Семинар-практикум «Сказка как коррекционно-развивающее средство в процессе детско-родительского взаимодействия»
консультация на тему

Нелли С.

В рамках данного мероприятия, происходит знакомство родителей со сказкой как коррекционно-развивающим средством в процессе взаимодействия с ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как коррекционно-развивающее средство в процессе детско-родительского взаимодействия»

Цель: знакомство родителей со сказкой как коррекционно-развивающим средством в процессе взаимодействия с ребенком.

Задачи:

- знакомство с понятием «сказкотерапия»;

- рассмотрение преимуществ использования сказки как средства для разрешения проблемных ситуаций в жизни ребенка;

- знакомство родителей с различными способами и приемами сказкотерапии для гармонизации отношений с детьми.

 Время: 4 часа.

       

Сегодняшнее занятие, как и все последующие, будет проходить в виде тренинга. Круг, в котором мы сейчас сидим, это пространство тренинга – рабочее пространство нашей группы. На основе общения друг с другом в этом пространстве мы будем узнавать себя, исследовать свои желания, потребности, возможности. Чтобы наше общение было эффективным, необходимо следовать нескольким простым правилам взаимодействия:

  1. необходимость посещения всех занятий без пропусков и опозданий;
  2. право каждого на собственное мнение;
  3. конфиденциальность информации, полученной на занятиях;
  4. активность каждого участника группы в течение всего тренинга;
  5. взаимное уважение друг к другу (когда один говорит, остальные слушают);
  6. ведущий ответственен за выполнение программы тренинга, поэтому он имеет право ограничивать участников в высказываниях, сокращать время выполнения того или иного задания.

Упражнение «Я – сказочный герой»

Цель: знакомство участников друг с другом, умение ассоциировать себя со сказочным героем.

Содержание:  каждый участник ассоциирует себя с каким-либо сказочным героем, объясняет, почему он так считает. Перечисляет те качества, признаки, которые указывают на его сходство с этим героем. Пример: «Я похож на зайчика, потому что я – мягкий и пушистый» и т.д.

Теория

Сказка имеет большое значение в жизни ребенка. И ее можно использовать как коррекционно-развивающее средство в процессе взаимодействия с ребенком. Сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком  о психологических трудностях на его собственном языке. Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать любые удары судьбы; с их помощью родители могут лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Взрослым следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Общаясь с детьми, родители должны говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения. Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми.

В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, которые не похожи на проблемы взрослых. Читать ребенку морали и нотации бесполезно, а иногда взрослый просто не может найти для объяснения ребенку чего-либо подходящих слов, не знает, как можно дать понять ему, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

Выход – самому взрослому погрузиться в мир ребенка – в мир фантазий и волшебства. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев, но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Это наилучший способ анализа окружающего мира. Это язык детей, который взрослые успешно забыли. Значит, надо вспоминать, - именно в этом помогут сказочные истории.

Что дают сказочные истории?

  1. Они рождают у ребенка ощущение, что родители его понимают, что их интересуют его проблемы.
  2. Они представляют ребенку возможные варианты выхода из сложных жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать – и окончание обязательно будет счастливым.
  3. Помогают родителям лучше узнать своего ребенка и стать к нему ближе.
  4. Помогают развлечь ребенка и принести ему пользу.

Сказки можно рассказывать детям любого возраста: дошкольного, младшего школьного и подросткового. Основным критерием должен служить интерес ребенка к сказке.

В сказочных историях можно выделить 4 группы тем, которые они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия и обиды, возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.

2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок, досаждающий родителям и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное «Я», часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и «забитым».

3. Страхи тревоги по самым различным поводам. Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – все в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка, - тогда требуется помощь. Еще надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

Как использовать сказочные истории?

Самый простой способ – чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться – значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней приводит к отторжению.

В процессе чтения можно попросить ребенка высказать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит, что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.

Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, - спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. Однако, необходимо соблюдать два основных правила.

Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения «правильно», «верно», «неверно», говорите только «мне кажется», «на его месте я бы….»

Во- вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» ребенку. Как только он хочет что-то сказать, - заканчивайте и слушайте его. Лучше всего, если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.

Однако не стоит «затягивать» обсуждение. Если ребенок устал – это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.

Если ребенок не хочет ничего говорить, - не заставляйте его.

После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимает напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.

После рисования (необязательно сразу же, может, быть завтра или послезавтра), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него. Вы можете говорить об истории в целом, однако центром вашей беседы должен быть момент, который изображен на рисунке.

Упражнение «Рисование сказки» 

         Цель: знакомство со средствами сказкотерапии.

        Содержание:  родители прослушивают сказку «Маленький гном» (Приложение 23), затем ее рисуют на листах.

Обсуждение: каждый участник рассказывает о том, что изобразил на рисунке, о своих ощущениях во время выполнения задания.

Возможные вопросы для обсуждения с ребенком:

- почему Шарли не нравилась жизнь с маленькой сестренкой?

- как Шарли рассказал бы о своих чувствах (связанных с сестрой) своим родителям?

- что самое важное сказала мышка?

- почему Шарли изменил свое отношение к сестре?

Разминка

Участники делятся на 4 группы. Первая группа – огонь, вторая – вода, третья – воздух и четвертая – земля. Под музыку («Времена года» Чайковского) участникам предлагается с помощью движений как можно более полно передать свою стихию. Затем группы меняются так, чтобы в результате каждый показал все стихии.

