«Педагог, как инструмент развития компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»
консультация
В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- создание атмосферы взаимопонимания;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Для эффективного решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога - многокомпонентное явление, интегративное, показатель профессионализма и мастерства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов инклюзивной деятельности на тему:
«Педагог, как инструмент развития компетентности родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ в условиях семьи»
В организации взаимодействия с родителями дошкольников ведущая роль принадлежит воспитателю. От педагога зависит:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- создание атмосферы взаимопонимания;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Для эффективного решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога - многокомпонентное явление, интегративное, показатель профессионализма и мастерства.
Почему это так важно взаимодействие педагога и родителей на стадии воспитания и обучения дошкольника? Как показывает опыт, родители, воспитывающие ребёнка дошкольного возраста с особыми педагогическими потребностями, нуждаются в моральной и психологической подготовке к тому, что воспитание и обучение особого ребенка в семье потребует много психологических, моральных и физических сил. Очень важно, чтобы родители сохраняли физическое здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее.
Только в том случае, когда между семьей и педагогами устанавливаются отношения сотрудничества, возникает преемственность между домашней и коррекционно-образовательной средой, очень важная для полноценного развития особого ребенка. Модель отношений в семье и на занятиях становится более устойчивой, а значит, и у ребенка появляются устойчивые ориентиры, которые помогают ему по-новому пережить свой физический, психологический и речевой опыт.
Для членов семьи особого ребенка педагогическая помощь, которую они получают через сотрудничество со специалистами и педагогами, расширяет представления об их собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, помогает выработать определенные механизмы решения внутренних проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием особого ребенка в домашних условиях.
Поэтому современные требования к организации общения педагога с родителями воспитанников показывает что: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Педагог, как компетентный профессионал должен придерживаться в своей работе с родителями:
устойчивой системы ценностных ориентаций,
владение знаниями о семье,
психолого -педагогическими знаниями,
навыками организации общения с родителями.
Главным основой в работе с семьями детей с ОВЗ у педагогов должна проявляться профессиональная компетентность в сфере его общения с родителями воспитанников. А так же педагог должен проявлять такие профессиональные качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.
Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие, а так же мысленно поставить себя на место родителя дошкольника.
Достижение высокого уровня эмпатийности возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлексивность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.
Собственный опыт и анализ исследований позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников с ОВЗ:
стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолого- педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
владения профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания,методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;
высокий уровень развития коммуникативных навыков;
умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
Устойчивая потребность в самосовершенствования в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.
Важными задачами общения педагога с семьей являются следующие задачи:
раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства ;
дать родителям информацию и поддержать их интерес в её получении.
Источники:
Сайт МААМ
Статья Светланы Платоновой консультация «Компетентность педагога в общении с родителями»
Составила: учитель-логопед
Максименко О.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."
Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи.
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи....
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада
Во всем мире наблюдаются изменения семейных отношений. Институт семьи утрачивает свою ведущую социальную роль. Известный ученый, психолог-футуролог И.В. Бестужев-Лада в одном из своих выступлен...
Консультация для родителей дошкольников. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи
Консультация для родителей дошкольников. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи...
Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи
Так как музыка, пение, игры должны занимать важное место в условиях специально организованной коррекционной работы в семье, то задача родителей — развивать у ребенка интерес к музы...
«Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО».
laquo;Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада с учётом ФГОС ДО»....
Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи
Консультация для родителей Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи...