Проектная работа "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"
проект по музыке на тему
В данном проекте раскрывается работа по развитию у детей дошкольного возраста творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 201 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 55 комбинированного вида” Приволжского района г. Казани
Проектная работа
«Детское песенное творчество, как характерный вид
самостоятельной деятельности детей
в условиях ДОО»
Выполнила
музыкальный руководитель
Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна
(1 квалификационная категория)
2016 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Актуальность проекта ……………………………………………………….. 3
2. Цели и задачи проекта ………………………………………………………. 3
2.1 Цель проекта ……………………………………………………………... 3
2.2 Задачи проекта …………………………………………………………… 3
2.3 Целевая группа проекта ..………………………………………………… 4
3. Проектное решение …………………………………………………………... 4
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта ……………………………… 4
4.1 Тип проекта ………………………………………………………………... 4
4.2 Сроки реализации …………………………………………………………. 5
4.3 Этапы реализации проекта ……………………………………………….. 5
5. Программа проектных мероприятий ………………………………………… 5
6. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………………… 6
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления ………………………….. 6
Заключение ……………………………………………………………………….. 7
Список использованных документов и источников информации …………… 7
Приложения …………………………………………………………………….. 8
Введение
Годы дошкольного детства — это яркая страница в жизни каждого человека. Это время начала развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Б.В. Асафьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)
Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
- Актуальность проекта
Развитие у детей творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество.
- Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Целью проекта является расширение музыкального опыта детей и его использование в самостоятельной музыкальной деятельности.
2.2 Задачи проекта:
- развитие эмоциональной отзывчивости у детей, элементарных основ песенной импровизации, исполнительского мастерства и сотрудничества между детьми и взрослыми;
- формирование певческих навыков;
- расширение детского песенного репертуара, музыкального кругозора и представлений об окружающем мире;
- воспитание интереса и любви к певческой деятельности.
2.3 Целевая группа проекта: младшая, средняя, старшая, подготовительная группы; воспитатели, члены семьи воспитанников
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Детское песенное творчество – характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Продукт песенного творчества ребенка включает несколько небольших интонационных оборотов, мотивов и складывающуюся из них простейшую мелодию. Как всякое художественное детское творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Ребенок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта он выполняет уже необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простой форме.
Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения. Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными и яркими; текст – кратким, запоминающимся. Ритм песни должен способствовать созданию ребенком ритма собственной мелодии.
Стремление к песенному творчеству проявляется у детей рано. Начиная с младшей, средней групп выявляются эти склонности и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.
Главная цель музыкального руководителя – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память. Безусловно, что в этой работе должны участвовать воспитатели и члены семьи воспитанников.
В разделе «Приложения» приведены:
- таблица перспективного планирования, в которой представлены задания для развития песенного творчества (импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; импровизация музыкальных вопросов и ответов; сочинение попевок, скороговорок, песен в определенном жанре);
- музыкально-дидактические игры на развитие у детей песенного творчества;
- консультации для воспитателей и родителей;
- итоговые мероприятия для каждой возрастной группы.
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Тип проекта: долгосрочный.
4.2 Сроки реализации проекта: с 15 августа 2016 года по 31 мая 2017 года / по 31 мая 2020 года.
4.3 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный: с 15 августа по 13 сентября 2016 года.
2. Основной: с 14 сентября 2016 года по 30 апреля 2017 года.
3. Заключительный: со 2 мая по 31 мая 2017 года.
5. Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | ||||
1. | Ознакомление с методической литературой (См. список использованных документов и источников информации) | Рабочее место музыкального руководителя | С 15 по 18 августа 2016 г. | Музыкальный руководитель |
2. | Подбор игровых упражнений, заданий для проведения ОД и внесение изменений в рабочую программу на 2016-2017 учебный год (см. Приложение № 1) | То же | С 18 по 22 августа 2016 г. | Музыкальный руководитель |
3. | Подбор музыкально-дидактических игр на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста (см. Приложение № 2) | То же | С 23 по 25 августа 2016 г. | Музыкальный руководитель |
4. | Подбор в интернете и составление консультаций, анкет для педагогов и родителей (см. Приложение № 3) | То же | С 16 по 31 августа 2016 г. | Музыкальный руководитель |
5. | Создание презентации для воспитателей и педагогов ДОО | Музыкальный зал | С 1 по 8 сентября 2016 г. | Музыкальный руководитель |
6. | Ознакомление заведующей и старшего воспитателя с презентацией | Методический кабинет или музыкальный зал | 9 сентября 2016 г. | Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
7. | Презентация проекта для воспитателей и педагогов ДОО | МАДОУ № 55 Музыкальный зал | 13 сентября 2016 г. | Музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Этап 2 | ||||
1. | Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми в группах по перспективному плану музыкального руководителя | Музыкальный зал, группа | С 14 сентября 2016 г. по 30 апреля 2017 г. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
2. | Индивидуальная работа с воспитателями по организации и проведению МДИ во второй половине дня | Музыкальный зал, группа | С 14 сентября 2016 г. по 30 апреля 2017 г. | Музыкальный руководитель |
Этап 3 | ||||
1. | Составление итоговых мероприятия по данному проекту Младшая группа «День рождения друзей» (сюжетно-ролевая игра); Средняя группа «Приглашаем на наш концерт» (сюжетно-ролевая игра); Старшая группа «Музыкальный сказка Теремок» (театр) Подготовительная группа «Семейные таланты» (квест-игра) | Музыкальный зал | Со 2 по 31 мая 2017 г. | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Мы уверены, что совместная работа педагогов и родителей даст детям через песенное творчество возможность активного творческого самовыражения во всех видах детской деятельности.
7. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Организационные Психологическая скованность ребенка | Карантин, внеплановые мероприятия Болезнь, особенности развития ребенка | Перенесение сроков Совместная работа с психологом |
Заключение
Хочется ещё раз подчеркнуть, что песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях и обогащает знания о целостном восприятии картины мира.
Список использованных документов и источников информации
- Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2015.
- Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры: метод. пособие / Э. П. Костина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Методическое пособие “Дидактические игры для закрепления знаний татарского языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности / авт.-сост. Ф. Р. Гайнутдинова – Казань, 2015.
- Мерзлякова С. И. Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Мерзлякова С. И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Мерзлякова С. И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников / авт.-сост. Н. Г. Кшенникова – Волгоград: Учитель, 2012.
- Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве / авт.-сост. И. П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2014.
Приложения
Приложение № 1
Детское песенное творчество
(планирование на 2016-2017 учебный год)
* - задания можно выполнять на татарском языке
Группа Месяц | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
Сентябь -октябрь | - «Как кошечка просит молочка?»* - «Спой имя куклы»* Побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках. | - «Кто как поет?» (кошка, собачка, курочка)* - «Маленький котенок и большая кошка»* - «Спой свое имя»* Продолжать развивать умение самостоятельно находить интонацию, исполняя различные звукоподражания и свое имя. | - Зайка, - Лесенка, - Лифт Т. Бырченко Развивать у детей чувство лада. Дать первоначальные навыки песенной импровизации на предлагаемый текст. Развивать самостоятельность и инициативу. | - «С добрым утром!»*; - Поезд Т.Бырченко; - «Спой имена друзей»* Развивать стремление самостоятельно исполнять окончание песенок; стимулировать сочинение собственных мелодий: марш, колыбельная (без текста /с текстом). |
Ноябрь - декабрь | - «Давай споем песенку для твоей игрушки»* - «Спой, как поет грустный и веселый зайчик» Побуждать придумывать колыбельную, плясовую мелодии для любимых игрушек, сопровождая игрой на бубне, погремушке. Побуждать детей импровизировать на слог «ля», в умении находить ласковые интонации. | - «Как тебя зовут?»* - «Кто как поет?»* (петушок, кошка) - «Наша елочка»* Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении. Учить сочинять песни о елке. | - «Зайка», - «Зайка, зайка, где бывал?» Т.Бырченко Развивать ладотональный слух, творческую инициативу. Закреплять умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам (вопросно-ответная форма) на заданный текст.
