Роль народной куклы в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
консультация (старшая группа)
Опубликовано 27.11.2024 - 20:51 - Андросова Ольга Ивановна
Роль народной куклы в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
Аннотация: с точки зрения воспитания, целесообразно вводить народных кукол в жизнь современных детей. Давно известно, что только игра оживляет куклу, и ребенок сам решает, как играть со своей куклой – будь она простым поленом, обернутым в ткань, или же тряпичной куклой.
Ключевые слова: истоки, нравственно-патриотическое воспитание, народная тряпичная кукла, культура, традиции, оберег.
«Маленькая тряпичная кукла –
это хранительница глубоких традиций,
она обогащает наш духовный мир
и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день».
Так говорили о тряпичной кукле наши предки.
Приобщение детей к истокам народной культуры, одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек очень важна.Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Народная культура несет в себе ценный опыт воспитания, опыт передачи этнокультурных традиций от старших поколений –младшим. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.
Тряпичные куклы – удивительные создания! Это оберег настолько древний, что сейчас даже трудно сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Но смысл в куклах был и остаётся великим. Кукла, сделанная своими руками, обладает магической силой с самого первого узелка, она становится одушевленным существом. Например: защищает, поддерживает в трудную минуту, а порой даже и ребенка от хвори вылечит.
Издавна игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и самого себя, обретая образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. В кукольных играх девочки учились шить, вышивать. К куклам относились очень бережно, передавая их от бабушки к внучке, от матери к дочери.У девочек, когда они играют и делают народную тряпичную куклу, воспитывается чувство материнства, а также развивается мелкая моторика рук.
Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. С их помощью дети постигают премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь.
Кукла, сделанная своими руками, обладает магической силой, и она становится почти одушевленной. Кроме того, изготовление куклы можно назвать куклотерапией, так как онаимеет мощные антистрессовые свойства.
Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития детей было выделено несколько функций:
Дети через игры с куклой знакомятся с народными традициями и обычаями.
Через куклу девочке силой внушающего воздействия передаётся идеальный образ девушки, матери, хозяйки.
Происходит становление таких чувств, как доброта, смекалка, находчивость, забота.
Игра с традиционной народной куклой не имеющей лица, побуждает воображать, придумывать ей разное настроение.
Развитие креатива способствует многообразию материалов для ее изготовления.
Так как тряпичные куклы похожи на образ человека, их любят изготавливать не только девочки, но и мальчики, все с удовольствием играют с ними.
Таким образом, игра с тряпичной куклой выполняет оду из важных ролей в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста. Народная тряпичная кукла несомненно приносит радость ребенку, приучает его к труду, снимает эмоциональное напряжение, помогает проигрывать разные ситуации и развивает творческие способности.
Народная тряпичная кукла доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых, элемент культуры, обеспечивая связь поколений, фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.
Список литературы
Денисова Т. Hародные куклы-обереги.- СПб.: Питер, 2016. – 64 с.
Кирюшатова Т.Н. кукла в помощь! Советы деда-кукловеда. –Спб.: Издательство «Антология» 20ё19. -40с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб.: «Паритет», 2017.-224с.+ вкл.
Москин Д., Яшкова Т. «Загадки народной куклы», «Периодика», Петрозаводск, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народного искусства в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. "Русские ремесла".
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Прививать любовь к своей культуре, бережно относиться к материальным и духовным ценностям своего народа.Программное содержание:Уточнять...
"Роль народной песни в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Материалы представленные на Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании-2021»...
Консультация для педагогов ДОУ «Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Викторина по книге Юлии Ивановой «Матрешка. Кукла с секретом»...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
Консультация для педагогов ДОУ «Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Викторина по книге Юлии Ивановой «Матрешка. Кукла с секретом»...
Консультация для воспитателей "Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль народных игрушек в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей...