Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской культуре
статья по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание,
ВАЖНОЙ ЦЕЛЬЮ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ,
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННОГО,
ОТВЕТСТВЕННОГО, ТВОРЧЕСКОГО,
ИНИЦИАТИВНОГО,
КОМПЕТЕНТНОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ.-педагогическая поддержка становления и развития
Несомненно, на сегодняшний день тема национально-нравственного воспитания очень актуальна, так как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость, на недостаточном уровне у детей знания национальных традиций.
Многие люди забыли о ценностях и традициях своего народа. Отмечается занятость родителей детей: домашним бытом, зарабатыванием денег, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх.
Вот почему важно в повседневной жизни, дома и в детском саду социализировать дошкольников через приобщение к особенностям национальной культуры и привлекать к этому родителей, т. к. именно семья может обеспечить полноценное индивидуальное развитие и успешную социализацию ребёнка в обществе.
Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится общественным существом, усваивает определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе.
Базовые национальные ценности
российского общества:
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Здоровье
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные религии России
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Именно в дошкольном детстве закладываются основные принципы русской ментальности, человеческой морали и национальной духовности.
Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа является основополагающей отправной точкой в социальной жизни ребенка, развитием его духовного, психического и физического здоровья.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
1.Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
2.Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
3.Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
4.Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
5.Формирование духовно-нравственных качеств.
Согласно ФГОС образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В своей работе мы активно используем произведения русского музыкального фольклора согласно возрастным особенностям дошкольников.
ЖАНР | ВИД |
Песни | Колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки |
Игры с пением | |
Календарно-обрядовые Песни | Заклички, колядки |
Шутки | Частушки, считалки, скороговорки |
Песни с движением | Хороводы, плясовые, кадриль, строевые песни |
Игра на ДМИ | Оркестр, ансамбль |
Слушание музыки | Народная музыка ,музыка русских композиторов |
Сказки | Мюзикл, театрализация, кукольный театр |
Согласно новым требованиям ФГОС направлен на решение следующих задач:
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Участие дошкольников и родителей в празднике создаёт условие не только для их знакомства с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни.
В плане работы нашего ДОУ на летний оздоровительный период запланированы и уже были проведены такие мероприятия, как «Праздник русского лета», за основу которого были взяты народные игры, песни, участие сказочных персонажей(Березка, Лето, Леший, Чучело), «Праздник русской березки», «Путешествие в русский лес»;кукольный театр по мотивам русских сказок «Репка», «Колобок», «Как кот воеводой был», музыкальные развлечения «День полевых цветов», театрализация «Под грибом» по сказке В.Сутеева и т.д.
- Активно используя русский фольклор, мы вызываем интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.
- Развиваем представления детей о, традициях семьи преемственности ,связывающей разные поколения.
- Обогащаем знания детей об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности.
- Знакомим с символикой России и в современное и в давнее время.
- Приобщаем детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
- Способствуем развитию познавательных способностей, любознательности детей.
- Воспитываем чувство гордости за свой народ, уважению к традициям, патриотизму и любви к родному краю.
В положении ФГОС ДО отражено, что родительская активность зависит от желания и понимания важности и необходимости семейного воспитания. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки - «На Варвару красу», «Рождественские вечера», «Масленица». Спортивные соревнования – «Семейные старты», «Семейные олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья». Совместные выставки и конкурсы, такие как «Осенняя ярмарка», «Золотые руки мам», «Лучшая поделка ко дню Победы», «Старая новогодняя игрушка, открытка» и др.
Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка.
В своей работе мы должны стремиться к воспитанию идеала личности гражданина России:
Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
.
Исп.лит-ра
Закон РФ «Об образовании»
ФГОС ДО
Справочник музыкального руководителя №3 2013г.
Статья :В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 г.Шахтерска Углегорского района Сахалинской области
Доклад
на августовскую педагогическую конференцию:
«Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской культуре»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Ю.Н. Соляник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России....
Доклад на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)".
Известно, что дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются и развиваются первые представления об окружающем ми...
Презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к якутским музыкальным традициям (якутской традиционной культуре)"
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё....
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к русским народным традициям»
Выступление на IX педагогических чтениях "Духовно-нравственное воспитание современного дошкольника и младшего школьника" г. Кандалакша. Опыт работы по теме самообразования....
Проект " Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре"
ПРОЕКТДуховно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения к русской народной культуре...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Знакомство с традиционной русской народной игрушкой Матрешкой сформирует у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....