Родителям о развитии речи у детей с аутизмом
консультация
Родителям о развитии речи у детей с аутизмом
.
Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы. Природа этого заболевания все еще не до конца ясна, но есть признаки, которые помогают выявить его в раннем возрасте.
Родители могут заметить первые симптомы уже в поведении грудничка. Ребенок отказывается от тактильных контактов — кричит и изгибается, когда его берут на руки, успокаивается только при возвращении в кроватку. Он также не проявляет эмоционального ответа на знаки внимания мамы. Не смотрит в лицо, избегает зрительного контакта, не фиксирует взгляд.
Он странно реагирует на свет, вкусы, запахи, осязание . Проявляет к ним гиперчувствительность, кричит и плачет. Или, наоборот. Например, он равнодушен к ярким и шумным игрушкам.
Нарушения речи и коммуникации.
Ребенок с аутизмом может постоянно молчать и не реагировать на слова и просьбы, обращения взрослых.
Задержка речевого развития может, проявляется и специфическими нарушениями. Ребенок:
· часто издает многократно повторяющиеся звуки
· неконтролируемо копирует, повторяет звуки, а в более старшем возрасте - фразы, которые услышал от другого человека или при просмотре передач
· говорит о себе в третьем лице, не использует личные местоимения и обращения
· не может объединять слова во фразы (долго нет фразовой речи)
Нарушение социального взаимодействия
· избегает зрительного контакта (не смотрит в глаза собеседника)
· не реагирует на обращения
· использует жесты вместо речи, чтобы о чем-то попросить
· игнорирует других детей и не хочет с ними контактировать
· любит проводить время в одиночестве
· не проявляет особых эмоций в общении, проявляет равнодушие
· не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их роли (например, вместо игры с мишкой просто дергает конечности игрушки и т.д.)
· вместо игрушек использует предметы, которые не предназначены для забав (кухонные приборы, одежда)
Стереотипное ограниченное поведение
Ребенок предпочитает однообразные действия и поведение:
· строго придерживается привычного расписания
· не проявляет любопытства и интереса к новым предметам, событиям, увлечениям
· зацикливается на одном занятии (часами собирает пазл, играет одним и тем же предметом, смотрит один мультфильм по кругу, выстраивает игрушки в бесконечный ряд, и т.д.)
· увлекается коллекционированием на одну тематику
· ест однотипные продукты, отказывается пробовать новые, может невероятно долго проявлять интерес к одной и той же игрушке , своей одной и той же вещи
· передвигается по дому по одинаковым маршрутам
· совершает монотонные повторяющиеся движения при стрессе: качает или бьется головой о что-либо, раскачивается, машет руками
При этом ребенок остро реагирует на какие-либо изменения (например, смена обстановки в доме, распорядок дня, новые люди). Перемены могут вызвать тревожность, панику, истерику.
Вспышки гнева
Из-за нарушений речи и социального взаимодействия детям с аутизмом бывает очень тяжело сообщить о своих нуждах или неудобстве. Поэтому они нередко доносят до окружающих свое состояние через агрессивное поведение: крики, слезы, возбужденные движения. Если человек не интересен, то ребенок может оттолкнуть его и даже ударить.
Основные задачи работы по развитию речи у детей с аутизмом:
-установление эмоционального контакта взрослого с ребенком;
-активизация речевой деятельности;
-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
-развитие речи в обучающей ситуации.
С целью активизации речевой деятельности родителям надо постараться создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.
У детей, страдающих аутизмом, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.
Примерные задания для детей с аутизмом по развитию речи.
- Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую (говорите спокойным голосом, можете проговорить слово 3 раза с разной интонацией: Кукла? Кукла. Кукла!!! )
- Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушки.( Рука, рука; нога, нога,…) Заведите небольшой альбом и наклейте картинки, на которых изображены игрушки (кукла, мишка,…)
- Рассмотрите
- Во что одета кукла?
- Что на ногах?
- Что на голове?
Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными короткими предложениями.
- Наклейте в альбоме картинку «Семья» и отдельные фотографии всех членов семьи : мама, папа, брат.
- Рассмотрите картинки.
