консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
консультация на тему
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Деятельностный подход к организации игровой деятельности – это организация и управление педагогом игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnochtnyy_podhod_pedagoga_k_igrovoy_deyatelnosti.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Как известно ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому перед нами стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек , сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка : чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Само понятие деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
В свою же очередь деятельностный подход можно определить как:
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
Деятельностный подход к организации игровой деятельности – это организация и управление педагогом игровой деятельности.
Основные этапы технологии.
1 Введение в игровую ситуацию.
1.Создание психологической направленности на игровую деятельность.
2.Проверка готовности к занятию.
3.Определение содержательных рамок игровой деятельности данного занятия и связь их с рамками предыдущих занятий.
4.Повторение правил взаимодействия.
2. Мотивационная игра:
1.Актуализация прошлого опыта;
2.Представление реквизита, используемого в игре;
3. Объявление педагогом правил игры и демонстрация их понимания детьми;
4.Самоопределение и коррекция;
5.Распределение ролей;
6.Игровое действие;
7.Самостоятельная коррекция детьми возникших ошибок.
3. Затруднение в игровой ситуации:
1.Появление в деятельности ребѐнка затруднения и его фиксация в речи: 2.Выявление причин затруднения.
3.Фиксация детских вопросов.
4.Формулирование темы занятия или главного вопроса.
5. Целеполагание на основе детских вопросов
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации:
1.Предметное действие, анализ видеофрагмента или проблемное изложение материала в виде подводящего диалога.
2.Следование одному из трѐх направлений
3.Оформление в речи детей согласованного варианта выхода из затруднения. 4.Коррекция педагогом детской речи и появление нового варианта действия. 5.Возвращение в игровую ситуацию и доигрывание с учѐтом новых обстоятельств без затруднения.
5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях:
1.Работа с пособием;
2.Нахождение места “нового” в системе представлений ребѐнка. 3.Возможное применение “нового” в повседневной жизни.
4.Самопроверка и коррекция.
6. Повторение и развивающие задания.
Проведение дидактических игр, не связанных с темой занятия, направленных на тренировку задатков к мыслительной деятельности.
7. Итог занятия.
1. Фиксация движения по содержанию;
2. Выяснение практического применения нового содержательного шага;
3. Эмоциональная оценка занятия;
4. Рефлексия групповой деятельности;
5. Рефлексия собственной деятельности.
Основные этапы :
1 Введение в игровую ситуацию.( 1-2 мин.)
Для того чтобы переключить ребѐнка с одного вида деятельности на другой и настроить его на занятие, педагог выбирает приѐм, соответствующий ситуации и особенностям данной группы детей. Это может быть приветствие, стихотворение, произнесѐнное хором, упражнение на концентрацию внимания и многое другое.
Так же необходимо проверить наличие пособий. Чтобы настроить ребѐнка на работу в определѐнном информационном пространстве следует ввести содержательные рамки занятия и представить их в процессе диалога.
. Коммуникативная деятельность - Ребята, вспомните, в какую игру мы играли на прошлом занятии? (Мы в игре старались быть приветливыми.) - А сегодня поиграем ещѐ? (Конечно, поиграем) - Сегодня поиграем в знакомство. Хотите узнать об этом что-то новое? (Очень интересно) - А умеем ли мы с вами знакомиться? (Конечно, мы знаем, как это делать.)
2. Мотивационная игра (3-5-мин.)
Для того, чтобы можно было более успешно организовать игровую деятельность детей нужно актуализировать первичный опыт детей по данной теме.
- Прежде, чем начать игру, давайте вспомним, ребята, как мы знакомились? (Мы это делали так: 1. Здороваемся 4. Рассказываем о себе: кто мы, и откуда 2. Называем своѐ имя 5. Просим рассказать собеседника о себе.) 3 Спрашиваем имя собеседника * Такие алгоритмы изображаются в виде схем. Дети выбирают нужный плакат и работают с ним.
Реквизиты так же необходимы в игре. Ребенок получая его, предполагает как он будет его использовать. Далее педагог объявляет правила игры. Для успешной деятельности ребѐнка педагог должен организовать демонстрацию понимания детьми предложенного материала. Игра предусматривает фиксацию в речи детей всех игровых шагов. Это позволяет проверить наличие у воспитанников сформированной способности или выявить затруднения. Необходимое условие для самоопределения ребѐнка к игровой деятельности – соблюдение воспитателем чѐткости и краткости при объяснений правил игры. Во время игры воспитатель исправляет ошибки, если ребенок ошибается, но и дает возможность детям сделать первые шаги по овладению самопроверкой.
3. Затруднение в игровой ситуации (2-3-мин)
В последней части мотивационной игры возникает ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей. Ребята фиксируют наличие затруднения и невозможность соблюдения правил. Игра останавливается. Следующим шагом является поиск причины затруднения. Выстраивается логическая цепочка, которая подводит ребѐнка к причине затруднения. Здесь уместно применять подводящий диалог - метод, соответствующий в данном случае возрастным особенностям воспитанников.
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации (5-7 мин.)
Педагог с помощью подводящего диалога на основе анализа предметной деятельности детей помогает им самостоятельно найти выход из затрудненной ситуации
5.Самостоятельное применение “нового” в других игровых ситуациях (2-3 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание.
6. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
7. Итог занятия.
В конце игры у детей проводится рефлексия и эмоциональная оценка, задаются вопросы.
Данная технология создаёт:
- положительную мотивацию к учебной деятельности;
эмоциональную направленность на коллективное взаимодействие в условиях
игровой ситуации;
тренирует:
-способности к самоопределению, самореализации, целеполаганию,
самооценке,
--способность к согласованию в общении;
-способность к познанию мира в условиях жизнедеятельности;
-задатки к мыслительной деятельности;
Такой метод руководства игрой в группах дошкольного возраста будет включать в себя такие компоненты как:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений; Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым (или другими детьми, умеющими играть), которые показывают ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно (создавать мнимую ситуацию, разыгрывать в ней роли); взрослый может участвовать в ней лишь как равноправный участник. (Культурно-исторический подход к развитию ребенка). Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это самостоятельно
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода в организации игровой деятельности - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование деятельностного подхода в организации игровой деятельности позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ. Но вместе с тем не стоит забывать о золотых правилах деятельностного подхода:
∙ Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
∙ Учи анализировать каждый этап работы
∙ Критикуя, стимулируй активность ребенка!
Будь не ―над‖, а ―рядом‖
∙ Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
Тема доклада:
«Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Подготовила:
Воспитатель
«МДОУ Детский сад
комбинированного вида
№28 п.Разумное»
Борисова Мария Евгеньевна
Белгород 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
Рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ:1.Введение.Что такое игра. Классификация игр.2. Основная частьСюжетно-ролевые игры младших дошкольников.· Особенности сюжетных игр.·...
«Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
Памятки для родителей по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Памятки для родителей по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Статья "Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
В статье расскрыты основные вопросы по организации игровой деятьности дететй младшего дошкольного возраста....
Современная организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Цель: воспитание всесторонне развитой личности...
Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....