Шестилетки и школа
статья на тему
В статье представле материал, который можно использовать для решения задачи психолого-педагогического просвещения родителей. В работе рассматриваются риски нарушений психологического здоровья детей, обусловленные преждевременным началом обучения детей в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestiletki_i_shkola.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шестилетки и школа
В последние годы психологи, медики и физиологи выступали против массового перехода к обучению в школе с 6 лет. Несмотря на это, согласно последнему варианту Концепции 12-летней школы, начальный возраст детей, принимаемых в школу, указан как «не менее 6 лет на 1 сентября». Это значит, что обучение в школе теперь может начинаться даже не с шести с половиной, а с шести лет. Шестилетних детей принимают в первый класс, чаще всего, ориентируясь не на их готовность к школе, а на наличие навыков чтения и счета, а иногда, что греха таить, и на материальные возможности родителей.
Если ребенок раньше идет в школу, то это значит, что еще раньше он начинает к школе готовиться. Существует многообразие студий и курсов подготовки к школе, где детей еще до школы учат читать и считать, причем далеко не всегда, проводя подобные занятия, педагоги учитывают психологические особенности детей дошкольного возраста. Чаще всего в работе с детьми в таких студиях используются школьные приемы, само занятие больше напоминает школьный урок, а подготовка к школе сводится к обычному натаскиванию. По сути, дети начинают учиться даже не с шести, а с пяти лет! Однако перенос школьных методов в работу с дошкольниками оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем – деформацией всего последующего развития.
В последние годы участились обращения к психологам родителей младших школьников, проблемы которых связаны с преждевременным началом обучения.
В чем же причина трудностей школьной жизни шестилеток? Чтобы понять это, нужно разобраться в психологических особенностях детей данного возраста.
Развитие человека на протяжении всей жизни не протекает гладко и безболезненно. Относительно спокойные этапы сменяются особыми возрастными периодами, которые называются в психологии кризисами. В период кризиса происходит резкий скачок в развитии, результатом которого становится взросление. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному также происходит не одномоментно. Ребенок как бы «вырастает» из своих прежних занятий, теряет интересы, еще вчера направлявшие его развитие.
Точно также он вырастает и из сложившихся отношений с окружающими. В кризисный период ребенок может стать трудновоспитуемым, непослушным, перестать выполнять обычные домашние требования, которые выполнял раньше.
В психологии есть понятие ведущего вида деятельности. Это деятельность, которая имеет наибольшее развивающее значение для человека на определенном этапе жизни. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра, в младшем школьном – обучение. Это означает, что именно в игре происходит полноценное развитие дошкольника, формируются способности, необходимые для будущего обучения в школе. В первую очередь речь идет об играх с правилами и сюжетно-ролевых играх.
Процесс смены ведущей деятельности подчиняется не внешним обстоятельствам, а внутренним законам развития. Это значит, что ребенок должен внутренне созреть, повзрослеть, чтобы превратиться из «человека играющего» в «человека обучающегося». Искусственно, просто приведя ребенка в школу, осуществить это превращение невозможно. Потребность играть у такого ребенка останется по-прежнему достаточно сильной. Не имея возможности полноценно и вовремя удовлетворить ее, маленький школьник еще долго будет оставаться играющим.
На границе дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка появляется способность адекватно оценивать себя. У дошкольников, как правило, самооценка нормально завышена. Несмотря ни на что малыш уверен – он самый умный, сильный, смелый, красивый. В кризисный период у ребенка начинает появляться представление о себе реальном. Он вдруг начинает понимать, что многого не умеет. Подобное открытие бывает нелегко принять даже взрослому, ребенку это тоже трудно. В этот период дошкольник становится более чувствительным к неудаче, критике. В частности это проявляется в бурных реакциях на проигрыш в играх (ребенок плачет, отказывается играть или замыкается, уходит в себя). Если раньше у него что-то не получалось, это могло огорчить его, но не затрагивало его самооценку. Теперь он понимает, что причина его неудачи в нем самом, проигрыш в игре иллюстрирует ребенку его несовершенство.
Спасением от подобных переживаний становится мысль «Я вырасту и смогу!», «Я стану большим и научусь!». Взрослые могут помочь малышу пережить этот трудный период. Именно сейчас как никогда необходимо поддержать ребенка. За достижения не забывать хвалить, за неудачу не корить, а обязательно внушать ему веру в собственные силы. «У тебя все получится, ты постараешься и сможешь». Очень важно не сравнивать ребенка с другими детьми, а только с самим собой. «Посмотри, сегодня уже лучше получилось, чем вчера, а завтра получится лучше, чем сегодня».
Каждый ребенок хочет быстрее вырасти. Он старается вести себя по-взрослому, правильно. Но при этом часто выглядит нелепо, потому что пытается быть взрослым по-своему. В результате ребенок может быть недоволен и собой и окружающими. И единственное убежище для него – игра. В это время ребенок может спасаться от трудных переживаний в игре, снова начать играть с забытыми, заброшенными игрушками, может начать играть как маленький, дурачиться. Эта вдруг ожившая игра – пространство психологического комфорта для ребенка. В игре он отдыхает, набирается сил для своей взрослости. И к этому надо относиться с пониманием.
Следующей особенностью поведения шестилетки, связанной с потерей непосредственности и желанием быть «как взрослый», является игра во взрослого. Ребенок может начать кривляться, манерничать, все время кого-то изображать. Такое игровое поведение очень неустойчиво и легко разрушается. Ребенка нетрудно отвлечь другой игрой или разговором. В то же время эта игра важна для его развития. Копируя различные виденные им раньше образцы поведения, он пробует разные роли, учится понимать меру дозволенности, разбираться в тонкостях человеческих отношений.
Итак, главными особенностями ребенка, переживающего данный кризисный период, являются:
- осознание собственного внутреннего мира, своих возможностей и способностей, а также связанная с ней повышенная чувствительность к неудачам и критике;
- игровое поведение, которое проявляется как манерничанье и кривляние, игра во взрослого.
Каким же образом эти особенности влияют на школьную жизнь шестилеток? И почему дети шести лет крайне редко оказываются готовыми к школе?
Чтобы ребенок успешно учился в школе, недостаточно навыков чтения и счета, хорошо развитого мышления и речи. Для целенаправленного обучения необходим определенный уровень развития произвольности (умение подчинять свои действия правилу, слушать и выполнять задания взрослого, работать не отвлекаясь). И самое главное – должна быть сформирована учебная мотивация. И если уровень развития мышления шестилетки может быть довольно высоким, то произвольность еще только развивается, а учебная мотивация формируется только к концу старшего дошкольного возраста.
Пока же, если задание ребенку интересно, он может долго и сосредоточенно его выполнять, если же интерес к занятию угасает, то шестилетка часто отвлекается, быстро устает и отказывается от его выполнения. Старшим дошкольникам еще трудно долго сосредоточенно работать, они легко отвлекаются. Это связано с недостаточным уровнем развития произвольности в этом возрасте. Умение действовать по правилу, выполнять требования взрослого, самоконтроль, способность к осознанному поведению развивается в первую очередь в сюжетно-ролевой игре и играх с правилами. У шестилетнего ребенка, который учится в школе и не имеет возможности достаточно много играть, произвольное поведение формируется значительно позже, чем у его сверстников, посещающих детский сад.
То же происходит и с развитием мотивации. У детей, которые начинают учиться в школе с шести лет, потребность в игре не удовлетворяется должным образом. В результате игровые мотивы у них остаются ведущими дольше, чем у их сверстников, посещающих детский сад.
Важным условием нормального вхождения ребенка в школьную жизнь является сформированная внутренняя позиция школьника. Внутренняя позиция школьника – это сочетание познавательного интереса, потребности учиться, узнавать новое и желания быть большим, быть школьником. Это важное для учебы качество формируется к концу дошкольного возраста. Пока его нет, ребенок не столько учится, сколько играет в школу.
Для детей старшего дошкольного возраста привлекательна роль школьника. Придя в школу, шестилетний ребенок начинает играть в ученика, старательно выполняя школьные правила, с удовольствием сидя за партой, поднимая руку для ответа. Эта все та же игра во взрослого, поскольку школьник для шестилеток – представитель желанной взрослой жизни.
Казалось бы, подобная игра в школе более чем уместна, поэтому она не должна быть причиной школьных трудностей. Однако нельзя забывать о том, что игровое поведение легко разрушается, а уровень развития произвольности еще достаточно низок. У соседа по парте заметил интересную ручку, за окном произошло что-то интересное, сзади толкнули – надо непременно ответить, вспомнилось что-то смешное… Достаточно малости и вместо серьезного, правильного школьника перед нами снова непоседа дошкольник.
