Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе
материал по теме

Курлина Татьяна Михайловна

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по созданию условий для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей в образовательном процессе

                                                   

  Известно, что весь педагогический процесс в детском саду может быть условно разделён на три составляющих блока:

  1. Специально организованное обучение в форме занятий.
  2. Совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся в непринуждённой, необязательной форме.
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

   Каждый из указанных блоков занимает своё место в педагогическом процессе, поскольку каждый имеет значение для наиболее эффективного решения тех или иных задач воспитания и развития ребёнка.

   Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития воспитанника, так как он свободно выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам. Освоение ребёнком разнообразных видов деятельности способствует развитию самостоятельности, которая, по мнению современной теории личности, рассматривается как стержневое, интегральное личностное качество. Через самостоятельную активность совершенствуются способности и умения детей, основы которых закладываются в первых двух блоках.

   Функция воспитателя в блоке свободной самостоятельной деятельности – создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребёнку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер.

   Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.  

   Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

    Создания  условий необходимых для саморазвития воспитанников должно быть направлено на сосредоточение усилий всего педагогического коллектива на оборудовании развивающих зон, каждая из которых содержит свой комплекс задач воспитания и развития детей.

   Содержание реализуемой программы «Из детства – в отрочество» Дороновой Т.Н. имеет два направления: «Здоровье» и «Развитие».

   Одним из факторов, снижающих здоровье, является гиподинамия. Из опыта работы знаем, как сложно организовать в группе самостоятельную двигательную деятельность детей. Для стимулирования двигательной активности в группах раннего возраста необходимы горки, гусеницы, а также целесообразно размещать  кукольные коляски в противоположной стороне от игрового уголка «Дом», машины от строительного материала.

   В других возрастных группах можно создать  из спортивного оборудования «дорожки движения» так, чтобы не мешать другим играющим. С помощью картинок и схем детям могут даваться  двигательные задания, которые меняются.

   Для развития самостоятельной двигательной деятельности через приёмы косвенного руководства нужно побуждать  детей использовать как традиционное, так и нестандартное спортивное оборудование, также использовать его как атрибуты в сюжетно-ролевых играх. Так, играя в гномов, дошкольники в качестве пещеры могут использовать туннель, а для труднопроходимых «горных троп» - индивидуальные массажные коврики, которые могут сшить  педагоги или родители.

    Играя в «моряков», старшие ребята могут успешно использовать массажные дорожки синего цвета как морскую пучину, а мягкие спортивные модули для обозначения минного поля, через которое пробирается морской десант.

   Использование проблемных ситуаций, бесед с детьми: «На чём можно попрыгать в группе?», «Что можно метать, чтобы было безопасно и интересно?» позволит не только направить активность ребят в нужное русло, но и побудить их придумывать новые игры с уже имеющимся материалом.

   Особое внимание необходимо уделить и развитию мелкой моторики рук. Для этого можно использовать  пособия, сделанные руками родителей. Это «волшебные кубы», коврики, щиты, обеспечивающие в игровой форме упражнения в застёгивании, шнуровке, завязывании, и формирующие первоначальный самоконтроль. А разнообразная фактура тканей стимулирует тактильное восприятие. Замечательным пособием может быть книга с мягкими страничками. Её сюжет может быть разнообразным, например, основывается на стихах А. Барто «Игрушки». На каждой странице персонаж, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок. Использование данного пособия развивает зрительное и тактильное восприятие, закрепляет понятия «цвет», «форма», «величина», «гладкий-шероховатый», «пушистый», «один-много», развивает пространственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчивость. А также способствует развитию речи.

   Применение воспитателем приёмов косвенного руководства, например,  таких как проблемные ситуации (герои заблудились – помоги им вернуться на свою страничку, петушок плачет – потерял пёрышки из хвоста) не только поддержит детский интерес, но и поможет воспитанию нравственных чувств.

   В младших группах с этой целью эффективно использовать разнообразные конструкторы «Застёжки-расстёжки». На большом поле-ковре с помощью липучек малыши могут прикреплять детали, создавая всё новые и новые сюжеты, которые подсказывают цветные карточки. Цветные карточки с сюжетами разного уровня сложности, помимо мелкой моторики рук, развивают речь, память, внимание ребёнка. В группах для детей раннего возраста нужно оборудовать дидактические столы.

   Также для решения задач второго направления – «Развитие» эффективно может использоваться оборудование  центров экспериментирования. Элементарное экспериментирование может начинаться с групп раннего и младшего дошкольного возраста с демонстрационных опытов, когда эксперимент проводит сам воспитатель поэтапно:

  1. Вначале задаётся проблема, педагог спрашивает у детей, какие результаты могут получиться.
  2. Дети высказывают свои предположения. Здесь очень важно всех выслушать.
  3. Проведение опыта, последовательность всех своих действий взрослый сопровождает словами.
  4. Подведение итогов. Воспитатель интересуется у детей, как получился результат.
  5. Совместный вывод с помощью наводящих вопросов.

   В конце занятия воспитатель благодарит всех.

   Практически всегда опыты вызывают у детей интерес, и они сразу же хотят их повторить. Поэтому для закрепления и поддержания детского интереса оборудование для экспериментирования должно быть доступно и иметься  в соответствующем количестве.

   Если в младшем дошкольном возрасте дети только начинают экспериментировать, то в старшей группе – уже могут выполнять некоторые опыты самостоятельно после совместного экспериментирования с педагогом. В помощь дошкольникам должны быть подобраны карточки-схемы, на которых картинки и символы передают последовательность действий.

   Правила проведения опытов воспитатели объясняют уже в младшей группе.

   Деятельность дошкольников в центре экспериментирования расширяет кругозор детей, развивает у них познавательные процессы и мыслительные операции и способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. А также решает задачи речевого, социально-нравственного направления, потому что экспериментирование сопровождается у детей проговариванием и выдвижением гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты (дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы). Многократное повторение одних и тех же опытов вырабатывает у дошкольников определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных действий, аккуратность в работе.

   Для поддержания интереса к экспериментированию воспитатель использует:

  1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта): необычные материалы, приборы для исследования;
  2. Тайна, сюрприз;
  3. Мотив помощи;
  4. Познавательный мотив;
  5. Проблемные ситуации. Предлагая детям самостоятельно решить проблему, воспитатель следит за ходом эксперимента, но не заменяет деятельность ребёнка своей. Помощь взрослого заключается в организации условий и обсуждении выводов эксперимента, фиксации его результатов.
  6. Приёмы косвенного руководства (совет, напоминание, организация условий эксперимента, обсуждение выводов эксперимента, наводящие вопросы: «Как это можно узнать?», «С помощью чего можно проверить это предположение?»);
  7. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию педагоги используют чтение с детьми  научно-познавательной литературы.

   Решение познавательных задач можно осуществлять и через работу по ознакомлению детей с таким социальным понятием как «семья». Знакомство с семьями воспитанников можно проводить через оформленные дома альбомы, на материале которых воспитатель проводит не только занятия, но и беседы на различную тематику.

      Познавательное развитие тесно связано с математическим образованием. Организации самостоятельной деятельности в этом направлении помогает математическая игротека. Ребёнок, принося из дома математическую игру, сам обучает своих товарищей играть в неё. Теперь именно дошкольник выступает в роли «носителя знаний». Что, в свою очередь, развивает у него объяснительную речь, умение общаться, усидчивость, проявление бережного отношения к играм, умение выслушивать товарища, произвольность поведения.

   Также в математических уголках можно использовать  разнообразные виды  конструкторов, с помощью деталей которых ребёнок каждый раз создаёт, собирает новые постройки, конструкции, используя при этом схемы, модели, фотографии, зарисовывает свои конструкции. Дети рассматривают работы, при этом каждый рассказывает о своём рисунке. Для обучения дошкольников действовать в центре математики воспитатель использует следующие приёмы:

  1. Воспитатель сам собирает картинку по тем образцам, которые прилагаются к пособию. Ребёнок называет, что и где изображено.
  2. Педагог предлагает ребёнку выложить рисунок по образцу.
  3. С помощью собранной картинки можно поиграть в игру «Чего не стало» или «Что изменилось», каждый раз усложняя за счёт увеличения убранных деталей.
  4. Затем педагог предлагает придумать картинку, используя  только определённые фигуры.
  5. Задание можно усложнить, предлагая ребёнку не только собрать картинку, но и придумать по ней сказку, историю.

   Организация деятельности детей в математическом уголке способствует решению задач не только математического образования, но и  речевого развития, социально-нравственного воспитания.

   Большую помощь в организации разных видов самостоятельной деятельности воспитанников оказывают различные схемы, алгоритмы.

   В детском саду необходимо  систематическое обогащение предметной среды с учётом особенностей детей, возникающих образовательных ситуаций. Принимая во внимание, что развивающее пространство – это только внешние условия, педагогами должно осуществляться постоянный поиск новых, более эффективных приёмов обучения детей самостоятельной деятельности.

   Таким образом, предметно-развивающая среда и целенаправленное  руководство педагога при обучении детей свободной деятельности – вот те основные составляющие, необходимые для организации полноценной самостоятельной деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.09 по 31.10...

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.11.2016 по 30.11.2016 и с 01.12.2016 по 31.01.2017...

Буклет "Педагогическая технология.Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности"

Цель:Показать  коллегам  педагогическую технологию «Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности в образовательном процессе ДОУ» Задачи:Познакомить пе...

Консультация на тему: «Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»

Консультация на тему:«Педагогические условия организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни»...

Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - но...

Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

            Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...

Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....