Семинар практикум для родителей и воспитателей: «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
методическая разработка по теме
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши; его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми эталонами, которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши; его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми эталонами, которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены, т. к. обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы-восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.
Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно – ребенок может выполнить сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с незнакомым заданием, сразу же переходит к хаотичным действиям. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки – пробами и промериванием. Этому их надо учить специально.
Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или шарики диаметром 2–3 см, сачок для аквариума.
Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую коробку. Показывает, как это сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (правой или левой).
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
Поймай рыбку
Цель. Та же: развивать положительное отношение к игре.
Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пойманных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Педагог показывает все действия.
Развитие зрительного восприятия
Восприятие формы
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опору на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориентировки в задании являются пробы, которым и нужно научить проблемного ребенка.
В дальнейшем он определяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение определять форму предмета и соотносить ее с формами других предметов.
Практическое выделение формы
Поймай игрушку
Цель. Учить практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках; заранее готовить руку в соответствии с формой предмета.
Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или сеточки с игрушками.
Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассматривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2–3 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круглые, квадратные, многоугольные); мелкие игрушки или картинки.
Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемежку две коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей: один прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3–6.
Чей домик?
Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (треугольная, круглая, шестиугольная, квадратная); объемные геометрические формы (шар, куб, шестигранная и треугольная призмы), по размеру подходящие к соответствующей прорези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием. Кладет около нее шар и куб, говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик и что в нем должно находиться: шарик или кубик. Педагог вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку он предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и призму, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Ты правильно подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик)».
Найди окошко
Цель. Та же.
Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квадратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т. д.); объемные геометрические формы.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ребенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями, что усложняет задание, выполнение которого требует большей организации деятельности, большего числа проб.
Что катится, что не катится
Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка; учить опираться на нее в деятельности.
Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим детям прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному – кубик, другому – шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирают шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».
Сделай картинку (занятие)
Цель. Учить видеть форму в предмете; соотносить форму прорези и вкладки; составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
1-й вариант.
Оборудование. Две доски по типу доски Э. Сегена (на каждой по 2–3 прорези): на первой – прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей (квадрата и треугольника), на второй – для выкладывания неваляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей (прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме соответствующие прорезям.
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него получилось.
2-й вариант.
Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображением мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтажного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоугольника).
Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки вперемешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а потом сказать, какое изображение получилось.
3-й вариант.
Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три треугольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы), поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямоугольника, маленького треугольника – трубы и двух кругов; вагон – из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие прорезям на доске.
Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части – три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей – пять овалов разных размеров, круг и треугольник), чебурашки (шесть частей – пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сложить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова перейти к ограниченному количеству изображений.
Почтовый ящик
Цель. Та же.
Оборудование. Почтовый ящик – пластмассовая или деревянная коробка с шестью прорезями разной формы; десять объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Зрительное восприятие формы
В играх данного раздела нельзя действовать с помощью практической ориентировки, форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и промеривания.
Найди свой стул
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму; осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пластмассовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по количеству детей.
Ход игры. (Проводится сначала с подгруппами из 2–3 детей, затем количество участников увеличивается до 5–6.) Педагог кладет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квадрат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по одной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу, и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет результат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог раскладывает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми.
По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.
Найди свою пару
Цель. Та же.
Оборудование. Два одинаковых комплекта геометрических форм одного цвета по количеству детей.
Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.
Бегите ко мне
Цель. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком; развивать внимание детей, умение действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы (квадратные, прямоугольные и треугольные) по количеству детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним – квадратные, другим – треугольные, третьим – прямоугольные. Они разбегаются под удары в бубен. С прекращением звучания останавливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков, чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сигналом должна служить форма флажков.
Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
Цель. Та же.
Оборудование. Листы картона с изображениями домиков по количеству детей. На каждом листе изображены два домика (на двери одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери другого – мишка с треугольником в лапах и т. п.); картонные трафареты животных; мелкие геометрические формы.
Ход игры. (Проводится вначале как индивидуальное занятие, а затем со всей группой детей.) Перед ребенком на столе раскладывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предлагает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Педагог берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его дом?» Вместе с ребенком он находит дом мишки и говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок? Помоги мишке найти такой же формы ключ». (Показывает на геометрическую форму в лапах мишки.) Ребенок берет с подносика треугольник. «Молодец, ты правильно нашел ключ – тут изображен треугольник и ты взял его», – говорит педагог. Надо отметить, что геометрическая форма называется только тогда, когда ребенок произвел выбор ее. Затем он находит ключ к домику собаки.
Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновременно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педагог проверяет результат у каждого ребенка.
Угадай, что я нарисовала (занятие)
Цель. Учить вычленять контур предмета; соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок, овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, состоящие из нескольких частей, но в основе – одна простая форма (неваляшка); затем предметы, состоящие из 2–3 простых форм (снеговик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п.).
Педагог ставит на свой стол два предмета – куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Затем педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.
После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар», – говорит педагог, поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».
Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом с предметом.
Лото (отыскание формы)
Цель. Та же.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной – круг, квадрат, треугольник; на другой – круг, овал, квадрат; на третьей – квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.); набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется.) Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем педагог переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6–9 форм.
В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
У кого такое?
Цель. Закреплять знание названий форм, предусмотренных программой; осуществлять выбор формы по ее названию.
Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты с изображением геометрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Он не показывает маленькую карточку, а только называет форму: «У кого круг (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)?» Дети поднимают руки, педагог дает каждому из них соответствующую маленькую карточку. Ребенок сам проверяет правильность ответа путем сопоставления образца со своей картой. Только после этого педагог оценивает результат.
Куда идет зайка?
Цель. Та же: последовательно передвигать предмет по намеченному пути.
Оборудование. Три небольших кубика, на гранях даны изображения геометрических форм (на одном – треугольники и круги; на другом – треугольники, овалы, круги и прямоугольники; на третьем – круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, шестигранник); три картонных листа с изображением схемы пути, где ориентирами служат геометрические формы; пластмассовая фигурка зайчика (мишки, собачки и т. п.).
1-й лист. Внизу – начальный пункт движения, от которого вправо и влево отходят два пути. На равном расстоянии от начальной точки находятся ориентиры: с одной стороны – круг, с другой – треугольник. На следующей точке ориентиры меняются: там, где был треугольник, становится круг, и наоборот. Эти ориентиры расположены около конечной цели. В конце одного пути дано изображение детского сада, в конце другого – изображение зайкиной избушки.
2-й лист. Изображение построено по тому же типу, но в одном месте каждая линия пути раздваивается. Таким образом в конце пути оказывается уже не два пункта назначения, а четыре: детский сад, избушка зайчика, дерево, елочка.
3-й лист. Та же схема пути, как и на втором листе, но в качестве ориентиров используются все шесть форм.
По мере усвоения игры, когда дети научатся последовательно проходить путь по ориентирам и правильно соотносить форму на игровом кубике с формой на листе, можно сделать новый кубик, наклеив на него другие формы, например трапецию и т. д. Можно изменить изображение на листе – сделать три дорожки и т. п.
Ход игры. Педагог играет вместе с детьми. Он показывает 1-й лист и говорит: «Зайку можно провести к домику или в детский сад. К домику он пройдет по этой дорожке. Посмотрите внимательно! На ней расположены формы: сначала вот такая – круг, потом треугольник. В детский сад зайка пройдет по этой дорожке. Здесь сначала находится треугольник, потом круг. Если зайка придет домой, он поиграет на бубне, а если в детский сад – попляшет с детьми. Дорогу нам покажет вот этот кубик». Педагог бросает кубик, смотрит, какая наверху форма, и дает посмотреть детям. Ставит фигурку зайчика в начало пути и ведет его к той форме, которая выпала на кубике. Если это круг, ведет налево, проводит по дорожке, обращает внимание, что нужно искать близлежащую форму, нельзя перескакивать. Потом бросает кубик второй раз. Если снова выпадает круг, зайке придется стоять на месте. А выпадает треугольник, он продолжает путь и проходит по дорожке к домику. Зайка радуется, благодарит, берет бубен и играет. В том случае, когда зайка приходит в детский сад, он приглашает всех детей поплясать с ним. При повторном проведении игры фигуркой действует ребенок. Педагог следит за правильностью выбора форм, за соблюдением направления движения.
Аналогично проводятся игры с использованием 2-ого и 3-его листов. Причем применяют уже другие игровые кубики.
Магазин
Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.); карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).
Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
Найди форму в предмете
Цель. Та же.
Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (Чебурашка, елка с игрушками, дом и т. п.); конверты с разными геометрическими формами по количеству детей.
Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта два круга. Все формы раскладывает на листе под изображением Чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами, оказывает детям необходимую помощь.
Запоминание, связанное с представлениями о форме
Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому особенно важно правильно организовать формирование представлений у детей с отклонениями в развитии, так как данный процесс у них значительно затруднен. С проблемными детьми начинают работу по запоминанию того материала, который ими хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму круга, квадрата и т. д., ему нельзя давать игры на запоминание этих форм.