Семилетний ребенок уже может выделить содержательную сторону учения, ему интересно узнавать новое, учиться. Для шестилетки главное – быть как большой, быть в школе, остальное не так важно.
Что же происходит с шестилетним ребенком, преждевременно усаженным взрослыми за парту?
Основываясь на результатах научных исследований и практического опыта, можно утверждать, что раннее начало обучения в ущерб игровой деятельности не позволяет ребенку полноценно прожить период дошкольного детства и деформирует его, негативно сказывается на состоянии здоровья.
В классе шестилеток, обучаемых школьными методами, в конце учебного года у большого числа учеников уровень интеллектуального развития оказывается значительно ниже, чем у одноклассников. Эти дети, оказавшиеся на том же уровне развития, что и в начале года, фактически теряют год даром. Это происходит потому, что школьные методы обучения не соответствуют психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста. Как уже говорилось ранее, ведущей деятельностью дошколят является игра, а не обучение, поэтому шестилетки легко справляются с заданиями, предложенными в игровой форме. И те же задачки не могут решить в условиях школьного урока.
Другое возможное осложнение – возникновение «школьной тревожности». Как уже говорилось ранее, дети шести лет становятся более чувствительными к неуспеху и критике со стороны взрослого. Поэтому любая самая маленькая неудача в начале учебы может подорвать уверенность малыша в своих силах. Чаше всего тревожность первоклассника связана с учителем. Для ребенка, еще не пережившего кризисный период, особенно важно одобрение взрослого. Не получив одобрения учителя или услышав от него критическое замечание в свой адрес, не справившись с заданием, ребенок может начать бояться неудачи. Страх сковывает малыша, не давая ему возможности проявить свои способности в полной мере. В результате возникает замкнутый круг – неудача рождает страх, который не позволяет хорошо выполнить задание, плохо выполненное задание еще больше усиливает страх.
У шестилеток, которые учатся в школе, часто формируется привычка к пошаговому контролю. В школе поощряются только правильные ответы. Учитывая высокую потребность шестилеток в одобрении, можно понять переживания ребенка, который боится неправильно сделать задание и отказывается выполнять его без контроля взрослых. В результате у ребенка не формируется учебная самостоятельность и может затормозиться развитие мышления. Подобная несамостоятельность мышления может быть незаметной сразу и проявиться только во втором или третьем классе.
Итак, начало школьного обучения с шести лет нарушает ход развития детей дошкольного возраста. Ребенку нужно еще много играть, а его учат, у него не развита еще произвольность, а его вынуждают работать 45 минут, не отвлекаясь, и выполнять множество школьных правил. В результате одни дети теряют год даром, не получая ничего для своего развития, у других формируется «школьная тревожность», у третьих не развивается самостоятельность мышления. Однако ничего подобного не происходит с детьми, которые в шесть лет обучаются в условиях детского сада или дома.
Если Вы собираетесь отдавать шестилетку в школу, задумайтесь о той цене, которую, может быть, придется заплатить Вашему ребенку. И что важнее – чтобы он пошел в школу не позже соседского мальчишки или развивался полноценно, был жизнерадостен и счастлив?
Профессора, доктора медицинских наук, успешного хирурга спросили, отдаст ли он своего внука в школу в шесть лет. Он ответил: «Зачем?! Я пошел в школу почти в восемь, учился с удовольствием и ВСЕ УСПЕЛ!». Так стоит ли торопиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с шестилетками. Азы геометрии
Данная методическая разработка поможет воспитателю детского сада провести занятие с шестилетками. Дети научатся различать фигуры по форме, цвету, размеру....
Брошюра к общеродительскому собранию "Шестилетки на пороге школьной жизни"
В данной брошюре описанны основные требования к будущему первокласснику. Анкета для родителей....
Эти серьёзные шестилетки!
Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка 5 - 6 лет....
Шестилетки в первом классе
Рекомендации по работе с детьми шестилетнего возраста....
«Шестилетки на пороге школы»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути человека: каждый ребёнок, достигая определённого возраста, идёт в школу. Это чрезвычайно важный и ответственный моме...
Презетация "Шестилетки на пороге школы"
Презентация для родителей...
Родительское собрание «Шестилетки на пороге школы»
Родительское собрание «Шестилетки на пороге школы»...