- Кто это? (Мама)
-Кто это ?(Папа)
Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне: его тарелку, назовите ее (тарелка), его чашка,… Составьте предложения, начало предложений одинаковое. Пример:
Это моя тарелка.
Это моя чашка.
Это моя ложка.
Затем в свой альбом снова наклейте картинки новых предметов. Назовите их.
Если речевые возможности ребенка уже позволяют, то спросите у него, для чего нужны чашка, ложка, вилка, нож. Составьте предложения с каждым словом. Можно параллельно частично использовать жестовую речь (ножом резать - жест)
- Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка, дно у чашки.
- Наклейте в альбоме картинки по теме «Посуда».
- Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)
- Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).
- Игра «Назови ласково». Подобрать подходящие картинки (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т д.).
- «Один - много» (чашка - чашки, ложка- ложки и т.д.).
- Составьте рассказ по картинке.
- Папа пьет чай. Мама пьет чай. Брат пьет чай.
- Наклейте в альбоме или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская.
- Вместе рассмотрите одежду ребенка.
- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: одевает, одевается, снимает, шьет, вяжет, стирает.
- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.
Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.
Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья,брюк. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, молния, петли, карманы, пояс.
- Наклейте в альбом картинки с изображением обуви.
Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: туфли, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки, тапки
Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.
- Наклейте в альбом картинки по теме «Овощи».
Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.
- Кабачок овальный и зеленый. Он твердый, тяжелый, без запаха.
Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Морковь растет в земле. Помидоры растут на кустах.
Таким же образом можно организовать знакомство с фруктами, затем домашними животными, с транспортом, мебелью, едой и т.д.
Уважаемые родители, если у вашего ребенка на данный момент почти нет речи, но обращенную речь он понимает, уже умеет довольно долго работать за столом, проявляет интерес к изучению звуков и букв. Запомнил и повторяет гласные, пытается повторять только некоторые короткие слова и звукокомплексы. Но коммуникация осуществляется путем не выразительных жестов и тихих “Угу” или «И-И-И « и т.д. В таком случае можно рассмотреть альтернативный способ коммуникации ПЕКС.
Карточки ПЕКС (PECS) с английского дословно – коммуникационная система обмена изображениями.
Придумали ее как альтернативную вербальной (речевой) коммуникации в 1985 году в рамках программы по аутизму, действующей в штате Делавэр (США) под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, логопеда Энди Бонди.
Карточки ПЕКС – это картинки с изображением предметов, действий, пиктограмм.
Их размещают на специальных листах с липучками - липкими лентами в ряды так, чтобы ребенку было удобно размещать разрезанные, заламинированные и посаженные на липучку, карточки с картинками и обозначающими их словами. Листы с карточками формируются в альбом, который ребенок использует для коммуникации. Общение при помощи карточек значительно упрощают понимание желаний и чувств неговорящего, снимает напряжение и стресс.
Карточки ПЕКС, листы и альбом можно купить в интернет-магазинах. Можно рисовать и подписывать изображения самим, что для ребенка будет особенно ценным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 50.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям о развитии речи у детей с аутизмом
.
Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы. Природа этого заболевания все еще не до конца ясна, но есть признаки, которые помогают выявить его в раннем возрасте.
Родители могут заметить первые симптомы уже в поведении грудничка. Ребенок отказывается от тактильных контактов — кричит и изгибается, когда его берут на руки, успокаивается только при возвращении в кроватку. Он также не проявляет эмоционального ответа на знаки внимания мамы. Не смотрит в лицо, избегает зрительного контакта, не фиксирует взгляд.
Он странно реагирует на свет, вкусы, запахи, осязание . Проявляет к ним гиперчувствительность, кричит и плачет. Или, наоборот. Например, он равнодушен к ярким и шумным игрушкам.
Нарушения речи и коммуникации.
Ребенок с аутизмом может постоянно молчать и не реагировать на слова и просьбы, обращения взрослых.
