Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами
методическая разработка

Старший дошкольный возраст – это  один из важнейших  этапов  в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка.  В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает   появляться интерес к общественным явлениям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

2слайд. Тема моей работы: «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами».

3 слайд.

Актуальность личного вклада в развитие образования.

Старший дошкольный возраст – это один из важнейших этапов в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка. В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к общественным явлениям жизни.

Одной из возрастных особенностей старших дошкольников является подражание, выбор какого - либо поведенческого идеала и стремление быть похожими на него.

В русском фольклоре есть много эпосных жанров, которые воспевают силу и мудрость, доброту и отзывчивость, учат помогать в трудную минуту, защищать слабых, почитать родителей, заботиться о ближних.

К одному из таких жанров относятся былины, которые отличаются величавостью, торжественностью тона, грандиозностью рассказывания, а главное, былинный эпос раскрывает в себе кодекс героического поведения, образец для подражания, обладая влекущей силой примера.

Былины отражают в своем содержании высокие нравственно - этические и общественные идеалы русского народа. Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории, тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом. Богатырь - это человек, носитель традиций и чаяний русского народа.

4 слайд

Условия формирования личного вклада в развитие образования.

Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.

Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.

5 слайд.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования.

В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральная идея воспитания - идея народности.

ФГОС ДО И ФОП дошкольного образования ставит задачу социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека, когда закладываются основы его личностной культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности общества.

6 слайд.

Цель и задачи педагогической деятельности.

Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: Формирование у детей уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно - патриотические чувства к Родине и её истории.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.

Задачи:

Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре устного народного творчества.

Познакомить детей с традициями, укладом жизни, подвигами былинных богатырей, с историческими событиями нашей Родины.

Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне.

7 Слайд. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что Если использовать русские народные былины в работе с дошкольниками, то

позволят решить блок важнейших задач в формировании патриотизма:

- воспитание любви к Отечеству;

- воспитание чувства гражданина, которое проявляется в готовности служить Родине, защищать ее;

- воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, малой Родине.

8 слайд

Наша работа на 3 этапа:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – итоговый

(Вы их видите на экране)

9 слайд

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга по уровню сформированности у дошкольников интереса к былинному эпосу и истории России. Былины можно и нужно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста, они помогают заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Наблюдения показали, что дети не могут понять содержание былин и характер героях.

10 слайд Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство родителей считают тему приобщения детей к основам русской народной культуре актуальной и интересной.

11 слайд Схема работы с детьми (вы видите на слайде)

12 слайд Мною была проведена серия занятий по изобразительной деятельности

рисование: «Богатырь» и др.

Цель: Научить рисовать русского богатыря в доспехах; учить изображать характерные особенности костюма – шлем, кольчуга.

13 слайд

Лепка «Богатырские доспехи» и др.

Цель: закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию, добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

14 слайд

Аппликация «Богатырь»

Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа, о богатырях - защитниках Земли Русской.

15 слайд

Конструирование из строительного материала “Дом для богатыря”

Цель: Сформировать умения у детей анализировать схему постройки, выделяя её части, планировать этапы создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал. Расширение представлений о богатырях – защитниках.

16 слайд

Перед занятиями была проведена предварительная работа:

чтение (вниманию дошкольников предлагаются былины в пересказе, дается пояснение незнакомых детям слов, выражений, основной упор делается на эмоциональное восприятие);

просмотр фрагментов мультипликационных фильмов (Илья Муромец и др.)

рассматривание картин и иллюстраций.

17 слайд

Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Былинные герои вызывают восхищение, демонстрируют образцы нравственного поведения, патриотизма, помогают воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

18 слайд

Использовались всем известные подвижные народные игры: «Ловишки», «Жмурки», «Бояре», «Горелки», народные подвижные игры Владимирского региона и игры-драматизации «Как на тоненький ледок», «Ворон», «В тёмном лесе», “Взятие крепости”, “Поймай хвост дракона”. Последние игры особенно привлекали детей, так как они давали возможность нарядиться в красивый костюм и выступить в главной роли. От желающих не было отбою.

