Мастер-класс Развитие творческих способностей детей и приобщение к русской культуре с помощью изготовления русских народных кукол.
учебно-методический материал (старшая группа)

Мастер -класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Вступительная часть

В современном мире все реже вспоминают культуру своего народа, не проявляют должного внимания к истории своего края.

Русская современная семья все больше и больше забывает старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. Также, мы, педагоги, часто сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики рук у детей в дошкольном возрасте. В связи с этими проблемами современного мира, я решила обратиться к истории нашей страны и меня привлекла тема создания народных кукол, ведь с помощью внедрения этой темы в образовательный процесс, можно решать эти две задачи.

2 слайд

Теоретическая часть

Актуальность: Приобщение детей к русской народной культуре, развитие у них интереса к истории, традициям, искусству своего народа – одна из актуальных задач нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном образовании. Одним из интересных и эффективных методов работы с детьми в данном направлении выступает ознакомление с народной игрушкой, в частности с народной куклой.

Также, хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

3 слайд

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов для развития творческих способностей дошкольников и приобщения их к русской народной культуре при изготовлении народной куклы, познакомить педагогов с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи: 

  • формировать представления об изготовлении народной  куклы, как атрибута духовной культуры русского народа;
  •  привить интерес к изготовлению кукол;
  • знакомить с основными техническими приемами изготовления народной куклы;   
  • Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа, работа по схеме и по пооперационным картам;
  • развить индивидуальные задатки и творческие способности.

4 слайд

Наши предки издавна занимались ручными занятиями: шили, вышивали, вязали, крутили кукол.

5 слайд

Кукла – обязательный спутник детей. С точки зрения современных психологов кукла – культурный предмет, несущий в себе зашифрованные способы «действования». То есть игрушка, сама по себе, уже выполняет роль воспитателя. В русской традиции говорили : «Кто в куклы не играл – счастья не видал» и, что давать детям, особенно до 4 лет надо мягкие, теплые игрушки из природных материалов, чтобы душа не охладела.

6 слайд

Современные ученые доказали, что перемещение  с физической активности на мелкие монотонные движения руками включается правое полушарие головного мозга и, таким образом, рукоделие развивает творческое мышление, мелкую моторику, вкус и одновременно успокаивает подвижный ум.

Слайд 7

Изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе напрямую связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает:

  • Хорошую тренировку пальцев
  • Способствует выработке движений кисти
  • Развивает точность
  • Скоординированность мелких движений пальцев;
  • Стимулирует развитие речи у детей
  • Развивает основные психические процессы: образное мышление, способность концентрировать внимание, память, воображение, фантазию.
  • Совершенствуются навыки употребления предлогов (на столе ткань, завяжи ленту на голове, обмотай нить вокруг пояса и т. д.)
  • Развивается сенсорика, так как при изготовлении кукол используются различные материалы (разнообразные ткани, ленты, нити, орехи, сухие травы и т.д.)
  • Формируются элементарные математические представления. Это и геометрические фигуры, и размер, ориентировка. Знакомятся со старинными мерами длины: «Ладонь», «Локоть», «Пядь». Закрепляются понятия «Уже - шире», «Длиннее – короче» и т.д.
  • Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость).

8 слайд

Существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.

Начать создавать кукол можно начать с ребенком в возрасте 4-5 лет.

1 этап: мы знакомим ребенка с историей создания кукол, знакомим с тканями, нитками, играя в различные игры. (пальчиковые игры в платочек, с нитками)

2 этап: изготовление простых кукол. Например, куколка Зайчик на пальчик, одна из первых кукол, с которой можно начать заниматься с ребенком. Зайчик может стать другом, собеседником, утешителем в обидах, может развеселить ребенка, если не с кем поиграть. Также куклы-столбушки, закрутки, Сорока, Голышок, Ангелок, Пеленашка  и т.д.

3 этап: изготовление более трудных кукол (подготовительная к школе группа)

9 слайд

В своей работе практикую  изготовление тряпичных кукол, опираясь на лексические темы.

