Игры и упражнения для преодоления страхов
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Голенкова Наталья Алексеевна

Даны игры и упражнения, которые помогут родителям преодолеть страхи у дошкольников и младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_preodoleniya_strahov.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для преодоления страхов у детей

ВВЕДЕНИЕ

Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием...

Как бы там ни было, но, еще толком не выпроставшись из пелены сна, окутывающей малыша в первые месяцы жизни, он начинает пугаться. Сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. И это вполне естественно. Малышу неуютно в огромном незнакомом мире. Это все равно что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населенной великанами.

И поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро отношение начинает меняться. Ребенок трех, четырех и, тем более, пяти лет уже частенько слышит, испугавшись чужого дяди или собаки: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой!»

Но, увы, если про многие детские проблемы можно сказать, что скорее всего ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире. Особенно сейчас, когда этот мир нестабилен и заряжен агрессией. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских, страхов, и это очень тревожно.

Хотя, конечно, не следует вдаваться в крайности. В конце концов, иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее. Такое «запредельное» бесстрашие встречается, например, при некоторых психических заболеваниях, и родители находятся в постоянной тревоге за судьбу своего сына или дочери. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко, оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания — вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. А подчас страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

Да, но родителям-то что делать? Как им помочь маленькому трусишке?

Прежде всего, следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их... чересчур опекают. Да-да, казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. Но не тут-то было! Когда ребенка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне.

Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (тем более, что и взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают довольно рано, еще до школы отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, постепенно, учитывая и возраст, и характер малыша, и особенности своего окружения: что в нем принято, а что нет. К примеру, в маленьких российских городках, где немного машин и жизнь достаточно безопасна, дети начинают гулять самостоятельно раньше, чем в Москве (здесь они обычно получают это право лет в 6-7, а то и в 8). Учитывать подобные вещи важно потому, что в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно. Гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.

Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом даже не подозревают, т.к. дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Кажется, что их не волнуют ссоры родителей. Те могут кричать, ругаться, а ребенок будет спокойно играть в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт взрослых не означает, что этой реакции не будет вовсе. Она просто окажется отсроченной и выразится в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и проч.

Да, но не у всех же детей гиперопека вызывает подобную реакцию! Кто-то пытается взбунтоваться, проявляет негативизм, начинает хитрить, изворачиваться, тайком или в открытую нарушает запреты. И семейные ссоры не всех травмируют одинаково (даже в одной семье).

Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек, да и современная масскультура ориентирована не на утонченных поэтов и художников, а на «сильных духом мужчин», суперменов. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажат в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. И родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что трусишке станет стыдно, и он исправится. Но добиваются этим лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым,

Другое дело — в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться... о нет, не над ним, а над его страхом! Подробнее о том, как это лучше делать, вы узнаете дальше.

Кроме того, хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный, смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, не все еще потеряно! Значит, надежда есть! Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Не бойтесь за свой авторитет. Он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга. Когда родители совершенно непогрешимы и всесильны — боги, обитающие на недосягаемом Олимпе — для детской психики это непомерная нагрузка. Крупнейший психолог Карл Густав Юнг писал: «Если бы отец по плоти действительно обладал невероятным могуществом, то сыновья непременно убивали бы своих отцов или, еще вероятнее, сами отказывались бы впоследствии становиться отцами. Какой же нравственный человек способен нести такую непомерную ответственность?»

Конечно, крушение родительского авторитета не менее вредно, но зачем впадать в крайности?

Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никогда уместна пословица «Тише едешь — дальше будешь». Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезали как бы сами собой.

Но «не гоня лошадей», не торопя малыша, чтобы не нанести ему вторичную психическую травму, следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть даже это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, раньше ваш сын наотрез отказывался войти в темную комнату, а тут вдруг на мгновение заглянул туда) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы сын это слышал. Помните: ребенка его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И как только он дозреет, он поборет свой страх. А ваша похвала для него как солнечные лучи для наливающегося соком плода.

В этой книге вы найдете много игр и игровых упражнений, помогающих детям справиться с различными страхами. В последние годы игровые методы все более активно проникают и в нашу педагогику, и в психотерапию. Специалисты уже давно поняли, что игра — мощнейший инструмент воздействия на детскую психику, Однако среди многих родителей еще бытует мнение, что это все так, забава. Занимается ребенок чем-то, не докучает взрослым — и, слава Богу! Хотя как можно несерьезно относиться к занятиям, которые поглощают почти все время бодрствования малышей? В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Игрой можно достичь гораздо большего, чем нравоучениями.

Другое дело, что игра с ребенком многим взрослым дается трудно. Это для них уже чужая и чуждая епархия. Куда проще сварить обед или починить автомобиль! Даже для самой незамысловатой детской игры типа «дочки-матери» требуется живая фантазия, изобретательность и непосредственность восприятия — качества, которые ко взрослому возрасту нередко утрачиваются. Однако родители, у которых есть проблемы с детьми   должны понимать, что их усилия будут вознаграждены сторицей. Общаясь с ребенком в его привычной стихии, обращаясь к понятным и любимым художественным образам, тактично направляя детскую игру в нужное русло, они смогут добиться поразительных результатов.

