на фоне развития основных психических процессов. Мышление помогает ему сравнивать предметы друг с другом, устанавливать простые связи. Повышение устойчивости внимания позволяет слушать рассказы или чтение взрослого. Память и восприятие всё больше совершенствуются и дают возможность с большим успехом осваивать нормы родного языка. Слушание коротких сказок и небольших рассказов происходит уже осмысленно, ребёнок может повторить за взрослым и сложные слова, простые фразы, и небольшой кусочек пересказать самостоятельно.

      На втором году жизни малышу интересно всё, что происходит вокруг него. Он наблюдает за предметами окружающего мира и осваивает действия, которые с ними можно производить. Главные проводники в мир новой информации – взрослые из ближайшего окружения. Но получить от них помощь и новые знания малыш может, если он владеет речью. Общение с близкими людьми — главный стимул освоения родного языка в возрасте от двух до трёх лет. Когда ребёнку исполняется два года, он живёт по особым психическим законам, и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.

     Именно в это время основной вид деятельности ребёнка - предметная деятельность.  Предметная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребёнка, поэтому и называется ведущей деятельностью. Примитивные, на первый взгляд, действия, которыми занят малыш  (катает мяч, стучит молоточком, лепит кулич и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Ребёнок усваивает окружающую действительность, накапливает чувственный опыт. Следовательно, понимание и освоение мира происходит сначала  через решение практических задач.

    Какова связь между развитием речи и мышлением ребёнка? С помощью речи  ему сообщаются определённые знания, передаются умения и навыки. В слове заложено знаковое обозначение всего окружающего мира. Но люди не могли бы выразить ни одной мысли, если бы язык не обладал обобщающей функцией. Эту закономерность языка малыш усваивает особенно интенсивно и четко на третьем году жизни. Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот приём склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.

 Нужно дать образец правильного суждения: «мячик красный», а яблоко красное; «кошка лежала», а кот лежал. Такая работа – это начало освоения связной речи. Одновременно с обучением составлению фраз, обращают внимание на произносительную сторону речи. Хотя возможности малыша ещё невелики, всё равно родители учат его говорить чётко, стараться правильно произносить звуки и слова.

     Обобщение является мысленным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Обобщение – это новый, более высокий уровень мыслительной действительности, на который ребёнок выходит через речь.

    У двухлетнего малыша начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Особое внимание следует уделять расширению активного словаря и формированию первичных представлений об окружающем мире.

       Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль режиссерских игр в развитии мышления, воображения, речи детей дошкольного возраста

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а т...

Роль эмоционального общения со взрослыми в развитии мышления и речи детей раннего дошкольного возраста

Роль эмоционального общения со взрослыми в развитии мышления и речи детей раннего дошкольного возраста...

Статья «Игровые упражнения как средство развития активной подражательной речи детей раннего возраста».

Актуальность. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не толь...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

«Сенсорное воспитание как основа формирования логического мышления и развитие математических представлений у детей раннего возраста»

Мышление, это процесс познания чего-то нового и неизведанного. Помогает в развитии логического мышления сенсорное воспитание, являясь основой математических представлений у детей раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».

Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...