Узнай и запомни
Цель. Учить детей запоминать воспринятое; осуществлять выбор по представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат, и т. д.); набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением трех форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем по три (9 форм).
Запомни и найди
Цель. Та же: производить по представлению выбор форм, названных словом.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям карты, они накрывают их листами бумаги. Педагог называет одну из форм, мысленно отсчитывает до 15, затем просит детей снять листы бумаги и показать на карточке нужную форму (не называет ее повторно). После этого показывает маленькую карточку-образец, дети проверяют свой выбор. «Правильно, это круг», – говорит педагог, вновь называя форму.
Найди похожую
Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».
Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.); плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Ход игры. Перед педагогом на столе находятся разные игрушки. Он показывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из геометрических форм, например круг. Дети 2–3 с смотрят на него. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку. Затем педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: «Правильно, они похожи, мяч круглый». Если же выбор сделан неправильно, он говорит: «Нет, я показал круг, а зеркало овальное» – и вновь просит ребенка найти такую же форму, как образец. Ребенок, который правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.
Ищи и находи
Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Игрушки разной формы.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.
Угадай, чего не стало
Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их; оперировать образом форм в представлении.
Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб), экран, наборное полотно.
Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Дети хорошо знают ее название.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятал».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.
Восприятие величины
Величину так же, как и форму, ребенок учится различать практически. Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
В процессе действий с игрушками проблемный ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, зрительное восприятие величины будет более точным.
На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим, и маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим под ним человеком и оказывается низким по сравнению с многоэтажным домом.
В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой-маленький» существуют частные: «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий». Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.
Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы для того, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.
Практическое выделение величины
Спрячь шарик в ладошках
Цель. Учить ориентироваться на величину предметов; соотносить действия рук с величиной предметов.
Оборудование. Шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький); поднос.
Ход игры. Педагог кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает детям, как спрятать шарик в ладошке. Потом вызывает кого-либо и предлагает взять любой из двух шариков и так же спрятать его. Если ребенок берет маленький шарик, он сможет выполнить задание, если же большой, то шарик остается видимым. Педагог говорит, что шарик не спрятался, его видно, потому что он большой. Затем раздает всем детям разные шарики и просит спрятать их в ладошках. Результаты выполнения задания педагог обсуждает с детьми. После этого снова раздает детям шарики, на этот раз предоставляя им выбор.
Спрячь игрушки
Цель. Та же: пользоваться пробами при выполнении задания.
Оборудование. Зайчики, мишки (игрушки большие и маленькие); коробки двух размеров по количеству детей.
Ход игры. Педагог раздает детям по две коробки с крышками (двух размеров) и по две игрушки – большую и маленькую. Просит детей спрятать игрушки в коробочки и закрыть крышками. Обращает внимание на то, что, если крышка не закроется, значит игрушка не подходит для этой коробки – ее надо спрятать в другую, а то придет волк и увидит зайчика. Таким образом он побуждает детей пробовать.
Опусти шарик в коробку
Цель. Продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком; учить детей пробовать закреплять знание слов «большой», «маленький».
Оборудование. Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорит детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает ребенка и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Он выполняет задание путем проб. Когда маленькие шарики спрятались в домике, педагог обращает внимание детей на то, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
Помоги мишке и кукле
Цель. Та же.
Оборудование. Кукла и мишка (или мишка и зайка и т. п.); разные по величине геометрические фигуры (два шара, два кубика, два параллелепипеда); коробки с прорезями, соответствующие контурам геометрических фигур.
Ход игры. Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями, около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку. Говорит, что кукла и мишка играли вместе, а теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Педагог вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шар в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) не будет хватать игрушек, он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз, но с большим вниманием: большой шар опускать в большое отверстие, маленький шар – в маленькое отверстие.
Ребенок выполняет задание правильно, кукла и мишка радуются, благодарят его. Затем педагог ставит на стол коробки с квадратными прорезями. Приходят уже другие игрушки, педагог вызывает ребенка. Игра повторяется.
Протолкни шары (кубы, бруски)
Цель. Та же: учить соотносить по величине плоскостные и объемные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.
Оборудование. Коробки, в каждой из которых по 4–5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные), но разной величины; геометрические формы разной величины, соответствующие величине отверстий.
Ход игры. Педагог раздает детям коробки, геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в свое отверстие. Педагог обходит детей, смотрит, как они действуют, просит пробовать и показывает, как это делать.
Каждый ребенок может повторить задание. В дальнейшем детям дают коробки с другими формами.