Игры и упражнения для преодоления страхов у детей.

Страх темноты

Это один из самых распространенных страхов у дошкольников! и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и с темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему написано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! «Пусть привыкает», — вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психологом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.

Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.

«Зверушки в норке» (для детей 3-4 лет) Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: «Мы с тобой маленькие (белочки, зайчики, мышки — кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены и никто не страшен». Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.

 «Бобры» (для детей 3-6 лет) Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытом скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу — т.е., выйдет в соседнюю комнату — и вернется). Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.

«Кто притаился в темноте». Эта игра проходит гораздо оживленней, если в ней участвует несколько детей. Ребенок (он называется своим, а вымышленным  именем) ложится на кровать или  на два сдвинутых  кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по  настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... и выясняется, что Чудовище — это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком). Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то,     что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова). Тому, кто отгадает, присуждаются очки.

«В темной норке» (для детей 4-5 лет)  

Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и  предложила им зайти первыми.    

Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я   вас провела. Побегу я теперь за   дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!» Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что   попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И, наконец,  предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре  в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела норку и замерла от удивления... В норе никого не было. Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.п). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый, ведущий,  через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интересней, он может говорить на разные голоса или взять «в партнеры» мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.

В дошкольном и раннем школьном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, когда-то привидевшиеся им во сне, преследуют долгие годы.

Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного театра. Причем очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, но с другой, не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игровую стихию, вызывать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что в снах обычно много абсурдного, нелепого, постепенно уводите ребенка от   точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от, чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем, визжа, как поросенок. Во сне громадная голова, расхаживавшая на тоненьких ножках и постоянно требовавшая пищи, казалась малышке запредельно страшной, а вылепленная в миниатюре из пластилина, да еще жующая рваный башмак, она будет вызывать у нее смех. Включаясь в придумывание счастливых концовок своего сна, ребенок начинает осознавать себя его хозяином, и пусть не сразу, но избавляется от мистического ужаса перед всевластием ночных кошмаров. Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их отыгрывания невозможно.  

Пятилетний Антоша боялся некоей «тети королевы», которая не раз являлась ему во сне. Рассказывать про нее мальчик не мог. Рисовать тоже поначалу отказывался. Тогда мать, по нашему совету, предложила ему: «Давай я нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю». Антоша согласился и мало-помалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если он вдруг затруднялся, не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, «тетя королева» получилась на рисунке уже не очень-то и страшной. Потом Антоше было предложено нарисовать «тетю королеву» в ее дворце, и он с увлечением рисовал и раскрашивал трон. Потом во дворце появились заколдованные люди. Страшный, непонятный, тревожный сон все больше начинал напоминать волшебную сказку. Мальчику становилось все интереснее, а главное, он ощутил себя в привычной стихии, где события развиваются по известным законам, и добро непременно в конце побеждает зло. Увидев, что Антоша уже не только не цепенеет от ужаса при упоминании о «тете королеве», а с удовольствием фантазирует на эту тему, мы предложили ему ввести в рисунки себя. Сначала это вызвало некоторое сопротивление (Антоша начал отнекиваться, не признаваясь, что боится, а мотивируя свой отказ тем, что у него не получится нарисовать себя как в жизни), но нам опять-таки удалось отвлечь его внимание на второстепенные детали и незаметно преодолеть барьер страха. Мальчику кто-то подарил игрушечную саблю, и он захотел нарисовать ее. А уж себя согласился изобразить, что называется, заодно, «до кучи». Дальше подключили к отыгрыванию страха кукольный театр, и освобождение заколдованных людей (а освобождал их, конечно же, Антошка) происходило и на ширме, и в рисунках, которые теперь служили декорациями. Игра продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная «тетя королева» превратилась в смешную и совершенно не страшную старушку, чем-то напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку.

В зарубежной психологии есть много работ, посвященных толкованию сновидений. Этим занимались такие крупнейшие ученые, как З.Фрейд и К.Г.Юнг, но выяснение истоков ночных кошмаров, разматывание запутанного клубка ускользающих образов — дело очень тонкое, требующее серьезной профессиональной подготовки, и родителям не стоит браться за это самим. Тем более, что подобное вторжение в интимную сферу может нанести ребенку, воспитанному в традициях нашей культуры, серьезную психическую травму, и вместо пользы принести вред.

Страх одиночества

Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом.

Нервных же детей одиночество часто тяготит и пугает. Они зачастую боятся потеряться и в незнакомом месте льнут к родителям. А уж о том, чтобы оставить их где-нибудь одних, не может быть и речи.

Такое поведение бывает обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой, и ревностью, природной робостью, и деспотизмом, для которого страх — это лишь маскировка. Аутичные дети, избегающие контактов с окружающими, тоже на самом деле боятся одиночества, и у них наблюдается симбиоз с родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.

Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Даже в светлой, прекрасно знакомой комнате ребенку могут мерещиться всякие ужасы: что вот-вот кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит, что в окно заглядывают пришельцы, а из угла выползает спрут с огромными щупальцами и т.д. и т.п. Поэтому  задача родителей — направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей  буквально забила фонтаном. Если вы предлагали своему ребенку игры на преодоление страха темноты, то борьба со страхом одиночества у вас уже началась, поскольку многие из них преследуют и эту цель, хотя тема одиночества там открыто не заявлена. Теперь же попробуйте освоить игры в которых она звучит более явно. Разумеется, как и все прочие, эти игры не «одноразовые», к ним следует периодически возвращаться, обогащая и разнообразя их содержание.

«Потеряшка»  (для детей 4-8 лет) Можно использовать мягкие игрушки, а можно и играть самим. Количество участников не ограничено.

В одном доме жил маленький щенок. (Пусть ребенок сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках). Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. (Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка показать мимикой и жестами, как щенок растерялся, испугался, впал в отчаяние. Если он будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он  слишком далеко убежал вперед  или наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в  переулок? Или заигрался,  и не обратил внимания на команду?)  Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов продлить ее, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре и последите за реакцией ребенка. Показывайте именно приключения, а не ЗЛОключения Потеряшки, подчеркивая доброту персонажей, с которыми Щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что Щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок. Момент обретения дома должен, конечно, быть отыгран как очень радостный, но надо непременно подчеркивать, что и приключения свои Щенок потом вспоминал с удовольствием.

«Случай в магазине» (для детей 5-8 лет) Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и его родители изображаются без помощи кукол — по артистической терминологии «в живом плане» — а остальные покупатели и продавцы — куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета, и все снуют в разные стороны.

Ваш ребенок пошел с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно и сказали, что) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя эту игру через несколько дней,  можно попробовать выйти в другую комнату). Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его оставили, иначе он действительно потеряется. (Таким образом,  ребенок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила поведения в людных местах). Наконец вы появляетесь. Вы очень довольны тем, что ваш ребенок проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу приз (причем настоящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребенка появится дополнительный стимул затевать эту игру. Время ожидания мамы надо потихоньку растягивать, побуждая малыша заполнять паузы какой-то умственной деятельностью. Пусть, в зависимости от своих склонностей и интересов, либо понаблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, либо сочинит какую-нибудь историю, либо займется устным счетом, либо почитает книжку.

«Малютка потерялась»   (для детей 5-8 лет)         Эту сценку лучше разыгрывать в куклах. Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем более, что он вряд ли будет отказываться от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (она должна изображаться совсем крохотной игрушкой, чтобы ваш ребенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители, в  следующий раз пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, и отведет ее туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку прежде всего там. Затем пусть подойдет с малюткой  к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.

«Как важно знать свой адрес»  (для детей 4-5 лет)

Некий мальчик потерялся. (Пусть ребенок даст ему имя и сам придумает, каким образом потерялся, а вы внимательно следите за развитием сюжета. Не проскользнет ли в нем страх быть отвергнутым? Ведь это еще одна причина, по которой дети порой боятся одиночества. Может быть, вы с ним слишком строги, требовательны?  Тогда надо будет менять свое отношение. Он потерялся, но не растерялся, а подошел к милиционеру и бойко сказал свой адрес и телефон. Милиционер похвалил мальчика за сообразительность и отвел домой, где его встретили родители. (В этой сцене попросите ребенка сыграть маму с папой  и если он встретит потерявшегося мальчика упреками или, того хуже, угрозой наказания, я советую серьезно задуматься над своим поведением).

«Сюрпризы» (для детей 4-8 лет) Дети  обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их  оставаться одним. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые  руки, но и за терпение и смелость,  

то не исключено, что на довольно долгое время «сюрпризы» станут его любимой игрой, и вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое, как правило,  вызывает у детей живой интерес.

«Готовимся к бою» (для детей 5-8 лет) Эта игра, естественно, больше подходит мальчикам, и лучше играть в нее с папой. Сын, оставшись один в комнате, готовится к сражению: придумывает план боя, чертит карту местности, расставляет солдатиков, строит укрепления, придумывает какие-то военные хитрости. (Отцу за несколько дней следует провести с ним предварительную подготовку, подсказать некоторые идеи, показать, что собой представляет простая карта местности). Наконец вражеские войска появляются на горизонте и сражение начинается. Игра должна проходить весело, сопровождаться шутливыми угрозами и насмешками. Но отцу необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок не перевозбудился,  и шутливый бой не перешел в настоящий. Ну, и конечно, сын должен выходить из сражения победителем.

Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений.

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно С.Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль «Красная шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и проч., но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому даже к такому вроде бы безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно, и если ребенок подвержен страхам, не следует; разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (среди детей нередко встречаются такие, которые, замирая от страха,  не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а ведь в данном случае вред вполне сопоставим.

В то же время не стоит забывать и о том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Ну, во-первых, попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще одного - двух человек (желательно таких, у которых с ребенком нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и проч.,   расцените  это как повод к размышлению.

«Маска страха» (для детей 4-8 лет) Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши потом по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Лучше пригласить в гости одного - двух соседских ребятишек и тщательно дозировать игру. Не давайте малышам перевозбуждаться, а то резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно не только для преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой. Следите, чтобы опять дело не дошло до рукоприкладства. И ни в коем случае не допускайте, чтобы при дошкольниках рассказывались «страшилки» типа «Черная рука». Они популярны среди детей лет 9 - 12, и для них это своеобразная психологическая закалка,  «психотерапия детским фольклором», а на малышей подобные истории производят ужасное впечатление.

«Путешествие к Бабе Яге»   (для детей 3-5 лет)

Отправьтесь вместе с ребенком к Бабе Яге или Кощею. Соорудите из диванных подушек их жилище. Помните, что ребенок любит преодолевать препятствие. Поэтому, надо, чтобы  ваш путь лежал через горы и  долины,  реки и пропасти (нагроможденные табуретки, подушки и коврики и т.п.). Идите как можно смелее! Пусть ребенок угрожает Бабе Яге или Кощею, нападает на них. Потом поменяйтесь ролями. Теперь малыш будет восседать в роли Кощея на подушках. Встречаясь лицом к лицу с опасностью (пусть вымышленной) и даже побывав «в шкуре» злодея, ребенок перестанет его бояться. Но вы должны непременно его хвалить, подчеркивать его смелость.

«Сказочный город» (для детей 4-8 лет) Ребенок под руководством взрослого лепит из пластилина сказочных персонажей. Потом с ними разыгрываются различные сюжеты. Выбор персонажей и сюжетов зависит прежде всего от ребенка (но если он затрудняется, взрослый спешит ему на помощь). Надо стремиться к тому, чтобы ваш сын или дочь постепенно переиграли все роли. Постарайтесь почаще привлекать к игре и приятелей своего ребенка, поскольку ему очень полезно увидеть разные способы реагирования на одни и те же обстоятельства. При лепке обращайте внимание ребенка на отображение настроения персонажей. Например, пусть Иванов- царевичей будет несколько: один испуганный (вжал голову в плечи), другой — понурый (голова опущена), третий — грозный (замахивается мечом), а четвертый — гордый своей победой, голова поднята, плечи расправлены). У Змея Горыныча может быть две ипостаси: свирепая и жалкая (это легко передать уменьшением размера).

«Играем в привидения» (для детей 6-8 лет)

Как отмечают специалисты и многие родители, в последние годы маленькие дети стали больше бояться привидений: сказывается влияние соответствующих мультфильмов и фильмов. Конечно, взрослые пытаются объяснить малышу, что привидений не бывает, что все это выдумки, но их объяснения далеко не всегда достигают цели.

Отыгрывать страх привидений очень хорошо помогает конструктор «Лего»: в одном из его вариантов есть крошечное привидение, которое даже светится в темноте, но при этом выглядит нисколько не пугающе, а очень даже симпатично. Можно и самим смастерить привидение из бумаги или кусочка белой материи. Надо только, чтобы оно было маленьким и забавным, тогда ребенку будет не страшно взять его в руки. Если вы приобретете «Лего», «назначьте» привидение помощником хороших рыцарей, пусть оно побеждает злодеев, подстраивает им ловушки, морочит голову. Положительный герой должен сначала испугаться привидения, но потом подружиться с ним. А можно драматизировать сказку О.Уайльда про Кентервильское привидение. Читать ее ребенку не обязательно, она достаточно трудна для восприятия в дошкольном и младшем школьном возрасте, но сам факт, что озорные дети буквально затерроризировали своими шалостями и насмешками привидение, которое рассчитывало их напугать и выжить из замка, скорее всего,  придется вашему малышу по душе и он будет с удовольствием играть в это. Используйте игрушки из «киндер-сюрпризов», их размер в данном случае оптимален. Меняйтесь ролями. Строго придерживаться авторского сюжета не обязательно, но надо следить, чтобы игра не приобретала зловещего оттенка. В подобных случаях мягко, но решительно направляйте фантазию малыша в более безобидное русло, предлагайте ему пожалеть бедное привидение, над которым озорники и так уже порядком поиздевались.

«Маленькое привидение из Вазастана»  (для детей 5-7 лет)

Когда страх привидений уже отыгран на маленьких фигурках и в рисунках, иллюстрирующих эти игры, предложите ребенку инсценировать эпизод из «Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Помните, как Карлсон изображает привидение и пугает «домомучительницу» Фрекен Бок? Прочтите вслух соответствующую главу из повести А.Линдгрен, потом возьмите старую простыню, сделайте в ней прорези для глаз и попробуйте играть без кукол, сначала предложив роль «привидения из Вазастана» соседскому ребенку. И внимательно наблюдайте за реакцией своего малыша. Если он не выкажет тревоги, в следующий раз дайте роль привидения ему. Если же вы заметите, что ребенку не по себе, перейдите на кукольный вариант игры (однако игрушки надо брать уже не маленькие, а среднего размера). С театрализацией без кукол придется повременить, ваш малыш еще не готов к такой психологической нагрузке. Играть надо в светлое время суток, когда ребенок спокоен и не утомлен. Вообще, в теме привидений и прочей нечисти,  есть жутковатый момент даже для взрослых, поэтому в игре должно быть как можно больше условности и юмора. Шутливый тон, смех, подчеркивание того, что все происходит, не по-настоящему обесценивают страшные фантазии, а яркие, но не пугающие художественные образы наслаиваются на те, которые раньше вызывали у малыша своей сверхъестественностью, и,  в конце концов, заслоняют их. Вот почему, борясь со страхом фантастических персонажей, важно опираться на уже знакомые и, по сути, не страшные сюжеты. А от мыслей о всяких зомби, вампиров и кровожадных рептилий малышей лучше отвлекать, поскольку «герои» эти настолько чужеродны для русской культуры, что игра в них часто лишь усугубляет страхи ребенка. Образно говоря, в его подсознании нет иммунитета против подобных персонажей, и лучше не рисковать.  Советуем обходить стороной и образ дьявола. Вообще, изображая страшных сказочных персонажей, следует подчеркивать в них какие-то слабости, смешные недостатки. Чтобы у ребенка не создавалось впечатление неуязвимости и непобедимости Зла. Берите в этом пример с советских мультипликаторов и детских режиссеров, которые всегда привносили в образ Бабы Яги или Кощея некоторую долю юмора.

«Превращение сказочного злодея»  (для детей 4-8 лет)

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8 лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Для четырехлеток важнее всего сам факт, что чудище превратилось в кого-то совсем не страшного.  Играя же с ребятами постарше, обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка),  веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей тоже лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Страх смерти

Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и, он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое, дети более или менее утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенку.

Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. И самое сложное в борьбе с этим страхом то, что он вовсе не надуманный, а вполне реальный. В отличие от боязни чудовищ (хотя и она, и страх темноты и  одиночества, по сути, тоже проявления ужаса перед смертью, только выражены в завуалированной форме). Поэтому родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обычно не действуют на детей с невротическим, усугубленным страхом смерти. Как же быть?

  Советуем приобщать таких детей к религии (но тоже осмотрительно, не напирая на обрядовую сторону и на ужасы преисподней, чтобы не вызвать религиозный психоз). Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям — да и не только детям — точку опоры.  

Вот, к примеру, рассказ матери одного шестилетнего мальчика: «Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набожной и верила в загробную жизнь): «После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой — темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа уже на небе».  Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал».

Особо впечатлительные и тонко чувствующие дети уже в 3-4 года проявляют тревогу: как это их когда-то не было? Порой тоже доходит до слез и в горьких обид.

Мать одной трехлетней девочки ломала голову, не зная, что придумать. Стоило ей в разговоре со старшим сыном  вспомнить  какое-то событие, случившееся до рождения дочки, как та принималась рыдать, требуя,  чтобы ей сказали, где была тогда она. Ответы типа «ты еще не родилась» вызывали у крошки только ярость. Наконец измученная и растерянная мать сказала просто, чтобы — как она потом признавалась — «отвязаться»: «Ты была на звезде». И это сработало! Девочка мгновенно успокоилась и с тех пор полюбила слушать истории о детстве брата. Правда, еще года два неизменно уточняла: «А я тогда была на звезде, да?»

 Кроме того, родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат «взрослых» разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10 — и уж тем более нервным и ранимым лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для них настолько непосильное переживание, что их потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что их родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лет. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным.  

Это не значит, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на «жизнь после жизни»: если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. И уж тем более, если семья действительно понесла тяжелую утрату.

На самом деле практически все вышеприведенные игры опосредованно борются и со страхом смерти. Поэтому в большинстве случаев их бывает вполне достаточно, чтобы он незаметно снялся как бы сам собой. Если и затрагивать тему смерти в играх, то лишь метафорически. Например, так:

«Удивительная  встреча»  (для детей 6-7 лет)

Этот сюжет лучше разыгрывать за  самодельной ширмой в куклах. У одного мальчика (или девочки,   ребенок сам выберет пол персонажа   и даст ему имя) совсем не было друзей. И он очень огорчался. (Попросите ребенка показать, как он томится от скуки, слоняется по комнате, не зная, чем заняться.) Зафиксируйтесь на мечте иметь друга, она будет отвлекающим маневром, маскирующим истинную тему игры. Это важно, чтобы не «задеть за живое», не нанести ребенку новую психическую травму. И вот однажды... (Придумайте вместе, как произошло знакомство с другом, поподробнее покажите, во что дети играли, как им было весело и т.п.). С тех пор мальчик, засыпая, каждый вечер мечтал, чтобы поскорее наступило утро,  и можно было побежать на детскую площадку, где его ждал друг. Но вот как-то он прибежал туда, а друга там не оказалось... (Не требуйте, чтобы ребенок подробно и выразительно изображал переживания мальчика, главное обозначить момент утраты). С тех пор мальчик не раз приходил на площадку в надежде вновь встретить друга, но его не было. А спустя некоторое время семья мальчика переехала в другой город. Но когда он первого сентября пошел в школу, то неожиданно... увидел там пропавшего друга! Придумайте вместе с ребенком, как произошло столь удивительное совпадение, и в подробностях покажите радостную встречу. В дальнейшем ситуацию можно варьировать: встреча может происходить не в школе, а в театре, кино, кружке; переезд в другой город не обязателен; причины, по которым друг перестал ходить на площадку, могут меняться и т.п. Однако всегда подчеркивайте, как важно надеяться на лучшее, вселяйте в ребенка уверенность, что надежды, в конце концов,  сбываются).

«Ищем в плохом хорошее» (для детей 6-8 лет)  

Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация?  Безусловно. Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегай трагических, связанных с гибелью).

 Игры, связанные с перевоплощением  (для детей 5-8 лет)

В них, в основном, играют дев очки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в «прежней жизни» («давай играть, что я была когда-то принцессой...»), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребенка,
рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра—маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра — «гостьей из будущего».

Боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п.

В их основе лежит все тот же страх смерти. Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка чувство большей защищенности: не смотреть при нем новости, в которых сейчас то и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военные конфликты и проч., не говорить в его присутствии про всесильность мафии и, НЕПРЕМЕННО,  защищать от обидчиков. Если ребенок не может за себя постоять, а родители требуют, чтобы он сам давал отпор обидчикам, он в большинстве случаев лишь еще больше невротизируется, будет чувствовать себя совсем одиноким и брошенным на произвол судьбы. Страхи хулиганов, нападения и т.п. чаще бывают у мальчиков, поэтому и игры, направленные на их преодоление, в основном, мужские.

«Сражение»  (игра,  для детей после 4 лет)

Смысл игры в противоборстве с кем-то, кто символизирует опасность. Победа возможна только при подавлении в себе страха, она требует уверенных и точных действий. «Сражение» — комплекс из четырех игр. Они проводятся последовательно под наблюдением взрослого.

Первая игра — фехтование на игрушечных саблях (палках). Победивший сражается со взрослым. Щит не применяется специально, поскольку он создает искусственную защиту и уменьшает эффект игры. Разумеется, взрослый должен следить, чтобы дети не перевозбуждались и не причиняли друг другу боль. Для победы необходимы решимость и быстрота действий.

Вторая игра — поочередная стрельба из лука стрелами-присосками с расстояния порядка 10м. Нужно уворачиваться от стрелы, заслоняться можно только руками. Напряженное ожидание выстрела создает острое чувство беспокойства, но в то же время ребенок может принять защитные меры. А после выстрела, независимо от результатов, испытывает чувство облегчения. Таким образом,  происходит разрядка эмоционального напряжения. Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющегося помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию.

Третья игра — бросание друг в друга игрушечными кеглями. Дети укрываются за стульями и креслами, поставленными на расстоянии нескольких метров. Взрослый должен следить, чтобы они бросали кегли не слишком сильно. Тот, кто израсходует все кегли, должен будет выйти на «нейтральную территорию» между стульями и собрать их под обстрелом снова. Взрослый должен весело комментировать происходящее, сопровождать бой шутливыми угрозами и насмешками.

Все три игры направлены также на преодоление страхов уколов и боли (о них пойдет речь ниже).

Четвертая, заключительная игра — борьба с игрушечными заводными роботами, которые олицетворяют бездушие, насилие, зло. В этой игре должны участвовать как минимум двое детей и один взрослый (можно играть и в большем составе, разделившись на команды). Дети становятся друг напротив друга. Ребенок, борющийся с роботом, становится у черты. В полуметре от него находится другая черта. Если робот перейдет за нее, его противник проиграл. Робот ставится в 2 метрах от обороняющегося. Взрослый запускает его. Защищающийся ребенок должен подождать, пока робот подойдет поближе, и попасть в него кеглей или стрелой с резиновой присоской. Количество «снарядов» ограничено тремя-четырьмя. От обоих противников требуется самообладание и преодоление страха, а от взрослого умелая регуляция игры. Надо следить за тем, чтобы в этих играх не было вечных победителей и незаметно подыгрывать менее ловкому ребенку.

«Карлсон против Филе и Рулле» (для детей 5-9 лет)

За основу этой ролевой игры         берется сюжет из «Повести о Малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Собственно говоря, в книге А.Линдгрен целых два сюжета, посвященных попытке ограбления, но с дошкольниками лучше ограничиться первым, в котором  Карлсон выступает в роли привидения. В образе мумии, ласково названной толстощеким проказником «Мамочкой», для малышей есть пугающая новизна, поэтому вместо излечения страхов у них вполне могут появиться новые. Школьники же лет 8-9 психологически более подготовлены к восприятию этого образа. Скорее всего, они уже что-то слышали и о бальзамировании, и о египетских гробницах (а может, и видели мумии в музеях), так что для них на первый план в этой истории выйдет юмористический момент: то, что мумия сделана из полотенцев и из вставной челюсти дядюшки Юлиуса (которую очень просто нарисовать). Разыгрывать сценки можно и в куклах, и «живьем».