| -«Кто шагает рад за рядом?» Г.Зингера - Колыбельная Г.Агафонникова - Снежок Т.Бырченко Побуждать импровизировать простейшие мотивы определенного характера на предлагаемый текст. Учить придумывать собственные мелодии к стихам о зиме. |
Январь - февраль | - «Спой песенку лисички» (на слог «ля») - «Как тебя зовут?»* Побуждать детей придумывать небольшие мелодии. Побуждать к самостоятельному варьированию несложных мелодических оборотов. | -Поздоровайся* - «Где наши ручки?» Е.Тиличеевой Совершенство-вать творческие проявления. Развивать чувство ритма. | - Мишка Т.Бырченко - «Моя песенка для мамы»* Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество. Учить импровизации простейших мотивов, придумыванию своих мелодий. | - Программные стихи - «Зайка, зайка, где бывал?» Т.Бырченко Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст. Развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму. |
Март – апрель | - «Спой колыбельную» (импровизация на слог «баю-бай») - «Спой марш» (импровизация на слог «тра-та-та») Побуждать детей допевать мелодии колыбельных песен. Придумывать простейшие мелодии на слог. | - «Спой свое имя»* - «Спой имя товарища»* Продолжать развивать творческие проявления при простых импровизациях. | - Гуси Т.Бырченко -«Играй, сверчок» Т.Ломовой - Лиса (рус.н.прибаутка) Обр.Т.Попатенко Продолжать развивать творческую инициативу в самостоятельном нахождении песенных импровизаций. Придумывать собственные мелодии к попевкам. | - «Придумай песенку»* (Программные стихи) Закреплять умение сочинять простейшие мелодии в характере марша, танца. |
Май | - «Спой свое имя» - «Цыплята» А.Филиппенко Закреплять умение проявлять самостоятель-ность в нахождении ласковых интонаций, подводить к умению импровизировать песни. | - «Мой дождик»* Придумывать самостоятельно мелодию своего дождика. | - «Ехали медведи» - «Шла Саша» (скороговорки) Придумывать собственную мелодию к скороговоркам. | - «Весенний вальс»* Придумывать собственную мелодию (песню) в ритме вальса. |
Приложение № 2
Музыкально – дидактические игры
на развитие у детей песенного творчества
Группа Месяц | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
Сентябрь | «Птица и птенчики» (2, 22) Развивать звуковысотный звук | «Какой у кого голос?» (9, стр. 22) Закреплять умение применять разнее способы творческой деятельности в пении и движении, согласуя их с настроением и характером действий героев сказки | «Звукоимитация» (9, стр. 18) Развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием | «Перекличка» (9, стр. 21) Помочь найти способы творческой деятельности в пении и движении, закреплять исполнительские навыки |
Октябрь | «Громко-тихо» Упражнять в различении громкого и тихого звучания | «Птица и пенчики» (2, 32) Развивать звуковысотный звук | «Шар» (9, 10) Совершенствовать умение комбинировать знакомые мелодии, написанные в жанре марша, польки, колыбельной с заданным текстом | «Музыкальные прятки» (8, 16) Совершенствовать вокально-слуховую координацию |
Ноябрь | «Кукла шагает и бегает» «Учить различать музыку разного ритма | «Мини-рассказы»(9,22) Помочь создать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей | «Лесное эхо» (8, 23) Упражнять в точной передаче ритма | «Колпак» (9, 11) Формировать умение изменять ритмический рисунок знакомых мелодий для наложения заданного текста |
Декабрь | «Разбудим Таню» Различать музыку разного характера: колыбельную, плясовую | «Веселые дудочки» (2, 45) Развивать восприятие трех ритмических рисунков | «Изобрази походку» (9, 15) Помочь детям создать музыкально-игровые образы в инсценировках знакомых песен | «Песенка про названия нот» (9,9) Закрепить умение изменять окончание мелодии; помочь в освоении понятия «нотная запись» и названий нот |
