Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).
статья по коррекционной педагогике на тему

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у детей  с НОДА  и ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП).

Пластилинография - как средство коррекции у детей  с НОДА (ДЦП).

У детей, страдающих детским церебральным параличом, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.                                                         

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предмета, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия,  различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений.                                 Процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности требует особого подхода и организации. Чтобы добиться оптимальных результатов, на занятиях воспитатель отдает предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей.                                        

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски. Кроме того, следует разнообразить материал для лепки, не ограничиваясь пластилином. Можно использовать не только глину, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Приготовление теста можно поручить детям, это придает занятию оттенок игры и дополнительно тренирует руки. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что также существенно повышает мотивацию детей.                         

В работе с детьми с церебральным параличом на начальном этапе обучения важная роль отводится использованию приема пассивных движений (рука в руке), когда ребенок действует не самостоятельно, а с  помощью.                

Качественный эффект дает использование метода совместных действий (так называемое «сотворчество»). Этот метод позволяет воспитателю в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, представляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся у ребенка, обеспечить ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.                        

Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук, самостоятельно или воспитателем. Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели была подобрана картотека доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений. Нужное упражнение выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (колобок), на последующих занятиях, получая репку или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим цыпленка, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать физкультминутки в творческие занятия, так как память у детей кратковременная и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась и дети утомились, можно провести короткую физминутку, затем коротко повторить задание.                 

Чтобы повысить интерес ребенка к работе, его эмоциональный настрой, в занятие включаются элементы драматизации. Например, лепим колобка или репку - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборники песен из мультфильмов, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используется художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы, народный фольклор. В группе имеется наборы для драматизации, что позволяет любое занятие легко превратить в увлекательную сказку.                         

Главное в работе с пластилином – не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное занятие, тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результата своей работы. А это залог будущего успеха.                

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для воспитателя является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В последнее время намечаются новые подходы, позволяющие разнообразить изобразительную деятельность, в том числе и лепку, через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию творческого потенциала ребенка, развитию личности ребенка в целом.                        

Одним из таких методов работы в нашем дошкольном отделении  является использование нетрадиционной художественной техники  изобразительного искусства – пластилинографии, важнейшей задачей которой является – развитие мелкой моторики, побуждение пальчики работать. Данная техника хороша тем, что, что позволяет быстро достичь желаемого  результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольника, делает ее более интересной и увлекательной.         

Рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ  мы начинаем с коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков. Одним детям можно поручить скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон. Другим детям - делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, т.к. все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Если ребенок сделал что-то не удачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Элементы, с которыми дети не справляются, выполняет воспитатель, внося свой вклад в общий творческий процесс. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.

При  работе по созданию пластилиновых картин, пластилиновой аппликации можно использовать различные техники и приемы работы с пластилином. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин.

Например:

1. После того, как пластилин нанесли на основу, рисунок процарапывается стекой или палочкой.

2. Рисовать пластилином можно раскатывая «горошки» или «жгутики», а затем выкладывая узором по всей поверхности, заполняя весь рисунок.

3. На рисунок сначала наносятся кусочки пластилина, которые размазываются пальцем к середине, а затем заполняется центральная часть рисунка. Работу можно сделать рельефной, наложив сверху часть объемного изображения.

При выборе того или иного способа лепки, не забываем обращать внимание на индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить изображение, используя как можно меньше элементов. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: его цвете, пластичности. Ведь ребенок только начинает познавать мир через сложный процесс творчества. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку с ОВЗ развивать координацию, согласованность движений пальцев рук, регулировать силу мышечных усилий. Рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму. Занятия пластилинографией улучшают внимание, память, зрительно-пространственное восприятие. Все это может служить важным средством коррекции недостатков сенсомоторной сферы детей с НОДА(ДЦП).

Высокий интерес детей к данному виду работ обусловлен интересом экспериментировать со знакомым материалом, их захватывает процесс творчества. Они имеют возможность практического использования результатов продуктивной деятельности: украшают интерьер группы и дома, дарят их родным и близким.

Результаты творческой работы детей нашего дошкольного отделения участвовали в районных и городских конкурсах, где получили высокую оценку жюри и стали победителями.

                                         

Список литературы

1. Бражникова А. В. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014.

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.

3. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии / Екжанова Е. А.// Дефектология.. — 2003. — № 6. — С.51–54. 5.

4. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004

5. Развитие с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планиование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с

6. Филиппова, Л. Пластилинография как средство формирования художественных возможностей детей риска / Филиппова Л.// Коррекционно-развивающее образование. — 2010. — № 3. — С. 26–29.

7. Серия книг для развития творческих способностей дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эс...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники - кляксография с трубочкой. Тема: "Новогодняя ёлка".

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным...

Программа кружка "Веселый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства-пластилинография для детей 4-5 лет

   Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными п...

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...