Статья "Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
статья по теме

Кузьмина Надежда Игоревна

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Образовательные задачи должны решаться  в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuzmina.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Надежда Игоревна

Педагог-психолог

МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Образовательные задачи должны решаться  в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей                    в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Моделирование самостоятельной деятельности детей в нашем ДОУ

основывается на следующих принципах:

1 принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

2 принцип - взаимодействие ДОУ и семьи;3 принцип - создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности детей;4 принцип - организация самостоятельной деятельности может быть организована индивидуально, в малой группе детей, фронтально и иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный временной промежуток.5 принцип – посильный, задание должно быть по силам ребенка, учитывать«Зону ближайшего развития». Самостоятельная деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшегоразвития самого сильного в группе ребенка.6 принцип - поощрения (например, за успешное выполнение действия, за проявленное волевое усилие). Поэтому для создания оптимальных условий по формированию самостоятельности у ребенка педагоги нашего детского сада используют развивающие ситуации, включающие активные формы и методы обучения.

В нашем случае, развивающие ситуации содержат:

  1.  Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;
  2.  Тайна, сюрприз;
  3.  Общественные мотивы (помощи, сопричастности);
  4.  Познавательные мотивы;
  5.  Мотивы, связанные с интересом к деятельности взрослых;
  6.  Игровые мотивы;
  7.  Мотивы установления или сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми;
  8. Мотивы самолюбия, самоутверждения;
  9. Мотивы соревнования, достижения;
  10. Нравственные мотивы;
  11.  Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему,

воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ре-

бѐнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсу-

ждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.

  1. Приѐмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий

эксперимента).

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности ре-

продуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при

неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки

в осуществлении деятельности. Наши наблюдения показали, что во время

самостоятельной деятельности ребенок может рассматривать; исследовать;

ошибаться; пробовать; думать; сомневаться; обращаться за помощью к това-

рищам; изучать схемы, чертежи, рисунки; экспериментировать с разными

материалами; зарисовывать; демонстрировать свои успехи, достижения и т.д

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель

Список литературы

Кузнецова С. Обновление предметно-развивающей среды/с. Кузнецова, г. романова//Ребёнок в д./с.-2004.34с58-65.

Юсупова Г. Воспитание самостоятеьности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.

Воскресенская В.Создаём развивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.

Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»

«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»...

Презентация проектной работы "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"

Проект нацелен на развитие у детей творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество....

Проектная работа "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"

В данном проекте раскрывается работа по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество....

"Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"

Консультация для педагогов. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. О роли воспитателя в организации самостоятельной...