Например:

 «Птицы» - Сорока – Ворона, Птички счастья, Петушок

«Новый год. Рождество» - Рождественский ангел. Коза Маланья.

«Домашние животные» - Лошадка.

«Дикие животные» - Зайчик на пальчик

«Семья» - Пеленашка, Голышок, Северная берегиня

«Игрушки» - Хороводница, Кукла – Закрутка. И т.д.

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, совершенствую навыки употребления предлогов,  развиваю основные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).

10 слайд

Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. 

 Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, осуществляют театральную деятельность, испытывая чувство радости от общения друг с другом.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.

Практическая часть.

11 слайд

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении кукол. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы.

Методы и приемы достаточно разнообразны.

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

Фокус группа изготавливает куклу.

Для начала мы, конечно, познакомимся с тканью, нитками, разомнем наши пальчики.

1. -Возьмите клубки маленькие. Какого они цвета? Какая нитка? (гладкая, тонкая, скользкая) Возьмите большие клубки ниток на ваших столах. Потрогайте ниточку. Какая нитка? (мягкая, шершавая, толстая) Нитки одинаковые? Давайте намотаем нитку на указательный пальчик (под счет), на указательный и средний, на средний и безымянный и т.д.

2.- Посмотрите на платочки, лежащие у вас на столах. Какие они на ощупь? Какой они формы? (квадрат) Давайте положим платочек так, чтобы получился ромб. Давайте превратим платочек  из квадратной формы в прямоугольную. Покажите короткую сторону. Покажите длинную сторону. Разверните платочек и теперь сделаем из него треугольник.

Разверните платочек, положите его на стол перед собой. Будем собирать платочек правой рукой.

На слова педагога:

Что задумал паучок?

Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

 Теперь левой рукой, двумя руками одновременно.

Теперь давайте будем закручивать платочек в трубочку.

Я платочек свой скручу,

Поиграть я с ним хочу.

Платочек на столе, на него положить ладонь пальцы расставить в стороны.

 Дружно пальчики сведите

  И платок в ладонь возьмите».

Ребёнок  сдвигает   пальцы,   захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.

Теперь возьмем платочек в руку за кончик и будем его собирать в кулачок одной рукой.

- Привет! Привет!

Я проглот – бегемот,

у меня большой живот.

Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)

Сразу стало у проглота

брюхо, как у бегемота!

Пальчики размяли, теперь попробуем изготовить куколку. Фокус группа будет изготавливать под моим руководством куклу посложнее, и еще два человека по пооперационной схеме куклу полегче.

Так как у нас 2024 год объявлен президентом годом семьи, и так как мы проживаем на северо- западе страны, мы с вами сегодня сделаем куклу –защитницу семьи. Она называется Северная Берегиня.

Эта кукла защитница помогающая оберегать семейный покойОна изготавливается в виде веничка, она выметает из дома все плохое, оставляя в нем лишь счастье и радость.

Так как кукла эта – оберег семьи, а семья – это семь я, то мы возьмем для ее изготовления 7 лоскутков ткани. 1 лоскуток будет для изготовления головы.

- Отсчитайте 8 лоскутов ткани. Выберите, какие вам больше понравятся.

- Сколько лоскутов вы взяли?

- Какой формы лоскутки? Лоскутки одинакового размера?

- Возьмите 1 самый светлый лоскут для изготовления головы куклы.

- Положим лоскуток горизонтально и его края заворачиваем к середине, затем опять складываем пополам. Затем скручиваем лоскуток и завязываем нитками. Какой формы получилась у нас голова? Отложим ее в сторону.

- Теперь все семь лоскутков складываем пополам. Оба края каждого из 7 лоскутов складываем (заворачиваем) к образовавшейся середине.

Пока делают лоскутки показать куклы и рассказать о них

- Куда вы будете заворачивать края?

-Собрать полученные полоски вместе, друг на друга, чередуя светлые и темные. Наложить полоски на нашу готовую голову куклы.

