Значение применения нетрадиционных художественных техник в изобразительной деятельности для развития ребенка
консультация на тему

Дмитриева Надежда Евгеньевна

Изобразительная деятельность ребенка-дошкольника. Нетрадиционные художественные техники и их влияние на развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Значение применения нетрадиционных художественных техник в изобразительной деятельности для  развития ребенка»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была, несомненно. Каждый ребѐнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, реализовать свой творческий потенциал. А эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, огорчает, волнует ребѐнка, что в свою очередь характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.

Для каждой возрастной группы они свои. 

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками,
  • рисование ватными палочками,
  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • оттиск поролоном,
  • печать по трафарету,
  • свеча и акварель,
  • набрызг,
  • тычкование.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

  • кляксография обычная,
  • рисование зубочисткой,
  • монотипия,
  • батик.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.

В организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации, развитию мелкой моторики. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Кроме этого оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, помогает установить творческий и эмоциональный контакт с ребенком, создает предпосылки активного общения. Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Для того чтобы изобразительная деятельность была полноценной, необходимо создать соответствующие условия и дома.

  • Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте;
  • Наличие и разнообразных материалов: бумага, картон, краски акварельные и гуашь, стакан для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, восковые мелки, клей ПВА и клей-карандаш, тканевая салфетка, ножницы, штампики (колпачки от фломастеров, пуговицы, другие рельефные предметы), пластилин, стеки, доска для лепки.

Материал должен находиться в доступном для ребенка месте, чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.

Заведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо найти возможность практического применения рисунку (аппликации) оформить в рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку.

Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу для творческого развития ребенка.

Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки.

Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные условия, но и психологические: обогащайте жизнь ребенка яркими впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт, так как именно он является основой творчества; стимулируйте интерес и желание ребенка творить, верьте в его силы и говорите ему об этом, будьте доброжелательными, искренне заинтересованными в общении с ребенком.

Если ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не уверенность в его способностях. Если ребенок просит о помощи - не отказывайте ему в этом, помогите, но не делайте все за него.

Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на этом внимание, а обратите внимание на аккуратность работы. Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка. Поддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания словами. «Нашел из-за чего плакать!», «Подумаешь, краска растеклась». Лучше окажите практическую помощь. Бережно и осторожно относитесь и результатам детской деятельности.

Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения, сделает их более близкими и доверительными, поможет ребенку чувствовать себя любимым и защищенным.

Итак, рисование нетрадиционной техникой:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • способствует развитию выразительности художественных образов;
  • развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список использованных источников:

  1. Валенкова, Е. Г. Опыт работы по теме «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://docviewer.yandex.ru/view/599337262/
  2. Топоркова, Н. Ю. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-netradicionye-tehniki-risovanija-v-sovmestnoi-dejatelnosti-detei-i-roditelei.html
  3. Хафизова, Ф. Ф.    Повышение педагогической культуры родителей. Консультация по вопросам организации художественно-творческой деятельности в домашних условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/12/konsultatsiya-dlya-roditeley-organizatsiya

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования (печатками из ластика) «Волшебница осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной те...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Нетрадиционные художественные техники в изобразительной деятельности дошкольника

Нетрадиционные художественные техники в изобразительной    деятельности дошкольника...

Районный семинар - практикум "Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным творчеством через применение нетрадиционных художественных материалов"

25 марта я побывала на семинаре практикуме, на котором мы изготавливали композицию на Георгиевской ленточке, "веточка яблони". Материал с которым мы работали - Фоамиран. Я впервые работала с...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...