Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»
проект (младшая группа)

Витеева Ксения Олеговна

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(И. И. Павлов)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Проект

«Влияние развития мелкой моторики

на формирование речевой активности младших дошкольников»

Разработала:

воспитатель 2 младшей группы Витеева К.О.

Смоленск, 2024 г.

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(И. И. Павлов)

Название проекта: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников».

Тип проекта - творческий.

По целевой установке - образовательно – оздоровительный.

По составу – групповой (дети 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников).

По продолжительности – проект долгосрочный (рассчитан на один год).

Актуальность.

Детский сад – первое звено в системе образования. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ребенок должен владеть речью как средством общения и культуры. При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

По мнению специалистов, которые изучают деятельность мозга, уровень развития речи напрямую зависит от уровня развития тонких движений пальцев рук. Близкое соседство двигательной проекции коры головного мозга оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому пальчиковая гимнастика, которая проводится в виде игры и сопровождается стихотворным текстом идеально подходит для развития речи.

Реальная ситуация.

Учеными доказано, что за последние пару десятков лет заметно снизился уровень развития речи дошкольников. Связано это с тем, что родители стали меньше беседовать со своими детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. В следствии чего дети приходят в детский сад не владеющие речью.

Технический прогресс с одной стороны облегчает нам жизнь, а с другой стороны мы можем наблюдать его обратную сторону: телевизор и компьютер вместо книг со сказками (нет прямого общения, у ребенка нет необходимости строить предложения и что-то отвечать), липучки вместо застежек, пуговиц, шнурков (не происходит развития мелкой моторики пальцев рук) и т.д. Современные игрушки и вещи так устроены, что не требуется никаких усилий для их использования, для развития фантазии и мышления.

Дети с плохо развитой мелкой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Такие ребятишки часто отказываются от лепки, аппликации, не успевают за сверстниками.


Проблема.

Большое количество детей, не владеющих речью, при поступлении в дошкольное учреждение. Низкий уровень развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Цель:

- развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- разучить с детьми артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры (см. приложение);

- развивать мелкую моторику используя пальчиковые игры, игры с массажными мячиками, волчками, мозаикой, мелкими игрушками, шнуровками, пазлами и т.д.;

- формировать звуковую культуру речи;

- формировать словарный запас;

- воспитывать потребность к речевому общению детей со сверстниками и со взрослыми;

Ожидаемый результат:

- развитая мелкая моторика у детей;

- дети умеют общаться, откликаются на предложения общения;

- умеют обратиться с просьбой, предложением к взрослым и сверстникам;

- увеличение количества детей, владеющих речью.

План ключевых мероприятий

Этапы

Название мероприятий

Прогнозируемый результат

Сроки выполнения

I

1.Обследование детей через наблюдение и беседы.

1.Выявление детей с нарушениями речевой активности.

1.Сентябрь – ноябрь.

2.Беседы с родителями воспитанников («неговорящих» детей).

2.Получение информации о ребенке (Как дома говорит? Стесняется? ...)

2. Сентябрь – ноябрь.

3.Консультация воспитателя с логопедом.

3.Получение рекомендаций для работы с детьми.

3.Ноябрь.

II

4.Разучивание с детьми артикуляционной гимнастики;

-разучивание пальчиковых игр.

4.Развитие артикуляционного аппарата.

4.На протяжении учебного года во время режимных моментов (перед завтраком, во время образовательной деятельности и т.д.)

5.Игры с массажными шариками «су-джок»,

-игры с волчками,

-мелкими игрушками,

-некрупным конструктором,

-мозаикой,

-собирание пазл,

-игры в лото,

-игры со шнуровкой,

-лепка из пластелина, глины, соленого теста.

5.Развитие мелкой моторики, воображения, внимания, пространственного мышления, умение работать сообща, тренировка памяти.

5.На протяжении учебного года (сентябрь – май) во время свободной деятельности как в индивидуальном, так и с группой детей.

6.Размещение в родительском уголке рекомендаций логопеда.

6.Получив информацию, родители могут дома с детьми поиграть, потренироваться.

6.Один раз в месяц.

7.Проведение мастер – класса для родителей по данной теме на родительском собрании.

7.Довести до родителей информацию о необходимости проведения пальчиковых игр.

7.На родительском собрании в октябре – ноябре.

III

8.Составление листов детских достижений.

8.Получение информации для самоанализа о проведенной работе.

8.Начало мая.

9.Проведение родительского собрания.

9.Подведение итогов. Презентация о проделанной работе и детских достижениях.

9.Вторая половина мая.


Определение перспективы развития:

- если количество «говорящих» детей действительно увеличится на 10-20%, то проект можно считать успешным;

- если достигнуть ожидаемых результатов не удастся, проект надо будет продолжить, будет рекомендована консультация логопеда или другого специалиста.

Результаты обследования детей.

Проведенный анализ детских достижений показывает, что детям необходима помощь логопеда, несколько детей говорят, но очень редко проявляют себя, не всегда самостоятельно; большая часть детей неактивно пользуется речевым словарем.















ПРИЛОЖЕНИЕ

План проведения мероприятий по развитию мелкой моторики и развитию речи

С ноября по декабрь во время свободной деятельности детям будут предложены: игры со строительным материалом, мелкими игрушками, мозаикой крупной, пазлы (2-8) частей, лото, шнуровка, лепка пластилином на свободную тему. Со второго полугодия (январь-май) добавление игр с массажными мячиками, волчками, дудочками, мелкой мозаикой. Кроме этого, некоторая деятельность разделена на временные интервалы.