Задержка речевого развития может, проявляется и специфическими нарушениями. Ребенок:
· часто издает многократно повторяющиеся звуки
· неконтролируемо копирует, повторяет звуки, а в более старшем возрасте - фразы, которые услышал от другого человека или при просмотре передач
· говорит о себе в третьем лице, не использует личные местоимения и обращения
· не может объединять слова во фразы (долго нет фразовой речи)
Нарушение социального взаимодействия
· избегает зрительного контакта (не смотрит в глаза собеседника)
· не реагирует на обращения
· использует жесты вместо речи, чтобы о чем-то попросить
· игнорирует других детей и не хочет с ними контактировать
· любит проводить время в одиночестве
· не проявляет особых эмоций в общении, проявляет равнодушие
· не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их роли (например, вместо игры с мишкой просто дергает конечности игрушки и т.д.)
· вместо игрушек использует предметы, которые не предназначены для забав (кухонные приборы, одежда)
Стереотипное ограниченное поведение
Ребенок предпочитает однообразные действия и поведение:
· строго придерживается привычного расписания
· не проявляет любопытства и интереса к новым предметам, событиям, увлечениям
· зацикливается на одном занятии (часами собирает пазл, играет одним и тем же предметом, смотрит один мультфильм по кругу, выстраивает игрушки в бесконечный ряд, и т.д.)
· увлекается коллекционированием на одну тематику
· ест однотипные продукты, отказывается пробовать новые, может невероятно долго проявлять интерес к одной и той же игрушке , своей одной и той же вещи
· передвигается по дому по одинаковым маршрутам
· совершает монотонные повторяющиеся движения при стрессе: качает или бьется головой о что-либо, раскачивается, машет руками
При этом ребенок остро реагирует на какие-либо изменения (например, смена обстановки в доме, распорядок дня, новые люди). Перемены могут вызвать тревожность, панику, истерику.
Вспышки гнева
Из-за нарушений речи и социального взаимодействия детям с аутизмом бывает очень тяжело сообщить о своих нуждах или неудобстве. Поэтому они нередко доносят до окружающих свое состояние через агрессивное поведение: крики, слезы, возбужденные движения. Если человек не интересен, то ребенок может оттолкнуть его и даже ударить.
Основные задачи работы по развитию речи у детей с аутизмом:
-установление эмоционального контакта взрослого с ребенком;
-активизация речевой деятельности;
-формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
-развитие речи в обучающей ситуации.
С целью активизации речевой деятельности родителям надо постараться создавать элементы эмоционального подъема, вовлекать в речевую деятельность.
У детей, страдающих аутизмом, свободное речевое общение ни в быту, ни в игре, ни в других ситуациях не реализуется, поэтому коррекцию речи надо начинать как можно раньше.
Примерные задания для детей с аутизмом по развитию речи.
- Рассмотрите с ребенком игрушки, которые есть у вас дома. Правильно назовите каждую (говорите спокойным голосом, можете проговорить слово 3 раза с разной интонацией: Кукла? Кукла. Кукла!!! )
- Рассмотрите и назовите с ребенком части туловища игрушки.( Рука, рука; нога, нога,…) Заведите небольшой альбом и наклейте картинки, на которых изображены игрушки (кукла, мишка,…)
- Рассмотрите
- Во что одета кукла?
- Что на ногах?
- Что на голове?
Помогать ребенку, чтобы он отвечал полными короткими предложениями.
- Наклейте в альбоме картинку «Семья» и отдельные фотографии всех членов семьи : мама, папа, брат.
- Рассмотрите картинки.
- Кто это? (Мама)
-Кто это ?(Папа)
Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне: его тарелку, назовите ее (тарелка), его чашка,… Составьте предложения, начало предложений одинаковое. Пример:
Это моя тарелка.
Это моя чашка.
Это моя ложка.
Затем в свой альбом снова наклейте картинки новых предметов. Назовите их.
Если речевые возможности ребенка уже позволяют, то спросите у него, для чего нужны чашка, ложка, вилка, нож. Составьте предложения с каждым словом. Можно параллельно частично использовать жестовую речь (ножом резать - жест)
- Рассмотрите вместе с ребенком части посуды: ручка, дно у чашки.
- Наклейте в альбоме картинки по теме «Посуда».
- Обсудите, из чего сделана посуда (железная- из железа, стеклянная- из стекла, глиняная-…, деревянная- …)
- Обсудите, для чего нужна посуда (в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т.д.).
