Приобщение к русской культуре. Статья.
статья на тему
Приобщение к русской культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_priobshchenie_k_russkoy_kulture.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение к Русской культуре через музейную педагогику»
Посещение музеев – неотъемлемая часть нашей культурной жизни.
Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало различных и необычных коллекций. Частные коллекции нередко становились основой для организации музея. Так и наш мини-музей создан из экспонатов более ранних культур, которые были собраны мною задолго до образования музея.
Мой музей находится в групповом помещении. Плюсы – воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, занятий и т.д.
Оформление мини-музея.
Внимание детей нашей группы недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому, эффективность восприятия будет зависеть от того, на сколько удачно будут расположены экспонаты. В нашем случае это расположение на разных уровнях. Помогли решить эту задачу стеллажи, настенные полочки (печка), столики разной величины (стол и скамейка). Объекты показаны с разных сторон, к ним можно свободно подойти, потрогать, взять в руки, рассмотреть.
При создании мини-музея мы помнили, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Тема музея сама подсказывает, какими должны быть игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации или дидактические), а также, их тему и название.
Для успешного усвоения программы мини-музея «Русская изба» мною был выбран следующий приоритет:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Музей наполнен предметами русского быта, имеющими историческое и познавательное значение. При ознакомлении с экспонатами используются старо-славянские названия.
В сентябре первое знакомство с музеем. Работа по теме «Хлеб всему голова». Беседа о старинных способах уборки хлеба, знакомство с серпом, снопами колосьев ржаными и пшеничными, угощение детей хлебом разных сортов.
В октябре продолжаем знакомство детей с музеем для развития интереса к музейным занятиям. Дети показывают и называют знакомые им предметы, рассказывают о предметах, которые есть у них дома.
В ноябре в мини-музее проходят посиделки с мамами, посвященные Дню матери. Родителей знакомят с музеем ребята, беседуем о сотрудничестве, об экспонатах, которые могут предоставить родители постоянно или на время. Дети показывают инсценировку русской народной сказки, поят мам чаем из самовара, угощают сушками и пирогами.
В декабре продолжаем знакомить детей с укладом жизни в России. Знакомим с печью, как главной составляющей русского быта. Дети узнают, почему печь называют кормилицей: в ней готовят еду, пекут хлеб, сушат осенью яблоки, ягоды, грибы, травы, а ночью на печной лежанке спят. Дети знакомятся с кухонной утварью. В музее есть : горшки, миски, деревянные ложки, самовар, солонки, ковш, туески, крынка, кружка. Посуда в основном деревянная, украшена резьбой, расписана растительным орнаментом.
В январе после каникул празднование Рождества. Составляем вертепы из деревянных фигурок, которые мы приобрели на православной ярмарке, освещаем пещеру голубыми огоньками, вспоминаем историю рождения Святого младенца Христа. Дети обряжаются в русские костюмы, которые дополняются атрибутами, масками, принесенными из дома. Славим Христа, поем веселые колядки, читаем стихи о Рождестве Христове. За праздничным столом дети делятся впечатлениями о празднике, рассказывают о пирогах, испеченных мамочками. В конце праздника дети получают бумажного ангела, которого отнесут домой.
В феврале в «русской избе» проходят занятия по сравнению современной мебели с мебелью в музее. Проводим практические сравнения. Ребята знают такие слова, как скамья, лавка, табурет.
В марте работа с посудой. Дети узнают, что сначала была очень простая посуда из глины и дерева. Идет знакомство с народными промыслами: расписываем золотом хохломы поднос, молочнику достается синее чудо Гжели, игрушкам – элементы дымковской росписи, свистулькам – филимоновские полоски.
В апреле знакомим с рушниками: из чего сотканы, как украшены, кружевом и вышивкой.
В мае повторение пройденного материала, экскурсии для детей других групп сада, проводимые детьми нашей группы. Генеральная уборка, упаковка экспонатов для хранения на лето. Во время заключительных экскурсий дети показывают свои знания о традициях, быте русского народа, с гордостью рассказывают о наследии своих предков.
В работе мини-музея «Русская изба», во всех ситуациях, широко используются потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, фольклор. Дети играют в народные игры, водят хороводы в режимные моменты, на прогулке: самые любимые «Антошенька», «Как на тоненький ледок», «Ворон», «А я по лугу». Знакомые потешки, пословицы проговариваем в течение всего дня, в сюжетно ролевых играх. В работе музея широко используем аудио, видео записи. Особенно дети любят сказки славянских народов с напевами. Напевы подчеркивают ритмический и образный характер народной речи. Звуки окружающего мира и оригинальная музыка способствуют развитию воображения.
Экспонаты, костюмы, мебель из мини- музея используем в инсценировках детского сада, как основное для сцен, и в качестве декораций к различным спектаклям. Оркестр народных инструментов выступает на утренниках, в клубе «Содружество» перед родителями. Помимо познавательного, речевого, художественного - эстетического, нравственного, эмоционального развития, работа мини - музея «Русская изба» способствует социальной адаптации детей.
Благодаря созданию особой среды, программа мини-музея направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, уважение к труду мастеров. Все дети, которые принимали участие в работе мини – музея «Русская изба», вырастут настоящими патриотами России.
Соловьева Е.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».
В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической частью, заключением,...
«Традиционная народная кукла как средство приобщения к русской культуре»
Приобщение к русской культуре...
«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной ...
Календарно-тематическое планирование занятий по приобщению к русской культуре
планирование для второй младшей, средней, старшей группы...
Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской культуре
Доклад...
Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре)
Конспект ООД по ОО «Художественно - эстетическое развитие» (развитие творческих способностей в процессе приобщения к русской культуре).в средней группе«Рисунки для Алёнушки»...
Мастер – класс «Воспитание нравственных чувств через приобщение к русской культуре»
Цель: Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской культуре. "Русские народные промыслы", "Посуда".Задачи:Передача педагогического о...