Предложите ребенку поимпровизировать на тему ловушек для воров, пусть внесет свои предложения. Большинство детей, особенно мальчиков, будет выполнять это задание с энтузиазмом, припоминая фильмы, мультики и компьютерные игры, в которых тема ловушек сейчас достаточно популярна. Их вовсе не обязательно мастерить (это далеко не всегда выполнимо, поскольку «техническое обеспечение» часто не соответствует грандиозности детских замыслов). Можно ограничиться рисунками или даже словесным описанием, ибо уже само придумывание способов защиты придает ребенку уверенности. Однако не спешите связывать игру с реальностью («если к нам попробуют залезть воры, ты можешь поступить, как в этой игре»). Тем самым вы невольно поддержите тревожные ожидания ребенка, а ваша задача, наоборот, успокоить его, но при этом ненавязчиво дать ему модели поведения в опасной ситуации. Так что пусть лучше не ваш ребенок, а Малыш отказывается открыть дверь незнакомцу, не признается в том, что он один дома, а говорит злоумышленнику про «спящего папу», вызывает милицию, срочно звонит бабушке,  услышав, что кто-то пытается открыть дверь. Причем с дошкольниками, которые еще не остаются дома одни,  модели самозащиты прорабатывать не следует. Это не одежда, которую покупают на вырост. Разница в 1,5-2 года может иметь в данном случае кардинальное значение: шестилетку, для которого подобные инструкции еще не актуальны, они могут травмировать, а для второклассника, которому уже приходится полдня проводить в квартире одному, будут психологическим подспорьем.

«Морские разбойники» (для детей 4-7 лет)

В эту игру особенно хорошо играть в ванне. Пираты - аналог бандитов, воров, террористов, но, что называется, замаскированный под старину. Обычно они не воспринимаются детьми как нечто реальное и серьезно угрожающее.
Лучше всего взять симпатичные пластмассовые фигурки из конструктора типа «Лего». В продаже есть небольшие наборы, покупать огромную дорогую коробку вовсе не обязательно. Сначала дайте малышу насладиться   подарком в свободной игре (скорее всего это будут просто водные  баталии с возгласами вроде «Вот  тебе, вот тебе!», «Ах, ты так? ну, получай!») А через несколько дней, когда ему это поднадоест, введите в игру положительного героя (лучше не пирата). Пусть у него будет друг-попугай (либо тоже из «Лего», либо из пластилина — поскольку попугаи не рыбы, мочить его не обязательно), и этот друг помогает герою победить пиратов. Попугай — существо смешное, он может передразнивать пиратов, говорить что-то невпопад, неожиданно кричать у них над ухом и т.п. Короче говоря, этот образ позволяет привнести в игру совершенно необходимые юмор и веселье.

Страх уколов, боли, врачей

Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра «Сражение», причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п. Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение «раненого».

«Больница»

Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше перейти к «человеческому варианту». Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и такую трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, она и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому. Надо понимать, что пребывание в больнице, особенно когда ребенок находится там один, без матери, может серьезно травмировать его психику. И даже удивительно, что есть родители, которые этого не осознают. Сколько раз приходилось слышать: «Да он вроде не жаловался, не плакал, не просил, чтобы его оттуда забрали». А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из нее начинался ночной энурез, появлялись запинки в речи, перераставшие потом в явное заикание, резко повышалась раздражительность... А то, что он не просился домой... Есть одно слово, точно отражающее душевное состояние, конечно, не всех, но многих детей, надолго попавших в больницу. Это — «обреченность», чувство, в принципе не свойственное оптимистичному детскому возрасту и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребенка, то оставляет трудно изгладимый след. У малышей, лежавших в больнице, часто бывают глубоко запрятанные страхи одиночества, чудовищ, смерти, и в преодолении их помогут соответствующие игры. Что же касается непосредственно больничной темы, то развивать ее в играх следует постепенно и при ПОЛНОМ отсутствии психологического сопротивления. Избегайте прямой аналогии между заболевшим героем игры и вашим ребенком. Пусть это будет медвежонок или слоненок, а еще лучше изменить ситуацию на диаметрально противоположную: в больницу положат кого-то из взрослых, а ребенок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.

Потом, когда ваш сын или дочь понемногу «оттают» (родители часто говорят, что их дети вернулись из больницы не похожими на себя, «как будто замороженными»), можно будет сделать главным героем игры не взрослого, а ребенка. И фиксироваться уже не столько на сострадании, сколько на положительных моментах пребывания в больнице: на том, что больному всегда приносят вкусные лакомства, дарят подарки, выполняют его желания (это для детей помладше) и вдобавок (для детей предшкольного и школьного возраста) на том, что сверстники уважают человека, который перенес операцию. Они считают его смелым, выносливым, завидуют его умению стойко выносить боль. Вот примерный перечень сюжетов подобных игр:

  • осуществление заветной мечты (которое, естественно, происходит в больнице;
  • дома выписанного из больницы ребенка ждет потрясающий сюрприз;
  • в саду или школе детям делают прививки; все в ужасе кричат и брыкаются, и только главный герой, привыкший в больнице к уколам, ведет себя достойно;
  • ребята во дворе спорят о чем-то, что имеет отношение к больнице, но по незнанию говорят ерунду, и главный герой выходит из спора победителем, после чего становится во дворе признанным авторитетом.

Страх наказания, крика, и т. п.

Тут, как говорится, «нет дыма без огня». Хотя и не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Ну, и подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывает обусловлен несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о «врожденной интеллигентности»! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность — особенно сейчас, когда престижно быть «крутым» — как правило, вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания — разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение — показаны подвижные игры.

«Пятнашки» (для детей от 3 лет).