Спрячь матрешку
Цель. Познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование. Двухместные матрешки по количеству детей, большая двухместная матрешка для воспитателя, мишка.
Ход игры. Педагог ставит на стол матрешку, рассматривает ее с детьми, потом раскрывает и достает маленькую матрешку: «Еще одна матрешка! Маленькая!» Педагог показывает мишку и предлагает матрешкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая матрешка его находит. Мишка говорит, что теперь должна спрятаться маленькая матрешка, а он будет ее искать. Мишка отворачивается. Маленькая матрешка просит большую спрятать ее. Педагог медленно раскрывает большую матрешку и так же медленно вкладывает в нее маленькую, закрывает обе половинки и говорит: «Ищи, мишка!» Но он не может найти и уходит. После этого педагог раздает детям матрешек, раскладывая перед каждым одну целую и две половинки, просит всех спрятать маленьких матрешек, чтобы мишка их не нашел. Мишка возвращается, ищет матрешек, но не находит и снова уходит. Педагог хвалит детей, радуется вместе с ними.
Матрешки
Цель. Та же.
Оборудование. Матрешки 3-6-местные по количеству детей.
Ход игры. Педагог раздает детям 3-местные матрешки (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую, учит детей пробовать. Если у ребенка остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда дети научатся складывать 3-местную матрешку, им дают 4-6-местные. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы по возможности ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
Построй башню
Цель. Та же.
Оборудование. Круглые формочки-песочницы (вкладки) по количеству детей.
Ход игры. Педагог достает вложенные друг в друга формочки, раскладывает их на столе и говорит, что сейчас построит красивую, прочную, высокую башню. Просит внимательно посмотреть, как надо строить. Затем, постепенно начиная от самой большой формочки, ставит их друг на друга. Момент постройки обыгрывает: вместо нужной формочки берет одну из маленьких, ставит неровно, постройка падает: «Нет, формочка маленькая, возьму побольше». Берет другую, но и та не подходит. Наконец берет нужную, и та прочно устанавливается на основании – не сдвигается. Педагог радуется и достраивает башню, время от времени пробуя и примеривая формочки и обращая внимание детей на необходимость добиваться устойчивости в конструкции.
Достроив свою башню, педагог может предложить кому-либо построить рядом такую же или раздает комплекты формочек каждому ребенку и просит их построить свои башни. В ходе работы педагог поощряет правильность выбора той или иной формочки и говорит, что благодаря этому башня становится устойчивой.
В заключение педагог оценивает работу детей. «Все построили красивые, прочные башни: внизу – самая большая формочка, а наверху – самая маленькая». Затем дети собирают все формочки, складывая их в одну. Действуют уже без показа, самостоятельно. Педагог наблюдает, как они переносят усвоенный принцип в новую ситуацию.
Уложи куклу спать
Цель. Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»); учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
Оборудование. Две куклы (большая и маленькая); два набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол; строительный материал разного размера.
Ход игры. Дети сидят полукругом в игровом уголке. Перед ними две куклы. Педагог говорит, что куклы устали и хотят спать, но у них нет кроваток, надо построить их. Обращает внимание на заранее приготовленный строительный материал. Вызывает двоих детей и предлагает им построить кровати для кукол. При необходимости педагог оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Он также не должен напоминать о величине кукол и кроватей. Принцип соотнесения их по величине дети должны выделить сами. Когда кровати будут построены, педагог предлагает всем посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, спрашивает, какая кровать для какой куклы построена. Дети кладут кукол и таким образом проверяют соответствие величин кукол и кроватей. В оценке результатов должны участвовать все дети. Если же дети-«строители» допустили ошибки (кровать оказалась слишком велика для маленькой куклы или слишком мала для большой), педагог предлагает построить новые. Затем достает белье и просит других двоих детей постелить его на кровати. При этом дети вновь контролируют величину построек. Когда кровати застелены, педагог сам раздевает, укладывает кукол и говорит: «Вы хорошо помогли куклам: эта кукла больше – вы построили ей большую кровать, кукле будет удобно спать. Эта кукла меньше – вы построили маленькую кровать. Ей тоже будет удобно. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку, а на маленькую кровать – маленькую простынку и маленькую подушку. Теперь куклы будут спать спокойно».
Оденем кукол
Цель. Та же.
Оборудование. Четыре куклы разного размера; два комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой).