19 слайд

Самым увлекательным для детей моментом при знакомстве с былинами была экскурсия в библиотеку им. Бринского. Экскурсии всегда интересны детям: они расширяют границы познания, создают особое эмоциональное настроение, вызывают чувство сопричастности с чем-то необычным; позволяют увидеть много нового. Мы подробно познакомились с внутренним убранством русской избы, с некоторыми придомовыми постройками, колодцем. Особенно много радости вызвала у детей экскурсия, когда всем разрешили посидеть на русской печи, а потом угостили картошкой в «мундире», сваренной в чугунке. Впечатлениями от экскурсий дети делятся с родителями, любят рассматривать фотографии, сделанные во время экскурсий, причём возвращались к просмотру неоднократно. Создаётся впечатление, что, как при чтении любимой сказки: чем больше читаешь и рассматриваешь картинки, тем интереснее.

20 слайд

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО:

За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок художественной литературы внесла новые книги, изготовила новые дидактические игры. Собрала картотеку былин, которую использовала в режимных моментах. Изготовила Лэпбук, которое содержит дидактические игры.Так же была разработана серия конспектов по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием былин.

21 слайд

Первичное знакомство родителей с этой темой проходит на родительском собрании, где дети выступают главными героями былины. Основная задача - привлечь внимание родителей к былинному эпосу, раскрыть красоту и величие русских былин. В дальнейшей работе с родителями используются как традиционные формы работы такие как:

консультации - «Знакомим ребенка с былинным эпосом», «Развиваем творчество детей на былинах»,

тематические выставки - «Былина – кладезь народной мудрости» (нравственно – патриотическое воспитание), «Богатырская наша сила, сила духа и сила воли» (физическое воспитание), опросник, так и

нетрадиционные:

мастер – классы - «Учимся понимать и работать с былинами», «Техника изготовления витража» (по содержанию былин),

игры – викторины по типу игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»,

проведение совместных занятий детей с родителями на былинном материале.

Совместные мероприятия способствуют установлению неформальных, доверительных отношений с родителями, сближению педагогических позиций детского сада и семьи, что оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России.

22 слайд

Домашнее чтение былин, для сформированности представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения жанра русского народного творчества — «былины».

23 слайд

Был проведен мониторинг для определения результативности проведённой работы

Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях детей о жизни, быте, основных занятиях людей в Древней Руси, знаниях основного содержания былин и их героях.

Благодаря работе дошкольники познакомились с одним из видов устного народного творчества, получили представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважении к социуму, любви к Родине. Расширился их кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях и традициях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников. Созданные условия способствовали формированию познавательного интереса к историческому прошлому, национальной культуре, родному языку.

Перспективы работы

Продолжать разрабатывать комплекты методического обеспечения для познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста.

Продолжать взаимодействие с родителями и педагогами ДОО, по теме «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами»

24 слайд Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Обобщён опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами»

Разработан «Методический банк» (перспективные планы, конспекты ОД, картотека игр по патриотическому воспитанию, медиатека, консультативный материал для педагогов и родителей).

Созданы книжки малышки «Русские богатыри», «Мир в котором мы живем», «Наша Родина».

Изготовлены: лэпбук «Русские богатыри», дидактические игры: «Собери богатыря в поход».

Использована новая форма взаимодействия с родителями «Диалог с родителем» через Веб-платформы.

25 слайд

Обмен и передача опыта среди коллег:

Участие в РМО по духовно – нравственному воспитанию детей старшегодошкольного возраста на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами»

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с русскими народными былинами»;

Доклад на родительском собрании: «Использование ИКТ в работе с детьми по познавательному развити.

26 слайд Результативность профессиональной педагогической деятельности

и достигнутые эффекты представлена на слайде

27 слайд. Литература, которую я использовала в работе, вы видите на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по "Нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников при ознакомлению с родным краем"

Тема самообразования   «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с родным краем»...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"

план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"...