«Использование палочек Кюизенера при организации взаимодействия со старшими дошкольниками, направленного на развитие элементарных математических представлений».
консультация (подготовительная группа) на тему

Симакова Наталья Юрьевна

v

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palochki.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  палочек Кюизенера  при организации взаимодействия со старшими дошкольниками, направленного на развитие элементарных математических представлений».

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.

В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком ХКюизенером.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия.

Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. . Цветные  палочки позволяют решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету);
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов);
  • Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного  счета;
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших);
  • Усвоить отношения между числами ( больше- меньше на..)
  • Познакомить со  свойствами геометрических фигур;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать логическое мышление, память, внимание мелкую моторику.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Игры и упражнения состоят в группировке  палочек  по разным признакам ( цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.  

Задания которые можно предложить выполнить  детям :

  • Найдите палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
  • Выложите чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
  • Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

Задания 

  • Выложите высокий (низкий забор), лесенку
  • Выложите любое  изображение

На данном этапе используется альбом «Волшебные дорожки», в котором предлагаются увлекательные задания с палочками.
Когда ребенок освоит комплект палочек, они  выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.  

Задания

  • Найдите в наборе самую длинную и самую короткую палочку.
  • Выложите несколько палочек. «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
  • Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной
  • Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. 
  • Выложите голубую и  розовую палочки. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

Такие задания с палочками позволяют освоить понятия величины, длины, ширины предметов.
Рассмотрим возможности палочек при освоении детьми пространственных отношений.

Задания:

  • Выкладывайте  палочки, следуя инструкциям: положите красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
  • Выложите башню, используя по одной палочке каждого цвета. Какая палочка лежит выше (ниже) других? Какая лежит над черной, голубой (под бордовой) Какая по цвету палочка, если она лежит между голубой и оранжевой?
  •  Положите   синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

Палочки Кюзинера позволяют знакомить детей со свойствами геометрических фигур.

Задания

  • Выложите из красных палочек квадрат и  прямоугольник. Чем отличаются фигуры?
  • Рассмотрите образец и по памяти выложите из палочек фигуру.
  • Выложите   четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

Следующим этапом в работе с палочками Кюизенера является  развитие  количественных представлений и освоение  счета.

Задания

  • Выложите  лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно. 
  • Выложите разное количество голубых и красных палочек. Каких больше( меньше)? Использовать разные способы сравнения.
  • Найдите  палочку соответствующую числу (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот.
  • Выложите синюю палочку. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
  •  Составьте красную палочку из других палочек разными способами.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек  в режимных моментах: в совместной деятельности с детьми, индивидуальной деятельности, подгрупповой деятельности . Наблюдая за образовательным процессом, при индивидуальной работе с детьми я убедилась в том, что дети сталкиваются с такой трудностью как соотношение числа с цветом палочки и составом числа из единиц и двух меньших. Чтобы детям легко было запомнить число и цвет палочки мы с ними выучили стихотворение которое они проговаривают при работе с палочками Кюизенера.

Мы по лесенки шагаем и ступеньки все считаем,

Все ступеньки до одной знаем  в лесенки цветной.

Первая- это белый листок,

Вторая- розовый леесток,

Третья- голубой океан,

Четвертая- словно красный тюльпан,

Пятая- желтый солнечный свет,

Шестая- сиреневый яркий букет,

Седьмая- черный пушистый кот,

Восьмая- вкусный вишневый компот,

Девятая- синий мой мячик,

А десятая- оранжевый зайчик.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям. Они воспринимают их в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.
При взаимодействии с палочками Кюизенера у детей развивается мелкая моторика, зрительное и пространственное восприятие, воображение ,приучают к порядку. Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных  математических представлений.




Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 1
                муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

«Использование  палочек Кюизенера  при организации взаимодействия со старшими дошкольниками, направленного на развитие элементарных математических представлений».

         Выполнила воспитатель: Симакова Н.Ю.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры направленные на развитие элементарных математических представлений

Различные игры, направленные на развитие элементарных математических представлений...

Организация и содержание индивидуальной работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

Статья посвящена организации развития элементарных математических представлений у дошкольников по средствам индивидуальной работы. Индивидуальная работа способствует организации наиболее оптимальных д...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе усвоения элементарно-математических представлений

Именно позновательный интерес к математике является одним из условий формирования позновательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, восприятия и т. д.) Непременным условием для развития п...

Инфографика для детей направленная на развитие элементарных математических представлений

Исследование в рамках темы "Животные жарких стран"Создание инфографики детьми на занятиях по ФЭМП.- закрепление порядкого счета, количественного счета;- умение выстраивать сериационный ряд п...

«Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Взаимодействие воспитателей и родителей, как партнеров по развитию элементарныхматематических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Графомоторные игры, направленные на развитие элементарных математических представлений с использованием набора «Узорная шнуровка»

Набор «Узорная шнуровка» предназначен для групповой и индивидуальной игровой деятельности.Игры с набором «Узорная шнуровка» способствуют развитию мелкой моторики, координации и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы комбинированной направленности (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, констр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы комбинированной направленности(разделы: развитие элементарных математических представлений,...