Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников
статья (младшая группа) по теме

Саблина Елена Михайловна

В данном материале родители смогут ознакомиться с тем, какое влияние на речевую активность имеет развитие мелкой моторики. Почему так важны пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики как фактора речевой активности дошкольников

В настоящее время стало очень заметно то, что уровень речевой активности у детей резко снизился. Наверно это происходит все потому, что взрослые люди стали меньше общаться, разговаривать со своими детьми, играть, и не говоря уже про чтение художественной литературы. Взрослые вечно спешат куда-то, всегда заняты своими делами, а дети предоставлены сами себе. Не уделяется развитию речи должного внимания. Лучше включить им любимые мультфильмы и пусть себе спокойно смотрят и не мешают. В этом то и заключается беда. Малыши становятся просто слушателями, а не собеседниками. И вот после этого родители еще и удивляются, почему их ребенок практически не говорит или говорит на непонятном языке даже для них сами?

    И действительно, проблема исправления речи в наше время является очень важной и актуальной, т.к. у многих детишек есть нарушения речи.

    Но есть способы решения этой проблемы. Но чтобы все получилось, нужно провести огромнейшую совместную работу.

   Для решения этой проблемы взрослым поможет элементарное развитие мелкой моторики пальцев рук. Не зря еще советский писатель В.А.Сухомлинский в свое время говорил: «Способность и одаренность ребенка находится на кончиках его пальцев». И это действительно так и есть. Исследования физиологов как отечественных, так и зарубежных доказали, что движения рук влияют на работу головного мозга и тем самым на речевую активность ребенка. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем ему легче выполнять различные действия.

    У детей с нарушениями речи наблюдается плохая координация движений пальцев рук.

   Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка: внимание, мышление, воображение, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

    Если считать, что эта работа крайне важна, то ее надо начинать с раннего детства, так как именно в это время малыш впитывает в себя всю информацию как губка.

   Но для того, чтобы работа по сенсомоторному развитию была более эффективной, необходимо соблюдать ряд требований:

- работать нужно систематически и без перерывов;

- в работе необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка;

 - работать нужно в непринужденной обстановке, не напрягая ребенка и не перегружая его информацией;

-эта работа прежде всего должна радовать малыша, приносить положительные эмоции.

    Всем известно, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры и развлечения.

   Такие игры способствуют не только развитию речи, но и развитию воображения, детского творчества, взаимопониманию между детьми и взрослыми. Но как могут помочь игры?

   К примеру, пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Во время проведения пальчиковых игр нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и его мозговая деятельность активизируется. А что такое пальчиковые игры?

   Пальчиковые игры-это не только интересные занятия, на и  конкретные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

   Пальчиковые игры и упражнения очень разнообразны. Особенно нравятся малышам народные игры-потешки. Не зря же их передают из поколения в поколение. Еще существуют увлекательные народные потешки,- «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.

  Во время игры с пальчиками дети учатся подражать  взрослым, формируют усидчивость, развивают интерес к совместным играм, создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребенка.

  Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.

   Важную роль в развитии мелкой моторики у детей имеют игры с различными предметами. Также существуют разные дидактические игры на развитие координации рук, зрительного восприятия и внимания.

   Большое внимание в индивидуальной работе следует уделить работе со шнуровками, играми-вкладками.

   Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.

  Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики пальцев рук у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

Литература:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Практическое пособие для педагогов и родителей-М.: АРКТИ, 2006.-88с.
  2.  Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.:Гном-Пресс, 2000.-16с.
  3.  Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.-48с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики - средство повышения речевой активности ребенка.

Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы....

Мастер - класс на тему "Мелкая моторика, как фактор речевого развития"

Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, поделиться наработками по данной теме....

Развитие мелкой моторики как фактор развития речи детей

О том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвеч...

Консультация "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"

            Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов этого является формирование мелко...

Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»

laquo;Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».(И. И. Павлов)...

2024-2025 Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»

Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»...