Развитие речи у детей с аутизмом в семье
консультация на тему
Как развивать речь у аутистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_rodit_razv_rechi_u_det_s_autizm.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования САО города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя Советского Союза П.Р.Поповича (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В СЕМЬЕ»
Подготовила учитель-логопед
Рахманова Е.С.
Москва, 2018 г.
Для детей с РДА характерны следующие особенности речевого развития:
-нарушение коммуникативной функции речевого развития;
-эхолалии;
-отсутствие или позднее появление в речи личных местоимений;
-неразвитость диалога;
-склонность к авторской речи.
Основными задачами работы по развитию речи у детей с РДА являются:
-установление эмоционального контакта с ребенком;
-активизация речевой деятельности;
-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
-развитие речи в обучающей ситуации.
С целью активизации речевой деятельности родителям в игровых и обучающих ситуациях нужно создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.
У детей, страдающих РДА, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.
Примерные задания для детей с РДА по развитию речи.
Задание № 1.
Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую.
- Назовите вместе с ребенком игрушки ласково (мишка- мишутка, кукла- куколка и т.д.).
- Назовите ласково кукол по именам (Таня- Танечка, Света-Светочка и т.д.).
- Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушечных зверей (нос- носик, хвост- хвостик и т.д.), а также кукол (лоб- лобик, палец- пальчик и т.д.).
- Наклейте в тетрадь для индивидуальных занятий картинки, на которых изображены игрушки.
Задание № 2.
Назови куклу ласково.
- Какие у Танечки глазки, щечки, волосики, ротик, носик, лобик, бровки, реснички?
- Во что одета Танечка?
- Что на ножках у Танечки?
- Что на головке?
Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными предложениями.
Задание № 3.
Наклейте в тетради картинку «Семья» и фотографии всех членов семьи с бабушкой и дедушкой.
- Покажи, где папа (мама, бабушка и т.д.).
- Кто это?
- Назови ласково: брат- братик, дед- дедушка, сестра- сестренка и т.д.
Задание № 4.
Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.
- Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложения с каждым словом.
Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.
Сходите с ребенком в магазин посуды. Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.
Наклейте в тетради картинки по теме «Посуда».
Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)
Обсудите, для чего нужна посуда(в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).
Задание № 5.
Какая бывает посуда?- Виды посуды.
Например: для чая- чайная ложка, чашка и т.д., для обеда- столовая ложка, тарелка.
- Назови ласково (чашка- чашечка, ложка- ложечка и т д.).
«Один- много» (чашка- много чашек, ложка- много ложек и т.д.).
Задание № 6.
Составьте рассказ по картинке «Все за работой».
- Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом).
Старайтесь включать глаголы в речь ребенка.
Задание № 7.
Наклейте в тетради или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская, зимняя, летняя, спортивная, рабочая, домашняя.
Вместе рассмотрите одежду ребенка. Обсудите, к какому виду она относится.
- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: шьет, вяжет, вышивает.
- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.
Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.
Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, петли, карманы, пояс.
Обязательно рассмотрите, из какого материала сшита одежда. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:
из меха - меховая;
из шерсти - шерстяная;
из шелка - шелковая;
из кожи - кожаная.
Задание № 8.
Наклейте в тетради картинки с изображением обуви.
Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, сандалии, валенки.
Учите ребенка различать, когда и где какую обувь носят:
Летом – летнюю (босоножки);
Зимой – зимнюю (валенки, сапоги);
Осенью - осенью (ботинки, сапоги);
Дома - домашнюю (тапки);
на улице - уличную (уличную).
Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.
«Мой, моя, мое, мои». Попросите ребенка показать свои игрушки, одежду, обувь, назвать их, добавляя слова мой, моя, мое, мои.
Задание № 9.
Наклейте в тетради картинки по теме «Овощи».
Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова. Учите его правильно назвать форму, цвет, размер, тактильное ощущение, вкус, сочность, запах.
- Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая, хрустящая, сочная, без запаха.
Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи.
Объясните ребенку, что овощи растут в огороде ( в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустах.
Задание № 10.
Наклейте в тетради или нарисуйте картинки на тему «Фрукты». Повторяйте их названия, чтобы запомнить. Постепенно добавляйте признаки каждого фрукта. Например: лимон желтый, овальный, кислый, твердый, душистый. Вишня круглая, красная, мягкая, сладкая.
- Где растут деревья? (Наклейте в тетради картинку «Сад».)
Учите образовывать прилагательные:
Сок из яблок- яблочный,
Из груш-…,
Из лимонов-…,
Из апельсинов-… и т.д.
Задание № 11.
Наклейте в тетради картинки с изображением лошади, кошки, коровы, козы, собаки, овцы, барана и т.д.
«Кто какую песенку поет?»
Собака лает- гав, гав, гав.
Свинья хрюхает- хрю, хрю, хрю.
Кошка мяукает- мяу, мяу, мяу и т.д.
«Кто как ест?»
Кролик грызет морковку.
Собака грызет косточку.
Кошка лакает молоко.
Корова жует траву.
Детенышей животных называть и показывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)
Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....
"Моя семья"Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Моя семья» с использованием театрально-игровых технологий
Открытое занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием театрально-игровых технологий...
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ «Дружная семья»
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ ...
Развитие речи у детей с аутизмом в семье.
Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развити...
Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей среднего возраста «Моя Семья»
- Помочь детям понять родственные отношения в семье.- Формировать представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает;- Развивать мелкую моторику;- Воспитывать интерес и уважительное отношен...
Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста «Дружная семья».
Организованная образовательная деятельность по развитию речи для детей младшего возраста....
Родителям о развитии речи у детей с аутизмом
Родителям о развитии речи у детей с аутизмом.Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенчес...