Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Консультация "Самостоятельная художественно-изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста" будет полезна как воспитателям так и родителям. Как создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_i_roditeley.docx | 271.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей и родителей.
Подготовила Лозманова Елена Александровна
Самостоятельная художественно – изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Что такое самостоятельность? Самостоятельность - это действие, которое ребенок совершает сам, без посторонней помощи, рассчитывая на свои силы. Самостоятельная изобразительная деятельность направлена на развитие творческих способностей и активизации детей. По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: художественно – речевой, игровой, изобразительной.
В младшем дошкольном возрасте дети занимаются простейшими формами самостоятельной деятельности: рассматривание иллюстраций в книгах, журналах, лепке, рисование по собственному желанию различными материалами и способами изображения (трафарет, печатки, рисование пальчиками…)
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления личности ребенка, самостоятельности творческой активности. Часто ребенок может заниматься рисованием и напевать песенку или рассказывать о том что рисует, рассматривать иллюстрации и читать потешку или отрывок из сказки. Такое соединение различных видов деятельности дает ребенку свой художественный опыт. Он как - бы закрепляет приобретенные навыки и умения на занятиях. Обычно после интересного занятия. Но содержание самостоятельной художественной деятельности обогащаются не только полученными впечатлениями в детском саду , все что ребенок видел, наблюдал и получил впечатление от увиденного, он отражает в своих работах ( рисунке, лепке). В младшей группе самостоятельная деятельность направлена на развитие деятельности по интересам. Творческий процесс у детей протекает по разному. Одни дети создают творческие рисунки, в которых рассказывают об увиденном и поразившем его явлении, языком красок или другими материалами, другие дети создают объемные образы из пластилина. Лепка доступно даже маленьким детям. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, может менять образ, играть своей поделкой. Самостоятельная деятельность с пластилином помогают развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Глядя на детскую работу мы невольно задерживаем на ней свой взгляд. Чем же привлекает детский рисунок? Прежде всего привлекает искренностью, эмоциональностью, непосредственностью выражения ребенком своих мыслей и чувств, смелостью. Вы спросите а от чего зависит разнообразие замыслов в рисунке? Чем больше он знает.
Самостоятельную художественную деятельность следует организовать таким образом, чтобы у детей формировались различные интересы, происходило творческое развитие, развивалось образное восприятие, закреплялись знания о различных видах искусства. Создать условия для организации самостоятельности в художественно – изобразительной деятельности.
Условия:
- Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью
(игровая форма, разнообразие изобразительного материала)
- Опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления от реальной действительности.
- Индивидуальный подход к ребенку.
- Организация изобразительной деятельности в игровой форме.
- Тесный контакт педагога с семьями детей.
Детей младшего возраста надо приобщать к рассматриванию картин, красивых вещей, предметов, которые их окружают, а для этого следует создать художественно – эстетическую развивающую среду для ребенка, небольшой уголок для организации художественно – эстетического развития.
В группе должен присутствовать эстетический уголок. С полочкой красоты, на которой должны стоять народные предметы быта:
- деревянная посуда расписанная хохломской росписью, жостовский поднос , деревянные игрушки матрешки т.е. предметы декоративно – прикладного творчества.
- Книжные иллюстрации художников иллюстраторов Ю.Васнецова, Е.Чарушина.
- Репродукции картин разных жанров.
- Альбомы по художественно прикладному творчеству.
- Материалы для самостоятельной изобразительной деятельности ( различная бумага, раскраски, кисти, краски, карандаши, мелки, непроливайки, палитры, трафареты, трубочки, ватные полочки, пластилин, стеки, доски…)
В течении дня ребенок находит время чтобы заняться тем, что ему нравится. В ходе самостоятельной изобразительной деятельности дети общаются, помогают друг другу. Но в затруднительных ситуациях обращаются за помощью к взрослым.