Январь | «Веселые матрешки» Различать звуки по высоте | «Узнай свой инструмент»(2, 48) Развивать тембровое восприятие | «Два веселых гуся» (9, 24) Способствовать развитию умения комбинировать образные и танцевальные движения, создавая музыкально-игровой образ в развитии по тексту песни | «Каравай» (9, 35) Побуждать использовать продукты детского песенного творчества в повседневной жизни |
Февраль | «Три медведя» Различать высоту звука | «Громко-тихо» (2, 50) Развивать динамическое восприятие | «Волшебная поляна» (9, 36) Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление, навыки создания песенных импровизаций | «Споем по очереди» (9, 13) Формировать умение сочетать характер танцевальных движений с характером песни |
Март | «Колокольчики» Различить силу звучания | «Эхо» (2, 37) Развивать восприятие звуков сексты: ре1 –си1 | «Далеко-близко, высоко-низко» (9, 32) Ознакомить со взаимосвязью динамических средств музыкальной выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений | «Зеркало» (9, 18) Развивать умение выстраивать ритмико-двигательную импровизацию в соответствии с ритмическим рисунком и ритмом песни |
Апрель | «Кто в домике живет?» Различать высоту звуков | «Качели» (2, 35) Развивать восприятие звуков септимы: до2-ре1 | «Вот как мы умеем» (9, 23) Формировать умение сочетать одновременно песенную импровизацию с ритмико-двигательной | «Живая картина» (8, 24) Совершенствовать умение при помощи движений воспроизводить ритм своей песни |
Май | «Нам игрушки принесли» Различать силу звучания | «Сколько нас поет?» Развивать слух, музыкальную память | «Мажор – минор» (9, 30) Развивать ассоциативное мышление; закреплять представление о мажоре и миноре | «Калейдоскоп песен» Проявлять инициативу в песенном творчестве |
ППриложение № 3
Консультации для воспитателей и родителей
автор Каменская Оксана Александровна
(https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-i-vospitateley-pesennoe-tvorchestvo-994881.html)
Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей
старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.
Песенное творчество вызывает у детей интерес к деятельности, развивает их воображение, даёт возможности для самовыражения.
Детское песенное творчество — характерный вид самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Как всякое художественное творчество, песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно, на первых этапах. Ребёнок вначале включается в выполнение отдельных частей заданий, участвует в сочинении отдельных частей создаваемой песни.
Источник детского творчества — окружающая жизнь и музыкальное искусство, отражающее её. Песенное творчество детей всегда выражает их переживания, рождённые жизнью. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач основывается на опыте ребёнка, сложившимися под влиянием жизненных впечатлений, впечатлений от музыкальных произведений.
Особенное внимание в развитии песенного творчества следует обращать на использование песен-образцов. Они служат своеобразными побудителями для решениями детьми творческих задач.
Музыкальные темы песен-образцов должны быть точными, ясными, яркими,текст — кратким, запоминающимся. Ритм песен должен способствовать созданию ребёнком ритма собственной мелодии.
Эффективность развития песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста может быть при следующих условиях:
- учитываются особенности детской музыкальной субкультуры и способности детей к песенному творчеству;
- происходит обогащение музыкального опыта детей;
- проектируется специально развивающаяся среда группы, стимулирующая песенное
творчество детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей
по развития музыкального творчества в семье.
Полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивать ребёнка о пребывании в детском саду, предложить спеть песенку, станцевать то, что разучивали на занятии и исполняли на праздниках, нарисовали особенно запомнившееся.
Дети могут сочинять музыку во время игр и очень хорошо, если родители поощряют их творческую деятельность. Необязательно иметь дома музыкальный инструмент, чтобы устроить настоящий концерт. Прекрасно для этих целей подойдёт кастрюля, сковорода, крышка, металлическая чашка, ложки. Сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от ребёнка.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИМЯ Попросите ребенка спеть свое имя или другие имена на двух звуках, передавая разнообразные интонации | ГОРН Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна: тра-та-та |
ЧУДЕСНАЯ ПЕСЕНКА Попросите ребенка сыграть на металлофоне самостоятельно придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении | РАЗГОВОР Предложить ребенку вести певческую перекличку. Взрослый поет: Ау, где ты? Ребенок: Я здесь Затем очередность меняется и придумываются новые интонации |
КТО ПОЕТ? Попросите ребенка спеть самостоятельно, находя то высокие интонации: поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д., то более низкие: поет большая кукушка, мяукает кошка, мычит корова и т.д. | КТО БОЛЬШЕ? Предложить ребенку импровизировать мотив из 2х-3х звуков на слоги «Ля». Такое задание можно провести в соревновательном характере между взрослым и ребенком или между детьми: кто больше придумает попевок. |
ЗАКОНЧИ МЕЛОДИЮ Предложить ребенку закончить мелодию. Для этого ребенок должен знать текст песни. Взрослый исполняет песню, но не до конца. И предлагает допеть недостающие звуки детям. | СОЧИНИ ПЕСНЮ Предложить детям текст для импровизаций: Дождь идет как из ведра Загрустила детвора. А.Гончаева Они его запоминают наизусть. И взрослый, в качестве примера, пропевает текст. То же предлагается сделать детям, пропеть свой вариант сочинения. |
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/07/17/pesennoe-tvorchestvo
Игровые задания для развития предпосылок
песенного творчества у детей 3-4 лет
«Игра с машиной».
Взрослый предлагает ребенку поиграть с автомобилем. Ребенок возит его и гудит: «Би-би-би!» Взрослый дает малышу разные по величине машины, предлагает показать, как гудит большая и маленькая машина, повторяет наиболее удачные сочетания звуков, отличающихся по высоте.
«Игра с птичкой»
Ребенку предлагают игрушечные птички разной величины. Взрослый просит показать, как споет каждая птичка на слог «ку-ку» (так, чтобы звучание менялось по высоте соответственно величине игрушки).
«Игра с лошадкой»
Взрослый просит ребенка показать, как скачет небольшая игрушечная лошадка, проговаривая «цок, цок» в разном темпе и ритме. Дать пояснения: лошадка сначала скачет торопливо, а потом идет медленно, устало.
«Колыбельная кукле»
Взрослый предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слог «баю». Сам слушает и подпевает, закрепляя сочиненную ребенком интонацию.
«Кукла танцует»
Взрослый просит ребенка показать, как кукла танцует или шагает, напевая свою интонацию на слог «ля».
Примечание. Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.
Игровые задания для развития
песенного творчества у детей 5-7 лет
* Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).
* Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям барабана (тра-та-та).
* Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
* Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
* Вести певческую перекличку. Взрослый «Ау, где ты?» Ребенок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
* Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
* Закончи мелодию.
Чтобы выполнить игровое задание для развития творчества в пении, дети должны запомнить текст. Затем им предлагается послушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить ее, пропевая недостающие в конце звуки.
В дальнейшем могут предлагаться только тексты, где и вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются. Например:
«Что-то Машеньки не слышно?»
«Погулять, наверно, вышла!»
«Пчела жужжит», слова А.Гангова, музыка Т.Ломовой.
У пчелы полно хлопот.
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу». (2 раза).
Детям предлагается послушать песню, высказаться о ее характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчелку и придумать свою «песенку пчелы» на слоги «жу-жу-жу».
«Пароход гудит», слова А.Гангова, музыка Т.Ломовой.
Машет с пристани народ, отплывает пароход.
Отплывает пароход, над рекой гудит гудок.
«У-у! У-у! У-у! У-у!».
Предложите детям послушать песню, обратите их внимание на то, что звукоподражание построено на двух контрастных звуках (низком и более высоком). Взрослый пропевает звукоподражание, меняя ритмический рисунок. Затем предлагает ребенку нарисовать пароход и придумать свою песенную интонацию на звук «у»
«Мишка», слова А.Барто, музыка Т.Бырченко.
Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу, потому что он хороший.
Предложите ребенку послушать песню в исполнении взрослого. Затем задание выполняется ребенком самостоятельно. Необходимо предварительно обговорить настроение самого поэтического текста и мелодии, его отражающей.
«Самолет», слова и музыка Т.Бырченко.
Что там в небе летит?
Что там в небе гудит?
У-у-у, у-у-у, у-у-у, у-у-у.
Взрослый знакомит детей с песней и показывает, как можно по-новому спеть окончание мелодии, меняя 2-3 раза ритмический рисунок и мелодию. Предлагает детям по-разному спеть музыкальную фразу на звук «у».
* Сочини песню.
Детям предлагается текст для импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, затем просит детей поискать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью. Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».
«Колыбельная».
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…
Н.Френкель.
«Марш» А.Шибицкая.
Кто шагает ряд за рядом?
Это мы идем отрядом.
«Осенью»
Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль.
«Весной»
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!
«Плясовая»
Я притопну каблучком, я махну платочком,
Полечу я ветерком, закружусь листочком!
«Веселая песенка» А.Ганчева.
Солнце ярко светит, весело на свете.
Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля., весело на свете!
«Грустная песенка»
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.
«Музыкальное лото».
Играющим раздаются карточки с изображением 2-3 картинок (на картинках могут быть нарисованы: зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т.д.). Картинки-дубликаты находятся у ведущего.
Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек. Ведущий читает текст:
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Ребенок, у которого на карточке рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребенка не получилось ни мелодии, ни ритма, ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра продолжается дальше.
Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки-попевки можно взять из детских песенок, стихов. Например:
Утром на опушке квакали лягушки.
«Осень»
Взрослый читает стихотворение И.Токмаковой «Осенние листья» и предлагает подумать, каким настроением проникнуто стихотворение:
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, березовый, красный, разноцветный.
Попросите сочинить песню на этот текст. Сначала можно импровизировать, не используя никакого музыкального инструмента, то есть только петь. А затем, чтобы украсить мелодию, хорошо подыграть себе на каком-нибудь ударном инструменте (пусть его выберет сам ребенок). Напомните юному композитору, что в песне обычно бывает вступление и заключение.
«Времена года в цвете и звуке»
Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е.И.Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Теперь надо закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Лучше использовать для этого акварель. Задание можно видоизменить, закрасив прямоугольники не одним каким-то цветом, а сочетаниями разных цветов, подходящих к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна.
Теперь, глядя на свои творения, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов. Кстати, можно при этом аккомпанировать на чем угодно (барабане, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т.д.).
Чтобы легче было выполнить игровое задание, можно представить себя в жаркий день купающимся в реке, издавая нужные возгласы и звуки. Можно вспомнить, как чувствует себя человек хмурой осенней порой, кутаясь от дождя в теплый плащ и провожая взглядом улетающую стаю птиц. Будет ли в этом случае напев таким же радостным и восторженным, как первый? А что бывает, когда мороз больно пощипывает озябшие руки? Чем отличается весеннее настроение, когда ярко начинает зеленеть трава, везде распространяются запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному греет землю? Если зима, весна, лето, осень запомнились как-то по-другому, значит это тоже должно отразиться в четырех коротких напевах.
http://detstvogid.ru/pesennoe-tvorchestvo-doshkolnikov/.html
Песенное творчество детей дошкольного возраста
Хороших результатов в музыкальном развитии и в развитии творческих способностей, в частности песенном творчестве, можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка, в частности музыкального слуха.
Большую помощь в этом могут оказать музыкально-дидактические игры для детей.
Существуют игры:
— на различение звуков по высоте: «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» — в младшем возрасте, «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка» – в старшем возрасте;
— на развитие чувства ритма: «Что делают дети?», «Прогулка» – у малышей, «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Выполни задание» – у старших дошкольников;
— на развитие тембрового слуха: « Наш оркестр», «Определи инструмент», «На чем играю»;
— на развитие диатонического слуха: «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».
Работу над песенным творчеством можно разделить на три этапа:
1) Речевой этап. Голосовой аппарат в дошкольном возрасте только формируется,
и для музыкального развития необходимо развитие слуховокальной координации через речевой этап. Почему речевой? Потому что музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек.
Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:
Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.
Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:
Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай- ка
Задача — побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.
2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. Это необходимый этап в работе над вокалом. А ещё и оздоровительные упражнения.
При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи
(Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,
Шишки собира-а-ает, песенки поёт.
Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый) и сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тарака-нище» К Чуковского и т.п. Это благодатная почва для проявления творчества.
3) Собственно песенное творчество. Можно выделить такие направления:
а) задания на звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. Звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:
Педагог: Сели куры на забор
И пустились в разговор:
Ребёнок:
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Педагог подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, тем самым способствует формированию звуковысотного слуха.
Педагог: - Котятки, котятки, Малые ребятки. Дети: - Мяу, мяу!
Игра «Эхо», когда один ребенок или педагог пропевает свое имя, остальные хором повторяют.
б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:
Как тебя зовут? – Катя.
До свидания, дети! – До свидания.
Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!
Можно предложить следующие музыкальные приемы:
1. Предложить детям по-своему допеть знакомую попевку. («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок»)
2. Сочинить музыку на знакомую потешку, стихотворение. («Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка»).
3. Внесение игрушки. Педагог предлагает исполнить плясовую, марш или ко-лыбельную для куклы.
4. Записка или поздравление маме, герою из мультика. (Желательно зафик-сировать на магнитофон).
5. Сочинение контрастных мелодий на заданный текст с целью развития ладового чувства – минора и мажора. (« Солнце ярко светит, весело на свете» и «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора» – это «Веселая» и «Грустная песенка» В. Агафонникова.
6. Музыкальные импровизации на тему знакомых сказок. Лучше брать простые и короткие сказки – «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.
ППриложение № 4
АНТЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к музыкальной деятельности (слушанию музыки, пению, танцу, игре на детских музыкальных инструментах)?
2. Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?
3. Какая помощь педагогов детского сада Вам требуется по проблеме музыкально-эстетического развития вашего ребенка?
4. Как Вы думаете, нужны ли вашему ребёнку дополнительные музыкальные занятия? Почему? В какой форме?
5. Делится ли Ваш ребёнок впечатлениями о музыкальных занятиях в детском саду?
6. Как вы оцениваете результаты музыкального творчества вашего ребёнка?
7. Как Вы думаете, каким образом родители могут принимать участие в мероприятиях, организуемых в детском саду?
8. Ваши пожелания по организации музыкального воспитания детей в детском саду?
С уважением
Фирдаус Рашитовна
ППриложение № 5
Анкета для воспитателей
«Музыкальные потребности детей»
1. В чем проявляются музыкальные потребности детей в вашей группе?
А. В игре.
Б. В самостоятельной музыкальной деятельности.
В. Не проявляются совсем.
Г. Другое.
2. Какие виды музыкальной деятельности дети предпочитают остальным?
А. Слушание.
Б. Пение.
В. Музыкально-ритмические движения.
Г. Игру на детских музыкальных инструментах.
Д. Музыкально-дидактические игры.
3. Как проявляется интерес к музыкальному репертуару?
А. Не проявляется совсем.
Б. Есть любимые песни, которые поют самостоятельно.
В. Исполняют пляски, танцы.
Г. Другое.
4. В каком виде музыкальной деятельности лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности?
А. В пении.
Б. В музыкальных играх.
В. В танцах.
Г. В игре на детских музыкальных инструментах.
Д. Другое.
5. Проявляются ли музыкально-познавательные способности детей в вашей группе?
А. Не замечала.
Б. В высказываниях о характере музыки.
В. После посещения концертов, просмотра спектаклей делятся своими впечатлениями.
Г. Другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Методическая разработка по организации самостоятельной деятельности, детей раннего возраста, в уголке творчества.
Как привлечь детей к работе с пластилином? Как организовать их самостоятельную деятельность в этом направлении? Всё довольно просто, если приложить немного усилий и фантазии!...
Презентация проектной работы "Детское песенное творчество, как характерный вид самостоятельной деятельности детей в условиях ДОО"
Проект нацелен на развитие у детей творческих способностей и творческого самовыражения через песенное творчество....
Самостоятельная деятельность детей в летний период. Тема "Неделя творчества".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12669492","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...
Статья "Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное...
"Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. О роли воспитателя в организации самостоятельной...
Статья "Организация совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках проектной деятельности".
Данный материал - показывает одну из форм организации совместно – самостоятельной деятельности, положенной в основу любого проекта. Детям помогает развивать са...