Ноябрь:

Пальчиковые игры: «Части тела», «Умывалочка», «Комар»;

Пальчиковая гимнастика с предметами (после сна): «Карандаш»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Улыбка», «Слоник», «Лошадка скачет»;

Развивающие игры: «Какая игрушка спряталась», «Какая игрушка появилась», «Строим дорожки»;

Декабрь:

Пальчиковые игры: «Одевалочка», «Курочка», «Замок»;

Пальчиковая гимнастика с предметами (после сна): «Кружок»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Заборчик», «Улыбка», «Качели», «Маляр»;

Развивающие игры: «Сортировщик», «Игрушки для зверят», «Какого цвета»;

Январь:

Пальчиковые игры: «Паучок», «Части тела», «Прогулка»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Качели», «Покусывание язычка», «Грибок»;

Развивающие игры: «Веселый мешочек», «Какая игрушка спряталась», «Кубики для кукол»;

Февраль:

Пальчиковые игры: «Гномики», «Ёжики», «Дружные ребята»;

Пальчиковая гимнастика с предметами (после сна): «Орехи»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Иголочка», «Пароход»;

Развивающие игры: «Чем рисуем?», «Съедобное-несъедобное»;

Март:

Пальчиковые игры: «Котик», «Гномики»;

Пальчиковая гимнастика с предметами (после сна): «Карандаш»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Часики», «Пароход»; «Лошадка скачет»;

Развивающие игры: «Где чей домик», «Веселый мешочек»;

Апрель:

Пальчиковые игры: «Капуста», «Замок», «Прогулка»;

Пальчиковая гимнастика с предметами (после сна): «Кружок»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Вкусное варенье», «Качели», «Зайчик смотрит в окошко»;

Развивающие игры: «Съедобное-несъедобное», «Строим Дорожки», «Игрушки для зверят»;

Май:

Пальчиковые игры: «Паучок», «Одевалочка», «Комарик»;

Артикуляционная гимнастика (перед завтраком): «Трубочка», «Слоник», «Грибок», «Дятел»;

Развивающие игры: «Сортировщик», «Веселый мешочек», «Какая игрушка появилась».












ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (внимания, мышления, памяти, воображения)

У ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ

Цели: развитие внимания, мышления, памяти, воображения у детей 2-4 лет.

«Какая игрушка спряталась»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры:

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

«Какая игрушка появилась»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

 «Строим дорожки»

Учим детей последовательности.

Материалы:

  1. Крупная мозаика 4 цветов.
  2. Кубики, кирпичики большие и маленькие.

Ход игры:

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный – желтый, красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой – маленький, большой – маленький.  Усложняем: два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Так же можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

«Сортировщик»

Учим детей сортировать предметы.

Материалы:

  1. 4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
  2. 4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

Ход игры:

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи.  Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети.  Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду, не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется так же как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

«Игрушки для зверят»

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Ход игры:

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе (не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

«Кубики для кукол»

Материалы: две куклы, цветные кубики (мозаика, цветные геометрические фигуры).

Ход игры:

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?».  Затем по три и по четыре.  Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый.  У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет.  И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

«Какого цвета?»

Материалы: 4 предмета 4 цветов.  Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик - желтый, мешочек.

Ход игры:

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

«Веселый мешочек»

Материалы:

  1. Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
  2. Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Ход игры:

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

«Чем рисуем?»

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки.  Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Ход игры:

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

«Съедобное – не съедобное»

Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Ход игры:

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

«Где, чей домик?»

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход игры:

Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом - собачка.  Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.


Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры с предметами

«Бусинки-горошки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Катать по столу горошины

(бусины) указательным пальцем,

средним, безымянным и

мизинцем.

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Перебирать по кругу два грецких

ореха, зажав их в ладони.

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Перекатывать между пальцами

или ладонями шестигранный

карандаш.

«Кружок»

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Раз кружок,

Два кружок

Сосчитай-ка их, дружок.

Ручка между большим и

указательным пальцами правой

руки, держа перпендикулярно

ладони, чертят в воздухе круги по

часовой стрелке и против.

Пальчиковая гимнастика

Части тела

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

Умывалочка

Моем чисто наши ножки,
Мыльцем мылим мы ладошки.
Каждый пальчик вымываем,
Ножки наши вытираем.

Одевалочка

Ножки, ножки! Я вас знаю,
Я вас утром одеваю.
Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими нос я ковыряю.
Если носик ковыряю,
Значит, где он тоже знаю.
Зубки, зубки! Я вас знаю,
Вами всё подряд кусаю.
Щёчки, щёчки! Я вас знаю,
Я в вас воздух набираю.
Где мой ротик тоже знаю,
Им я кушаю, зеваю.
Ушки, ушки! Я вас знаю,
Вы всегда сидите с краю.
Глазки, глазки! Я вас знаю,
С вами мир я изучаю.
И где лобик тоже знаю,
Там я шишки набиваю.
Знаю спинку и бочок,
И живот, и язычок.
А ещё я точно знаю,
Что устал и засыпаю.

Паучок

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Гномики

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Ёжик
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Пальчики

Пальчики схватились, (пальцы рук сцеплены в замок)
Крепко подружились (сжать сцепленные в замок пальцы)
Тара-рам, тара-рам, (поднимание-опускание сцепленных пальцев)
Разбежались по домам. (пальцы расцепить, спрятать руки за спину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой функции ребёнка

Статья содержит информацию о влиянии развития мелкой моторики на формирование речевой функции ребёнка. Использование разнообразных приёмов развития мелкой моторики рук в условиях логопункта....

Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.

Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Функция кисти руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением,  с переживаниями, трудом, что стала вспомогательн...

Консультация для родителей на тему:" Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

Развитие мелкой моторики и координации движений руки и глаза,гибкость рук, ритмичность.содействовать нормализации речевой функции....

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему: «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста»....

«Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста».

laquo;Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста»....

2024-2025 Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»

Проект «Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой активности младших дошкольников»...