Развитие мелкой моторики и повышение речевой активности детей посредством различных видов деятельности
методическая разработка по развитию речи
Речь – это, прежде всего инструмент общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 71.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение по реализации программы дошкольного образования МОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарева»
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие мелкой моторики и повышение речевой активности детей посредством различных видов деятельности» (средняя группа)
Выполнила: Тихонова Татьяна Николаевна, воспитатель структурного подразделения МОУ «Школа №2 р.п. Новые Бурасы» |
2021-2022
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Внедрять инновационные технологии в процесс развития мелкой моторики рук и повышения речевой активности детей посредством различных видов деятельности.
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Распространить педагогический опыт среди педагогов ДОУ;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Оказать консультационную поддержку родителям по теме самообразования; привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Речевое общение можно рассматривать как инструмент обмена информацией. Именно благодаря психолингвистическому процессу, который сформировался благодаря речевым навыкам, человек смог использовать прошлый и современный опыт других людей.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки;
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т.д.
- Игры на развитие тактильного восприятия
- Нетрадиционные:
- Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и др;
- Игры с пальчиками, продуктивная деятельность с использованием разнообразного материала.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- обсуждение на родительских собраниях , включение вопроса по развитию мелкой моторики у детей в повестку дня
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Приложение 1
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на 2021-2022 учебный год
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Разработка пособий и картотек. | Пополнение методической копилки |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей профессиональной деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить инновационные формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Выступления на педсоветах Работа с детьми, с родителями воспитанников, педагогами. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Оформление результатов работы. |
Сроки | Деятельность воспитателя по теме самообразования |
В течение года | Использование во всех видах деятельности: (приложение 1)
Дидактические игры (приложение2) |
Работа с детьми |
СРОКИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
СЕНТЯБРЬ | Оформление в приемной стенда "Развитие речи и мелкая моторика детей" |
ОКТЯБРЬ | Памятка "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста" |
НОЯБРЬ | Индивидуальные беседы по теме самообразования с родителями воспитанников |
ДЕКАБРЬ | Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» |
ЯНВАРЬ | Организовать акцию "Игра или игрушка, сделанная своими руками для развития мелкой моторики детей" |
ФЕВРАЛЬ | Консультация для родителей "Развитие речи посредством пальчиковых игр" |
МАРТ | Творческая мастерская "Рисуем пальчиками вместе с детьми" |
АПРЕЛЬ | Консультация для родителей "Мелкая моторика и развитие речи ребенка" |
МАЙ | Сообщение о результатах работы по теме самообразования на итоговом родительском собрании. |
В течение года | Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования. Привлечение родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе. Повторение выученных пальчиковых игр, с обязательным проговариванием материала. Изготовление нетрадиционных игровых пособий для детей. Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года. |
СРОКИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ |
СЕНТЯБРЬ | Помощь в сборе информации о источниках методической литературы по теме самообразования. |
ОКТЯБРЬ | Обмен опытом с педагогами других групп (какие пособия используют, как обогащается РППС) |
НОЯБРЬ | Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук воспитанников посредством различных игровых пособий" |
ДЕКАБРЬ | Консультация для воспитателей "Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности" |
ЯНВАРЬ | Обмен опытом. Акция "Игра и игрушки, сделанные своими руками" |
ФЕВРАЛЬ | Презентация "Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности" |
МАРТ | Обмен опытом с педагогами других групп (какие пособия используют, как обогащается РППС) |
АПРЕЛЬ | Анализ динамики развития речевой активности детей в течение года. |
МАЙ | Отчет по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ |
Диагностический инструментарий.
Обследование мелкой моторики рук.
Статические упражнения:
Цель обследования— проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.
Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).
Проверку можно провести: как экспресс - исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три!
Замри!», Дети (ребенок) выполняют упражнение, педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».
Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).
Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.
Каждое упражнение выполняется: три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 10);
расслабление — отдых(около 5 с);
2- й раз — выполнение упражнения(под счет до 10); расслабление — отдых;
3- й раз — выполнение упражнения (под счет до 10).
«Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе;
остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 5.
«Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим: пальцем к ладони.
Упражнение выполняет подсчет до 5
«Заяц». Вытянуть вверх средний: и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 5.
Динамические упражнения:
Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.
Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.
Тактильные ощущения:
Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Инструкция педагога: Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие, там
предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева).
Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке достать и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование: треугольники: (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный). Прямоугольники: (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
Координация движений:
Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.
Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука расположена на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Выполнения упражнения задает воспитатель - посредством счета(один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение даётся 1 с, три упражнения— 3 с. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)
Графические навыки:
«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия: деревья, реку, колодец и т.д.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А4, машина - в нижнем левом.
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образец показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием— 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А,Б, В), которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп:
Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.
Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11- 8. баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В». К группе относятся дети, набравшие7-4 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+»-правильное выполнение задания:
«-»-задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания.
Список литературы
- Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
- Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия, 2015.
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. -48 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки, чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000
- Давыдова Г.Н Нетрадиционные техники рисования в детском саду Ч.1 и 2. М.: «Издательство Скрипторий 2003».
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг// Логопед - 2007,№4.
- Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// Дошкольное воспитание -2006, №11, с. 14-17.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.–Екатеринбург: У-Фактория, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики - средство повышения речевой активности ребенка.
Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы....
«Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»
"Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...
«Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности»
quot;Повышение речевой активности детей в различных видах образовательной деятельности"...
Мастер- класс "Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности"
Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами работы по развитию речи детей дошкольного возраста в раз...
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей в различных видах деятельности"
Речь Речь– одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь – это залог ус...
Самообразование "Развитие мелкой моторики и речевой деятельности детей посредством различных видов деятельности"
Самообразование...
Развитие мелкой моторики - средство повышения речевой активности ребенка
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-то действия мелкой моторики: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от ее развития ...