«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachkova_-_kopiya.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре».
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9.02 по 13.02 2015 года
2 сессия с 16.02 по 20.02 2015 года
Выполнила: Казачкова Галина
Владимировна
воспитатель
ГБОУ СОШ пос. Ленинский
м.р.Красноармейский
2015г.
Оглавление
I. Вводная часть ........................................................................................3
1. Актуальность темы исследования
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть……………………………………………………….6
2.1 Теоретическое описание применения формы приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской культуре…………………………………….6
2.2 Описание изменений в образовательном процессе - проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре………………………………………………8
2.3. Содержательно-технологический блок: …………………………………9
2.4. Контрольно-оценочный блок ……………………………………………11
2.5Результативность работы…………………………………………………...13
III. Заключение ……………………………………………………………….14
Выводы по ИР………………………………………………………………….14
IV. Информационные источники ……………………………………….….16
I Вводная часть.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Согласно, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие инициативы, самостоятельности и духовно здорового человека. В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях. В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня. В новых социально-экономических условиях развитие нашего общества, изучение цели образования детей детского сада становится одним из самых актуальных направлений. Изменение цели образования влечет за собой изменения содержания обучения, то есть формы образовательного процесса.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать профессиональную проблему: поиск средств, методов работы для построения системы формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа с внедрением ее в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Одним из наиболее эффективных вариантов решения этой проблемы является, с моей точки зрения, метод проектов. Почему? Потому что при умелом руководстве педагога дети определяют проблему и практически самостоятельно ищут пути ее реализации. А то, к чему они приложили усилия, свои руки, что почувствовали, поняли, нашли решение – это запомнится на всю жизнь и будет работать.
Главная задача организации проектной деятельности состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал и инициативу, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе использования проектной деятельности определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Цель исследования: формирование инициативы старших дошкольников через проектную деятельность по приобщению к русской культуре.
Объект: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре.
Предмет: проектная деятельность как путь развития инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить методическую литературу, соответствующую заданной теме;
- Разработать тематическое содержание проектной деятельности;
- Внедрить педагогическую технологию ( проектная деятельность) через развитие инициативы старших дошкольников.
- Оценить эффективность применения метода проекта для развития инициативы дошкольников по приобщению к русской культуре.
Гипотеза: определить эффективность метода проекта для развития инициативы через приобщение детей к русской культуре.
Ожидаемый результат:
- Дети проявляют инициативу, интерес к исследованию истории и культуры своей Родины.
- Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах.
- Дети знают и используют в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т.д.
- Дети ориентируются в мире русских народных сказок.
- Дети проявляют инициативу в импровизации народных песен, хороводов, несложных танцевальных композиций.
- Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской народной культуре.
II Основная часть:
2.1Теоретическое описание применения формы приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской культуре.
«Без прошлого нет настоящего,
без настоящего нет будущего…».
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В.А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для развития инициативы и глубокого её познания.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Как же пробудить первые чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста? Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному краю (городу, селу), родной природе, к своей малой и большой Родине.
Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, инициативу, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным.
Я считаю, что образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.
2.2 Описание изменений в образовательном процессе - проектная деятельность как путь развития инициативы старших дошкольников через приобщение к русской культуре.
Программа проектной деятельности составлена мной на основе примерной программы дошкольного образования« От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Л. М. Васильевой с учётом программы авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:
-развитие у ребенка познавательных интересов, мышление;
-формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения); проявление инициативы. - развитие личностных качеств, умение работать в команде, умение доводить дело до конца.
2.3 Содержательно-технологический блок.
Я активно использую метод проектов, т.к. он позволяет формировать самостоятельную и инициативную позицию ребёнка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. За эти годы были реализованы с воспитанниками проекты, направленные на формирование социокультурных ценностей русского народа: «Моя семья», ««Мама мы чувствуем друг друга сердцем», «Мой детский сад», « Россия - моя Родина », «Люби и знай, родной свой край». И вот новая тема: «Быт и нравы наших прадедов».
Старшие дошкольники уже накапливают определенный социальный опыт: опыт общения со сверстниками и разнообразной совместной деятельности, они способны оценивать свои поступки и поступки сверстников. Они уже могут самостоятельно найти проблему, которая может стать основой для проекта. В этом возрасте помощь взрослого не столь значительна и носит дифференцированный характер.
У старших дошкольников интенсивно формируются все стороны личности ребенка. Роль взрослого заключается в развитии инициативы и поддержке творческой активности детей, создании условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом.
Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:
1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Четкая структура содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
В детском саду темы проектов основываются на воспроизведении домашней жизни с постепенным расширением до воспроизведения жизни общественной. Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой педагогу следует самому многое узнать, прочесть, изучить, постараться почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы. Изучая толкование истоков русских традиций, праздников, песен, обрядов, можно оформить в групповой комнате горницу, где есть печь и красный угол с иконами. Здесь ребятишки учатся прясть, ткать, шить, вышивать. И просто, когда хочется побыть одному, в «бабушкиной горнице» найдётся уголок. Для обыгрывания колыбельных песен в групповой комнате можно использовать люльку с куклой-младенцем, кроватку-качалку, и вот уже маленькая непоседа чинно покачивает «дочку», напевая ей тоненьким голоском. Если все это объединить, можно создать мини-музей. В процессе создания мини-музея следует учитывать следующие принципы:
• Интеграции – мини-музей должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности «Социализация», по воспитанию у детей патриотических чувств;
• Деятельности и интерактивности – мини-музей должны предоставлять проявлять инициативу и возможность реализовать себя в разных видах деятельности ( использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.);
• Природосообразности – мини-музей должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
• Динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
• Разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
2.4 Контрольно-оценночный блок.
Можно оформить комнату сказок, где будут собраны куклы-герои русских народных сказок, изготовленные руками воспитателей и детей. Здесь можно проводить НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», сценические представления сказок.
Пословица гласит, что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому следует учить детей и народной мудрости, и рукоделию. Так старшие дошкольники могут изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой, и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.
Следует знакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь – собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает построить работу по естесственному циклу, например: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды; Масленица – проводы Зимы и Лето – с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Объединив все направления работы: декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, праздники обрядовые и календарные – следует разработать тематический план и систематизировать знания и умения детей в зависимости от возраста.
Работа педагога по реализации данного направления будет плодотворной, если привлечь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, можно завести папку «Учите вместе с нами». В неё помещаются потешки, загадки, пословицы, поговорки, которые дети учили в ДОУ и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. По каждому жанру провести короткие беседы, консультации, разъяснить родителям, какую огромную пользу приносит народное творчество для развития инициативы и творческого потенциала ребёнка. В уголок для родителей поместить статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка – гимнастика для ума».
Роль взрослого заключается в поддержке активности детей, создании условий, способствующих проявлению самостоятельности и развитию инициативы.
К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях;
2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам;
3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми.
2.5Результативность работы.
Эффективность проектной деятельности доказывает ряд выполненных задач, поставленных в начале исследования:
Дети проявляют инициативу, интерес к исследованию истории и культуры своей Родины.
Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах.
Дети знают и используют в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т.д.
Дети проявляют инициативу в импровизации народных песен, хороводов, несложных танцевальных композиций.
Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской народной культуре.
В результате осуществления проекта, в дошкольном учреждении оборудована игровая зона «Русская изба» с её «красным» и «печным» углами, чтобы дети могли от занятия к занятию вживаться в народную культуру, видеть перед собой предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, которые были необходимы нашим предкам в будни и праздники. Для детского фольклорного ансамбля «Веселушки» приобретены музыкальные инструменты, создана коллекция русского народного костюма (сарафаны, рубахи, головные уборы – кокошники, поясные украшения).
Заключение.
Проектная деятельность нашла отклик в сердцах детей, родителей и педагогов и доказала свою эффективность. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, а общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, инициативу, творчество, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению и социализации детей в школе.
Целенаправленная систематическая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты, инициативу. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора.
Реализация проектов предполагает использование народных методов воспитания и образования, ведение в педагогический процесс всего богатства русской культуры, систематическую работу по приобщению к народной культуре по разным направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей).
По результатам работы проектной деятельности можно сделать вывод о стойкой положительной динамике. Таким образом, приобщение детей к народной культуре как средство формирования инициативы через проектную деятельность – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, должна вестись систематически планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они непосредственно могут наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
Список используемой литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2.СанПиН.
3.Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
4.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
5.Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
6. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
7. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
8. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
9. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
10.Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ
11.О.Л. Князева, М.Д. Маханева«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2010, «Детство –Пресс», С-П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района
ЦЕЛЬ: содействовать формированию представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ: 1....
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...
Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
quot;Красота созданная человеком!" доклад на тему" Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников, через приобщение к русскому народному творчеству"
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного под...
Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре
laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...