- Игра «Назови ласково». Подобрать подходящие картинки (чашка - чашечка, ложка - ложечка и т д.).
- «Один - много» (чашка - чашки, ложка- ложки и т.д.).
- Составьте рассказ по картинке.
- Папа пьет чай. Мама пьет чай. Брат пьет чай.
- Наклейте в альбоме или нарисуйте картинки с изображениями одежды: детская, женская, мужская.
- Вместе рассмотрите одежду ребенка.
- Подберите картинки к глаголам, которые ребенок постоянно путает: одевает, одевается, снимает, шьет, вяжет, стирает.
- Вместе с ребенком составьте предложения, используя эти картинки.
Сходите с ребенком в магазин одежды, посмотрите, обсудите, какую одежду там продают.
Делайте акцент, как называются части, детали рубашки, платья,брюк. Учите употреблять следующие слова: воротник, рукава, пуговицы, молния, петли, карманы, пояс.
- Наклейте в альбом картинки с изображением обуви.
Попросите ребенка назвать и четко проговорить слова по теме «Обувь»: туфли, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки, тапки
Сходите с ребенком в магазин обуви, покажите, какую обувь там продают.
- Наклейте в альбом картинки по теме «Овощи».
Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.
- Кабачок овальный и зеленый. Он твердый, тяжелый, без запаха.
Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, что вы там увидели. Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустах). Покажите, если есть возможность, как растут овощи. Капуста растет на земле. Морковь растет в земле. Помидоры растут на кустах.
Таким же образом можно организовать знакомство с фруктами, затем домашними животными, с транспортом, мебелью, едой и т.д.
Уважаемые родители, если у вашего ребенка на данный момент почти нет речи, но обращенную речь он понимает, уже умеет довольно долго работать за столом, проявляет интерес к изучению звуков и букв. Запомнил и повторяет гласные, пытается повторять только некоторые короткие слова и звукокомплексы. Но коммуникация осуществляется путем не выразительных жестов и тихих “Угу” или «И-И-И « и т.д. В таком случае можно рассмотреть альтернативный способ коммуникации ПЕКС.
Карточки ПЕКС (PECS) с английского дословно – коммуникационная система обмена изображениями.
Придумали ее как альтернативную вербальной (речевой) коммуникации в 1985 году в рамках программы по аутизму, действующей в штате Делавэр (США) под руководством доктора философии Энди Бонди и магистра, логопеда Энди Бонди.
Карточки ПЕКС – это картинки с изображением предметов, действий, пиктограмм.
Их размещают на специальных листах с липучками - липкими лентами в ряды так, чтобы ребенку было удобно размещать разрезанные, заламинированные и посаженные на липучку, карточки с картинками и обозначающими их словами. Листы с карточками формируются в альбом, который ребенок использует для коммуникации. Общение при помощи карточек значительно упрощают понимание желаний и чувств неговорящего, снимает напряжение и стресс.
Карточки ПЕКС, листы и альбом можно купить в интернет-магазинах. Можно рисовать и подписывать изображения самим, что для ребенка будет особенно ценным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика "Учимся читать и говорить одновременно" (развитие речи у детей с аутизмом и алалией)
Данная методика доказала свою эффективность, в процессе коррекционной работы с детьми, которым был поставлен диагноз алалия, в том числе при расстройствах аутистического спектра....
Краткие указания родителям по развитию речи у детей, имеющих задержку речевого развития.
Речь при глубокой задержке речевого развития часто самостоятельно не развивается до трех-четырех лет. Затем появляются отдельные звуки, звукоподражания, восклицания, имена близких и искаженные названи...
Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...
Развитие речи у детей с аутизмом в семье
Как развивать речь у аутистов...
Методические рекомендации для родителей по развитию речи у детей с ранним детским аутизмом«Поиграем вместе»
Дорогие родители! Что скрывается за буквами ≪РДА≫ в истории бо...
Развитие речи у детей с аутизмом в семье.
Основные задачи работы по развитию речи у детей с РДА: установление эмоционального контакта с ребенком, активизация речевой деятельности, формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре, развити...
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»
Консультация для родителей в средней группе «Роль родителей в развитие речи у детей»...