Ход игры. Вначале детям дают двух кукол – самую большую и самую маленькую, т. е. кукол, резко контрастных по величине. «Куклы встали после сна и забыли, кто в чем был одет, – говорит педагог. – Помогите им одеться». Раскладывает на столе вперемежку два платья, два чепчика. Величину предметов педагог не называет, дети должны самостоятельно выбрать одежду для кукол. Педагог вызывает ребенка и просит его найти куклам их вещи. В случае ошибочного выбора педагог не останавливает ребенка, а предлагает примерить выбранную вещь маленькой или большой кукле, т. е. практически убедиться в своей ошибке. Когда куклы одеты, педагог помогает детям закрепить свои действия в слове: «Эта кукла большая – ей маленькое платье не подойдет, а нужно большое платье и большой чепчик. А эта кукла маленькая – ей нужно маленькое платье и маленький чепчик».
Вариантом игры может быть задание «Оденем кукол на прогулку». Игра проводится так же, но дети надевают куклам пальто и шапку.
В дальнейшем можно дать сразу 3–4 куклы и увеличить количество одежды для них.
Кто скорее свернет ленту?
Цель. Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку; обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».
Оборудование. Две ленты, закрепленные одним концом на палочках: одна из них длинная (50 см), а другая короткая (20 см); ленты одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры. Педагог предлагает детям научиться свертывать ленту, показывает, как это делать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их длин была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» сразу обоим детям и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».
Нарядные зверюшки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки); ленты длинные и короткие по числу игрушек; длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокруг шеи мишки (собачки и др.) и завязать красивый бант.
Ход игры. Педагог рассаживает на стол игрушки (мишек, зайчиков, собачек, кошечек и т. д.) и говорит, что зверюшки хотят устроить праздник и просят их нарядить – завязать им красивые банты. Вызывает двоих детей, предлагает каждому взять одну игрушку и по одной ленте (на столе две ленты – длинная и короткая). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке. Педагог помогает им. Естественно, у того, кто взял длинную ленту, бант получается, а у другого нет. Педагог спрашивает у ребенка с длинной лентой, получился ли из нее бант. После чего показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена, – говорит педагог, – у нее бант не получился. Какая была лента у собачки? (Вместе с детьми снова рассматривает ленту.) Она короткая. Из короткой ленты бант не получился». Потом вызывает следующую пару детей и снова предлагает им выбрать ленты. Если оба ребенка хотят длинную ленту, заменяет короткую на длинную. Когда всем зверюшкам завязаны банты, педагог обобщает: «Из длинной ленты можно сделать бант, а из короткой нельзя». Затем предлагает детям поплясать с игрушками, дает каждому игрушку, и дети свободно пляшут.
Построй ворота
Цель. Обратить внимание на высоту и ширину предметов; учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; закреплять знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».
Оборудование. Строительный материал (бруски разной величины); машины разной величины (высокая с подъемным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая и узкая).
Ход игры. Дети сидят полукругом, педагог на стуле напротив них. Сбоку от него на полу лежат вперемешку бруски разного размера. Педагог ввозит в круг машину (грузовую или легковую) и предлагает кому-либо построить для нее ворота. Ребенок строит ворота, и педагог прокатывает через них машинку к ребенку, тот вновь катит к педагогу. Машину могут катать друг к другу двое детей. Затем педагог берет новую высокую машину (подъемный кран) и предлагает прокатить ее через ворота. Дети катят машину, ворота падают. Педагог просит восстановить ворота и попробовать прокатить машину медленно. Обнаруживается, что машина не проходит, так как она выше ворот. Педагог спрашивает, что надо сделать, чтобы машина прошла в ворота, стараясь навести на мысль о постройке новых, высоких, ворот. Когда ворота будут построены, дети прокатывают через них машину, а педагог говорит: «Ворота были низкие, а машина высокая, она не могла проехать. Теперь мы построили другие, высокие, ворота и машина проехала». Затем детям дают широкую машину, ворота раздвигают вширь. Педагог подводит итог, объясняя, что для широкой машины нужно построить широкие ворота. При повторном проведении игры можно предложить нескольким детям одновременно строить ворота, учитывая их размер с величиной машины по высоте и ширине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и воспитателей - Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Формирование временных представлений посредством моделирования и дидактических игр у детей с ЗПР»
Как лучше объяснить детям, что такое части суток, дни недели, времена года; запонмить названия, обзначающие эти понятия? Семинар-практикум помогает родителям повысить уровень компетентности по данной ...
Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...
Семинар-практикум для родителей. Тема «Игры и упражнения по развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ»
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР.. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию...
Семинар- практикум«Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
данный практикум поможет родителям правильно подобрать дидактические игры для каждого ребенка в соответствии с его способностями и интересами....
Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр.
Елена Антоновна СтребелеваКоррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр...
Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию коррекционно-развавающих технологий...