«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
консультация по теме
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
- это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Книжный уголок
Основные требования к оформлению книжных уголков: Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность .
Книжный уголок должен быть: Удобным Уютным; Привлекательным; Важно, чтобы каждый ребенок мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.
Виды книжных уголков в МКДОУ №21
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Логопедическая группа
Самостоятельная работа в книжном уголке
Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книги и воспитывайте благоговейное отношение к книге с самого раннего детства !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
Подготовила:
Желянина Анастасия Николаевна,
воспитатель
г. Канск
2013
«Создание условий для самостоятельной деятельности детей по чтению художественной литературы»
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Непосредственное общение детей с художественной литературой оказывает воспитательное и развивающее воздействие на формирование личности ребенка.
Самостоятельная деятельность детей – целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная и корректируемая по процессу и результату самим ребенком. В режиме дня ребенка-дошкольника она занимает не менее 3-4 часов и обеспечивает его самореализацию во всех образовательных областях. В стимулировании самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной области «Чтение художественной литературы» и формирование у дошкольников интереса к художественной литературе играет большую роль уголок книги.
Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её.
Цель уголка книги: привить любовь, уважение и интерес к книге, стремление к общению с ней, умений слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
Основные требования к оформлению книжных уголков: (вы можете посмотреть на слайде)
- Рациональное размещение в группе.
- Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
- Соответствие интересам детей.
- Постоянная сменяемость.
- Эстетическое оформление.
- Востребованность.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.
Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников. Кроме того, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекал ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное, электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
- полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
- специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребёнку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. В этом возрасте у ребёнка формируется потребность приносить пользу своим трудом. И вот для этого в уголке книги появляется «книжная больница». Все необходимое для ремонта книг можно сложить в чемоданчик, наклеить на него красный крест. Дети приносят из дома рваные книги и их «лечить». Постоянно в «больнице» «лежат» и ждут своего «лечения» книги из домашних библиотечек.
В старшей и подготовительной группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового многообразия.
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения для развития воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Дети самостоятельно играют: «Измени конец сказки», «А что потом?», «А если бы…»
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности ребёнка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы, альбомы, составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам.
На витрине уголка книги, какой–то период должны находиться издания произведений и портреты писателей.
Особое удовлетворение получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный комфорт.
Для самостоятельного пользования можно поместить в уголок: разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой); игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
лото или домино «Герои любимых сказок»; пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений; отгадай загадку – найди отгадку;
диски с аудиозаписями различных детских произведений; дидактический куб по сказкам (активизация и обогащение детского словаря).
Постоянное индивидуальное общение дошкольников в период их жизни в детском саду с литературными и изобразительными искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создаёт тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще» и подлинного талантливого читателя.
Помним, что книги – это наши друзья! Только от взрослого зависит то, как ребёнок будет обращаться с книгой. Берегите книги и воспитывайте благоговейное отношение к книге с самого раннего детства!
Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Из опыта работы....
Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей
Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.09 по 31.10...
Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей
Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.11.2016 по 30.11.2016 и с 01.12.2016 по 31.01.2017...
Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей
Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.03.2017 по 28.04.2017...
Создание условий для самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой
Создание условий для самостоятельной деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой...
Создание условий для самостоятельной деятельности детей рисованием.
Рисование является любимым занятием для дошкольников. Дети рисуют то, что их интересует и волнует. При этом они вовсе не стремятся добиваться сходства....
Консультация для воспитателей "Создание условий для самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС ДО".
Консультация для воспитателей "Создание условий для самостоятельной деятельности детей в рамках ФГОС ДО"....