Консультация для родителей «Использование русских народных игр в нравственно- патриотическом воспитании старших дошкольников»
консультация на тему

Горенюк Алёна Александровна

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад        №56«Северяночка»

               

                                                             Подготовила:

                                                                                воспитатель Горенюк А.А.

                             Нижневартовск,2018

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование русских народных игр в нравственно- патриотическом воспитании старших дошкольников».

 Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В связи с этой проблемой была составлена консультация для воспитателей. Россия, Родина, нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, ребенок, воспитатель Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ ,и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это дом в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его детский сад, окружающая природа. Это сказки, песни, книги, игры. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Конечно детям ещё недоступно в полном  объёме  понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Однако прежде чем стать патриотом, надо  знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться. В соответствии с этим сегодня возрастает роль и ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Это занятия, беседы о Родине, о родном крае, природе , о знаменитых людях страны, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов. просмотр кинофильмов, рассказы, целенаправленные игры. Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь).Народный фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Первые впечатления возникают уже при использовании понятных и близких детям потешек, попевок, закличек, плясовых мелодий, игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и и неиссякаемой энергией русского народа. Всё это близко эмоциональной, жаждущей двигательной активности .натуре ребёнка. Его личность развивается и формируется в деятельности. Народная игра представляет собой неотъемлемую часть народной педагогики и педагогической культуры этноса, обладающую культурно- исторической и социально-педагогической ценностью и требующую ввиду своей самобытности особого рассмотрения, а также специфических методик практического использования в воспитании и развитии личности в современных условиях. Являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить важным средством приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект нравственного и патриотического воспитания. Потенциал народной игровой культуры включает возможности социально-нравственного совершенствования и диагностические возможности игры, позволяющие отслеживать динамику социально- нравственных качеств ребенка. Народная игра позволяет обеспечить функцию переноса содержания и форм нравственного поведения ребенка из игры в реальную жизнь, в конкретные обстоятельства его социального бытия, закрепить устойчивые навыки социально ценного поведения и отношений. Народная педагогика посредством организации игровой деятельности передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений. Через игры формируется детское художественно-образное мышление. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями. К сожалению, народные игры находятся сейчас в критическом, едва ли не в катастрофическом состоянии. Выросло целое поколение воспитателей и родителей, не умеющих не только приобщить детей к народным играм, но и вообще мало что о них знающих. Педагогами-профессионалами не используется и сотой доли того, что известно. Игра, как и любое другое творчество, ярко отражает внутренний мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и детское сообщество. В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей часто однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Именно поэтому педагогические коллективы многих детских садов предпринимают попытку возрождения народных игр и активного их использования в педагогическом процессе, определив одну из основных задач - научить ребенка самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры. Из собственного опыта, мы видим, как растёт интерес детей и воспитателей к народным играм, праздникам, игрушкам. Насколько такой подход способствует развитию детей, помогает приобщить их к истории и культуре своего народа, понять то особенное, что отличает его от других стран, понять особенности образа жизни разных народов, учит уважать отличное от своего мировоззрение других. Народные игры – наше национальное богатство, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Их роль трудно переоценить. С педагогической точки зрения народные игры отличает широкая направленность: в каждой решается сразу несколько практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тренируется воля, закрепляются полезные навыки общения и неписаные законы существования в группе). Поэтому, расставив по-новому игровые акценты, воспитатель при помощи одной и той же игры может решать разнообразные проблемы. Так, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке, обеспечить необходимую физическую нагрузку, развивать моторику. Акцентировав драматическую сторону и соответствующим образом распределив роли, разрешить некоторые психо-коррекционные вопросы; уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию — проводить логопедическую работу; предложив детям подробнее проиграть бытовые подробности — расширять их знания о народной культуре. Не говоря уже о том, что каждая из игр сама по себе способствует развитию эмоциональной сферы детей, так как игровой процесс сопровождается яркими эмоциями и переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль Русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

О роли русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Мощным и самым доступным воспитательным средством в дошкольном возрасте является народная сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое кол...

Консультация для родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительны...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе реализации проекта     «Защитники земли русской»

Разработка и реализация долгосрочного педагогического проекта с детьми подготовительной группы...

Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами

Старший дошкольный возраст – это  один из важнейших  этапов  в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка.  В этот возрастной период у детей закла...

Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.

В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...