Пятнающий может угрожать: «Я тебе покажу!», «Лови его!», а затем,  незаметно подыгрывая ребенку, говорить с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Надо же, никак не могу догнать!», «Устал! Сдаюсь!» Подвижные игры всегда вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение, легкий удар в игре в какой-то мере имитирует физическое наказание. Со временем можно усугубить этот момент, гоняясь друг за другом с пластмассовыми кеглями. Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.

Затем, для пущей драматизации, полезно, пригласив в игру еще нескольких детей, сделать страшные и комические маски. Надев маску, ребенку труднее будет следить за водящим, поэтому игра потребует еще большей ловкости и находчивости.

«Жмурки» (для детей от 3 лет)

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т.е.  выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук «у-у-у-у!» Если кто-то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого-то поймает, он, как и положено в «жмурках», опознает его наощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20-30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водяшего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

«Вышибалы» (для детей 5-9 лет) Это достаточно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет десять-пятнадцать назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек становится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5-8 метров, пытаются попасть в него мячом и «вышибить» из игры. Если «вышибаемому» удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной «жизни» в компьютерных играх), и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец,  попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец, наотрез отказывается «заниматься ерундой», и его ничем не проймешь), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

«Сердитый утенок» (для детей 4-5 лет)

Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая  с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно, стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например, утенок хочет поймать червячка (изображаемого шнурком, за который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок рассержен. (Ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т.п.).

 

   Как правило, дети все – таки не боятся того, чего еще не знают, что не пережили сами в  действительности или в своих фантазиях (что в принципе для них одно и то же, да и для многих из нас тоже). Обычно бывает так: ребенка неожиданно укусит собака – и  он не  подпускает  к себе всех «четвероногих друзей»,  в  ночное время напугает какой – нибудь «видеозлодей», - и он начинает бояться «плохих дядей» на улице, что – то «ухнет» над его головой  в самый  неподходящий момент – и все, пожалуйста, больше он  в темную комнату не войдет, т.е. сначала образуется испуг, сильная неприятная  эмоция, к этому  присовокупляется  НЕВОЗМОЖНОСТЬ физического ответа на нападение, и только потом уже появляется чувство страха как боязнь повторения уже пережитого. Не всегда, правда, вот так сразу можно  обнаружить этот «первоисточник»… Та же самая  «генетическая»  водобоязнь малыша может быть напрямую связана с каким – то его дородовым опытом (например, хлебнул чего – то «лишнего» в утробе своей матери и т.д.)

   С другой стороны, в жизни довольно часто можно встретить случаи, когда ребенок просто ЗАРАЗИЛСЯ  от кого – то этим неприятным чувством (обычно  от своей матери или другого авторитетного для него взрослого). Например, этот человек по какой – то  причине по – настоящему боится машин, воды, собак и т.д.,  малыш же всего лишь на  интуитивном уровне копирует его страх,  в принципе не имея никакого к  нему отношения… Ничего удивительного, ведь этот эффект «отображения» чужого поведения заложен в нас самой природой, коллективный инстинкт самосохранения, так называемый «стадный инстинкт». Сравните семью обезьян, истошно  верещащих, потому что кто – то из них что – то почуял, и обезумевшую толпу людей, спасающихся бегством от стихии. Никто  ничего толком не знает, но раз все бегут – значит, и мне надо…

   Для родителей, чьи дети испытывают чувство страха по отношению к какому – то объекту (собака, вампир, сосед – задира и т.д.). Текст читается ребенку кем – либо из уважаемых ИМ взрослых – человеком сильным, авторитетным, чье поведение им  неосознанно копируется.

                Жила – была девочка (или мальчик, в зависимости от пола ребенка). И все у нее было хорошо до тех пор, пока в ее жизни не появилось самое настоящее «страшилище». Оно подкралось к ней неожиданно, да так, что она не успела даже как следует  подготовиться к встречи с ним, растерялась и не нашла сил возразить ему. Девочка очень  испугалась и дала себе слово: отныне обходить стороной это «страшилище». Но чем больше она старалась избегать его, тем чаще оно встречалось на ее пути. В конце концов она так устала от своего страха, что решила сама выйти ему навстречу и раз и навсегда выяснить их отношения: взглянуть открыто ему в глаза, а дальше будь что  будет… Как решила – так и сделала! Вышла из дома и стала звать свое «страшилище», что есть мочи… Но оно молчало и даже носа своего не показывало почему – то! Зато на ее зов откликнулся мудрый «волшебник» (или фея, если текст читает женщина),  коснулся ее своей рукой (в этот момент  обязательно дотроньтесь до ребенка рукой) и сказал: «Вот чувствуешь, какой ты можешь быть сильной! А чтобы ты была такой  всегда, когда захочешь, я передам тебе часть моей силы и надежности. Отныне всякий раз, встречая на своем пути  «страшилище», ты будешь излучать всем своим  телом мое невидимое сияние, которое испепелит все замыслы твоих врагов, сделает их слабыми и безвольными.  Ступай и помни, что все, что тебе надо, теперь есть внутри тебя!» И девочка пошла. Много ей потом в жизни встречалось плохого и злого,  но все это проходило мимо нее: видимо ,чувствовало, какая теперь у нее есть сила.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения ...

Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Игры и упражнения по коррекции страхов

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен...

Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов...