Статья "Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
статья по теме
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Образовательные задачи должны решаться в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kuzmina.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмина Надежда Игоревна
Педагог-психолог
МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»
Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Образовательные задачи должны решаться в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Моделирование самостоятельной деятельности детей в нашем ДОУ
основывается на следующих принципах:
1 принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
2 принцип - взаимодействие ДОУ и семьи;3 принцип - создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности детей;4 принцип - организация самостоятельной деятельности может быть организована индивидуально, в малой группе детей, фронтально и иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный временной промежуток.5 принцип – посильный, задание должно быть по силам ребенка, учитывать«Зону ближайшего развития». Самостоятельная деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшегоразвития самого сильного в группе ребенка.6 принцип - поощрения (например, за успешное выполнение действия, за проявленное волевое усилие). Поэтому для создания оптимальных условий по формированию самостоятельности у ребенка педагоги нашего детского сада используют развивающие ситуации, включающие активные формы и методы обучения.
В нашем случае, развивающие ситуации содержат:
- Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;
- Тайна, сюрприз;
- Общественные мотивы (помощи, сопричастности);
- Познавательные мотивы;
- Мотивы, связанные с интересом к деятельности взрослых;
- Игровые мотивы;
- Мотивы установления или сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;
- Мотивы самолюбия, самоутверждения;
- Мотивы соревнования, достижения;
- Нравственные мотивы;
- Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему,
воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ре-
бѐнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсу-
ждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.
- Приѐмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий
эксперимента).
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности ре-
продуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при
неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки
в осуществлении деятельности. Наши наблюдения показали, что во время
самостоятельной деятельности ребенок может рассматривать; исследовать;
ошибаться; пробовать; думать; сомневаться; обращаться за помощью к това-
рищам; изучать схемы, чертежи, рисунки; экспериментировать с разными
материалами; зарисовывать; демонстрировать свои успехи, достижения и т.д
Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель
Список литературы
Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/с. Кузнецова, г. романова//Ребёнок в д./с.-2004.34с58-65.
Юсупова Г. Воспитание самостоятеьности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.
Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....
" Создание условий для социализации и реализации творческой активности в самостоятельной деятельности детей старшего возраста".
сообщение по педсовету, проходившим на базе детского сада " Радуга"...
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»...
«Создание в ДОУ оптимальных условий для организации самостоятельной деятельности детей с учетом ФГОС дошкольного образования»Опыт работы
Содержание Введение ...
Презентация проектной работы "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"
Проект нацелен на развитие у детей творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество....
Проектная работа "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"
В данном проекте раскрывается работа по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество....
"Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. О роли воспитателя в организации самостоятельной...
- Мне нравится (5)