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуация, конец сказки и др. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующие его внутреннему состоянию поворот сюжета, действия героев, завершение сказки. Он находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения, в этом заключается психокоррекционный смысл процесса переписывания.

Сказку можно «проиграть». Сначала необходимо раздать роли, решить с ребенком кто будет кем. Желательно, чтобы выбор здесь сделал сам ребенок. Затем  выстраивается «сказочное» пространство: «диван будет морем, стул – горой, коврик – домом». Теперь можно начинать. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, текст сокращать, при этом акцентируя внимание на ключевых моментах.

Упражнение «Сказка «Теремок»

Цель: знакомство со средствами сказкотерапии, развитие умений играть роль.

Инструкция: «Одним из средств сказкотерапии является постановка сказки. Сейчас мы с вами попробуем проиграть сказку «Теремок», чтобы вы могли использовать этот прием при взаимодействии с ребенком. Нам нужно поставить сказку. Сначала вспомним, о чем эта сказка, затем каждый выберет себе роль. В конце занятия покажем спектакль».

1 этап.

Нужно вспомнить содержание сказки. Все участники садятся в круг, тренер зачитывает сказку «Теремок».

2 этап.

Происходит распределение ролей. Лучше предложить самостоятельно решить, кем участники хотят быть.

3 этап.

Непосредственно театрализованная игра. Тренер следит за соблюдением общего сюжета (берет на себя роль сказочника).

4 этап.

Обсуждение «игры актеров» и поведения персонажей:

- легко ли было сыграть роль?

- что вы чувствовали, когда играли роль?

- довольны ли вы выбором персонажа или вам хотелось бы сыграть кого-то другого в этой сказке?

- кого вы точно не хотели бы сыграть?

Сочинение сказок. Родители могут придумать свою сказочную историю, где фигурирует ситуация, которая в данный момент беспокоит ребенка. Сначала необходимо создать главного героя, с которым ребенок мог бы идентифицироваться. Наиболее простой путь – «Жил-был мальчик, которого звали (имя, созвучное имени ребенка), ему было столько-то лет (соответственно возрасту ребенка). Он жил с мамой и папой (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и т.п.) в большом доме. Больше всего он любил играть в». 

Можно выбрать не столь «прямого» героя, а например, любимого сказочного героя ребенка.

Затем наделяем этого героя положительными чертами, желательно теми, которые есть у ребенка (их можно преувеличить), или теми, которых у него нет, но нам кажется, что они помогли бы ему в данной ситуации: веселый, смелый, умеет справляться со сложностями, справедливый и т.п. Не стоит излишне идеализировать сказочного героя. Задача родителей – сделать свою историю настолько интересной, чтобы привлечь внимание ребенка, помочь идентифицироваться с героем и вновь пережить вместе с ним все происходящие события.

Затем герой помещается в проблемную ситуацию, аналогичную той, которая волнует ребенка в данный момент. Проблемные ситуации, которые беспокоят детей, где можно применить сказку, могут быть такими: отсутствие друзей; трудности с учебой; тяжелые отношения между родителями; смерть близкого человека; появление в семье младшего или приемного ребенка; агрессивность; детская ложь; бранные слова; и другие проблемы. Следует живо и ярко описать чувства и мысли, а не только поступки персонажей, чтобы ребенку было легко найти объяснение всему происходящему.

Когда в процессе сочинения сказки вы дойдете до момента, который необходимо «отработать» с ребенком (коррекция страха), введите в сюжет новый персонаж (добрая фея, мудрый старик и др.), который подскажет герою новое решение. Таким образом ребенку можно косвенно показать, как надо правильно действовать. И если предложенное решение действительно реалистично, то, скорее всего ребенок им воспользуется.

Упражнение  «Сказка-сочинялка»

Цель: знакомство со средствами сказкотерапии, развитие творческих способностей.

Содержание: вся группа сидит в круге. Ведущий предлагает участникам сочинить сказку с любыми героями, направленную на коррекцию страха темноты у ребенка. Каждый из участников придумывает одно предложение, но так, чтобы оно было продолжением предыдущего рассказа. Упражнение начинает ведущий.  Ведущий: «Я хочу рассказать тебе интересную историю про одного мальчика, который боялся темноты».

Обсуждение:

- легко ли было сочинять сказку на заданную проблему?

- что вы чувствовали во время выполнения задания?

- как вы считаете, удалось ли «отработать» проблему ребенка с помощью данной сказки?

Упражнение «Сказочная страна» (групповой коллаж)

Цель: создание мотивации на совместную работу, знакомство со средствами сказкотерапии.

Оборудование: ватман, журналы, ножницы, клей, фломастеры, карандаши.

Содержание: на листе ватмана, который размещается в центре стола, участники с помощью предложенных материалов изображают сказочную страну. Важно участие каждого. В это время звучит приятная «сказочная» музыка. Когда коллаж готов, необходимо провести обсуждение, на котором каждый участник расскажет, какие свои фантазии, мечты и желания он отобразил в коллективной работе.

Упражнение «Рефлексия занятия»

Цель: подведение итогов работы.

Оборудование: мяч.

Инструкция: «А сейчас я попрошу каждого сказать, что вам больше всего запомнилось или понравилось в сегодняшнем занятии».

Характеристика: каждый участник круга говорит о том, что ему понравилось и запомнилось в этом занятии больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и воспитателей - Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Семинар практикум для родителей и воспитателей: «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши; ...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, но и актуализация навыков, которыми он недавно овладел. Ведь именно в игре дети с ОВЗ познают окружающий мир, пространство, которое их ок...

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийИгровые технологии являются с...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...