Изобразительная деятельность эффективно проходит под руководством и при непосредственном участии взрослых. Это хороший способ развития у детей уверенности в своих силах, творческих способностей. В младшем возрасте, во время изобразительной деятельности, взрослый должен использовать игровые приемы и упражнения. Основной прием для младшего возраста- показ. Ребенка надо учить как пользоваться карандашами и красками, разнообразию техник изображения этими материалами.
Руководить самостоятельной изобразительной деятельностью ребенка надо ненавязчиво , советом, показом. Необходимо учить ребенка заканчивать свою работу. Оценивать полученный результат ребенка нужно обязательно всегда положительно. Чтобы развивался интерес и желание сделать еще лучше.
Одним из эффективных приемов самостоятельной деятельности использование нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование развивает творческие способности, воображение, самовыражения ребенка. Рисование интересно проходит с использованием игровых движений ритмического характера с проговариванием слов ( «туда – сюда», «кап – кап», «топ-топ»…). Ребенок их проговаривает даже когда рисует самостоятельно, один. Редко когда ребенок не рисует, но если это происходит, то надо интерес ребенка развивать. В этом случае мы и используем нетрадиционное рисование и личный пример. Когда я начинаю рисовать что-то, то интерес и желание рисовать просыпается у многих. Но можно рисовать не только красками или карандашами. Очень интересно и самое главное полезно, для развития мелкой моторики пальчиков, рисование пластилином. Только надо подготовить пластиковые досточки для лепки и мягкий пластилин. И надо этот момент не пропустить . Главное приготовьте для детей необходимый материал для творчества.
Я провела опрос родителей по анкете «Самостоятельная изобразительная деятельность ребенка дома». В ходе опроса выяснилось, что все дети рисуют дома. Это один из наиболее предпочитаемых видов деятельности в свободное время у детей. Почти все родители стараются создать благоприятные условия для занятия изобразительной деятельностью в домашних условиях. Детям покупают альбом, раскраски, карандаши, фломастеры, некоторые краски для рисования дома. Пластилин дают детям единицы (говорят: ходи потом соскребай его по всему дому), ножницы вообще прячут от детей .
Художественная деятельность возникает как игра по инициативе ребенка. Чаще всего она носит продуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют, то что рисовали в детском саду на занятиях. Родители участие в совместной деятельности принимают не все. Только 50% родителей рисуют с детьми, советуют им, как лучше изобразить задуманное. Интересуются содержанием рисунка своего ребенка. При рисовании с ребенком не используют игровые приемы, не знают о них, потому - что литературу не читают. При совместном рисовании используют свой изобразительный опыт и умение рисовать. Поэтому планирую провести с родителями и детьми совместное занятие по изобразительной деятельности. Где показать родителям игровые приемы развития творческих способностей у детей младшего возраста.
Во время беседы с родителями рассказать о их непосредственных задачах в общении с детьми дома.
Задачи:
- Обеспечить детей материалами для изобразительного творчества
- Рассматривать с детьми иллюстрации в книгах , репродукции картин художников
- Рисовать чаще с ребенком дома, не отказывать ему в помощи
- Не критиковать маленького художника , а почаще хвалить
- Развивать интерес к изобразительным материалам и способам действия с ним
- Посещать творческие выставки, если появляется такая возможность
- Участвовать совместно с ребенком в творческих выставках. Развивать творческие способности.
- Тесно сотрудничать с воспитателями группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период
Опыт 1. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда". Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой. Налить в стакан во...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей дошкольный возраст
Конспект занятия предназначен для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Домашние животные".Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, формирование граммати...
Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста
Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребе...
Конспект "Опытническая деятельность детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) в летний период"
конспект содержит перечень опытов с водой, песком и воздухом. дается краткое описание опыта и необходимый материал....
МАСТЕР-КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРИИ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ «ЧУДО-ТРАФАРЕТЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Предлагаю вам сценарий мастер-класса для начинающих педагогов. [ Скачать мастер -класс с сервера (326.9Kb) ] Оставьте пожалуйста свой комментарий. Спасибо...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Проект по речевому развитию детей на основе исследовательской опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста«Юные исследователи» Пояснительная запис...