- Сложить их пополам. Закрепить зажимкой. Завязываем ниточку под головой куклы.  Берем самый верхний лоскуток, слева и справа будем формировать на нем ладошки. Завязываем ниточки, формируя ладошки.

- Что получилось?

- Молодцы! У вас получилась красивая кукла.

- Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей?

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы.  

Для тех, кто работал по пооперационным картам.

-Коллеги, поделитесь вашими впечатлениями? Было ли вам сложно? Будете ли вы использовать в своей работе изготовление кукол?

Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями: какие чувства вы испытывали при изготовлении куклы? Педагоги делятся впечатлениями.

Рефлексия.

Подарить кукле ленточку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Желтый цвет - удалось, но материал часто используемый

Зеленый  цвет - скучно, не интересный материал.

Уважаемые коллеги, я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приемов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме. 

Я прошу всех расставить руки в стороны ладошками вверх. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Спасибо всем за внимание!

Традиционная народная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как ее придумали наши предки. Куклы бережно передавались из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки – к внучке. Интерес к народной кукле может развиться при условии участия ребенка в продуктивной деятельности, ручном труде по самостоятельному изготовлению подобных изделий.

Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать, постигать свои корни. В последнее время возрастает ценность ручного творчества. Предметы, изготовленные своими руками, несут особую энергетику их создателей. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест. Через эти милые поделки дети начинают постигать свою историю. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков.

Кукла выступает для ребенка в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, получают уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты.

Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается в следующем:

традиционной игрушкой в бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.


Игровые куклы предназначались для игры, забавы ребенка. Игровые куклы делали для детей, эти куклы знакомили ребенка с миром, помогали быстрее освоиться в семье, веселили их, когда было скучно и грустно, таким куклам могли рисовать лицо, что для других кукол было категорически запрещено, им добавляли одежду, утварь и тем самым развивали воображение малыша, готовили к взрослой жизни

Обрядовых кукол почитали, их ставили в избе в красный угол, такие куклы делались обычно с белым лицом. Они имели ритуальное значение.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье.(Неразлучники, Травница, Масленица)

Обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили защитой от зла. (Северная берегиня, Подорожница, Травница).

Пальчиковая гимнастика «Проглот – бегемот». Носовой платок держать за уголок в левой руке. Подушечки пальцев правой руки соединены вместе – это бегемот. Он «открывает и закрывает рот» и басом представляется:

- Привет! Привет!

Я проглот – бегемот,

у меня большой живот.

Мой платок он скушал, вот! (стараться целиком вобрать платочек в кулак, одной рукой)

Сразу стало у проглота

брюхо, как у бегемота!

Сделать проглота-бегемота другой рукой и повторить все движения.  Для закрепления «жевать» платок без текста, издавая соответсвующие действию звуки «ням – ням – ням»

Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удерживать его между пальцами одной руки; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение:

На столе лежит платок в развёрнутом

виде.

Ребёнок кладёт руку (сохранную) на се

редину платка ладошкой вниз, все пальчики

раздвинуты.

На слова педагога: «Дружно пальчики сведите

-        И платок в ладонь возьмите».

Ребёнок  сдвигает   пальцы,   захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая платочек между пальцами. То же самое проделывает другой рукой.

Усложнённый вариант: упражнение выполняется обеими руками одновременно, используются два платочка.

Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2.        Пальцы раздвинуты. 3. Кисть руки ста

вится в угол платка на кончики пальцев.                                                                        

4.На слова педагога:

Что задумал паучок?

Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей через приобщение к русским народным традициям

Статья посвящена актуальной современной проблеме - сохранение национальных традиций и установление связей между крестьанской календарно-обрядовой и современной культурами....

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Мастер класс по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку,...

Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...

Мастер-класс "Способ развития творческих способностей дошкольников средствами продуктивной деятельности"

Двнный материал предназначен для педагогов и родителей воспитанников. В нем пошагово продемонстрировано изготовление цветов из цветных лент....

Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."

Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....