Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабатываемых логопедом звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_mo.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»
Анализ работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР показывает, что наиболее эффективные результаты достигаются при проведении подготовительной работы, которая подготавливает ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
С этой целью подобрала материал в виде дидактических упражнений:
- «Прослушай и прохлопай ритмические рисунки»
- воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку.
2. «Вышиваем крестиком»
- изображение на листе бумаги большим крестиком сильный хлопок, а маленьким - слабый.
3. «Найди схему (рисунок)»
- узнавание ритма и соотнесение его с определённым ритмическим рисунком.
4. «Сосчитай хлопки-подними флажки»
- счёт хлопков и поднимание флажка с соответствующей цифрой.
Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие дидактические упражнения:
- «Капельки дождя»
- произнесение гласных звуков по ритмическому рисунку.
2. «Определи по губам, какой гласный звук произносит обезьянка»
- узнавание звука по беззвучной артикуляции и произнесение его голосом.
3. «Самый внимательный»
- пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА ИАУ УАУ АУИА ИУАО…
Уровень слогов.
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и фифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- «Слепить комочек»
- составление всех возможных слогов из предложенных букв.
2. «Прошагай по лесенке»
- проговаривание слогов с чёткой артикуляцией.
3. «Грамотей»
- чтение цепочек слогов.
4. «Запомни и повтори»
- запоминание и повторение цепочки слогов.
5. «Скажи наоборот»
6. «Кто быстрее»
- нахождение и чтение названного логопедом слога (используя дидактическое пособие «часы»).
Уровень слова.
Коррекционно - развивающая работа на данном уровне ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными классами слоговой структуры.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:
- Дидактические игры (Приложение 3)
- «Прошагай слово»
- «Поднимись по лесенке»
- «Магазин»
- «Игра с мячом»
- «Почтальон»
2. Настольно-печатные игры
- «Считай слова»
- «Слова и слоги»
3. Дидактические пособия
- «Часы»
- «Гусеница»
- «Пирамида»
4. Картотеки заданий и упражнений
- «Универсальные задания»
- «Практические задания»
- «Ребусы»
- «Помоги своим друзьям»
Уровень предложений и текста
Конкретный лексический материал логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.
Детям можно предложить:
- Игры (Приложение 4)
- «Сочини»
- «Закончи предложение»
- «Подбери слово»
2. Упражнения
-«Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении)
- «Прочитай» (чтение предложений)
- «Составь предложение» (со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам)
- «Измени слово» (изменение по падежам слов сложной слоговой структуры).
Использование дидактических игр и упражнений на подгрупповых и индивидуальных занятиях и подключение в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что в дальнейшем поможет успешному обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и отрицательно влияют на усвоение чтения ...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа....
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...