Читательская грамотность
консультация на тему
Как обучить ребенка пользоваться книгами и беречь книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
На первом - четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый читает малышу все, что есть в арсенале его памяти. В данном случае малышу важно не содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого.
На пятом месяце жизни, когда у ребенка сформировался хватательный рефлекс, надо давать ему в руки предназначенную для данного возраста книгу. Начиная с этого момента в жизнь семьи должна войти детская литература.
Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:
- читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение), интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
- круг чтения должен быть разнообразным .Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
- в круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки
- Пушкина, А.Погорельского, В.Бианки, юмористические рассказы Н.Носова,
- Драгу некого, стихотворные произведения А.Барто, К.Чуковского и др.)
- не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его , на том языке, который он слышит ежедневно;
- прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
- приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Чтение вне всякой меры, постоянное погружение ребенка в книжный мир, приобретение им только книжных знаний и книжного опыта ведут к воспитанию «маленького старичка», впоследствии сложно входящего в детское сообщество, растущего без друзей, не знающего детских забав, трудно ориентирующегося в реальной жизни;
- не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые., пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые;
- в процессе чтения (слушания ) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
- детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио- и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников;
“ книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь
Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322214-1615883889.jpg)
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/18/picture-1393923-1647555364.jpg)
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/28/picture-241473-1674857683.jpg)
5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022
Эксперт Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391366-1390759601.jpg)
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...