Шестилетки в первом классе
статья (подготовительная группа) на тему
Рекомендации по работе с детьми шестилетнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestiletki_v_pervom_klasse.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Шестилетки в первом классе
Очень часто родители стремятся отдавать своих детей в 1 класс раньше семи лет. Хорошо это или плохо постараемся разобраться.
Проблема преемственности «детский сад – школа» имеет в России давнюю историю: еще в декабре 1917 года в Декларации о дошкольном воспитании детский сад и школа были признаны звеньями единой системы образования. С середины 20-х годов начинается разработка научных и методических аспектов этой проблемы, результаты которой находят отражение в программах и рекомендациях для педагогов.
К середине 80-х годов было доказано: лучший возраст для начала школьного обучения – шесть лет. Ныне классы на базе школ, детских садов, комплексов «школа – детский сад» для шестилеток существует повсеместно, накоплен значительный положительный опыт, но есть и определенные проблемы и трудности.
Опыт свидетельствует: те качества, от которых зависит успех обучения в школе (произвольность поведения, способность составить план действий, устойчивые чувства, а не ситуативные эмоции и др.), у детей шести лет находятся в зачаточном состоянии и развиваются достаточно медленно. Чтобы разбудить у них тягу к знаниям, развить умение слушать объяснения и выполнять задания и требования учителя. Приучить ориентироваться в новой микросреде, сформировать нравственно-волевую готовность учиться, требуется по меньшей мере год (завершается же формирование этих умений и качеств к концу обучения этих детей в начальной школе). Принятые в школе методы обучения, как показала практика, недостаточно эффективны – желаемых результатов в работе с шестилетками можно достичь, используя игровые приемы и отказавшись от «учительского стиля» работы, основанного преимущественного на указаниях и регламентации действий детей. Необходима более сводная, чем для детей семи лет, организация занятий, которые должны включать дидактические игры, проблемные ситуации, частую смену видов деятельности.
Особую роль в организации учебной деятельности детей шести лет и поддержании интереса к ней играет эмоциональный фактор, наиболее свойственный игровым приемам обучения. Поэтому многие учителя обращались к опыту дошкольных учреждений: использовали на уроках кукол, сказочных персонажей, которые задавали детям вопросы, просили помочь решить задачу. Как показала практика, просты игровые приемы, привлекающие внимание к новому материалу, но не активирующие умственную работу (например, «волшебный паровозик привозит новое звукосочетание»), необходимо усложнять: игра должна помочь испытать радость от преодоления интеллектуальных трудностей.
Варьирование материалов. В начале обучения целесообразно использовать разных сказочных персонажей, чтобы привлечь внимание детей. Но этим приемом не следует злоупотреблять. Необходимо менять наглядный, раздаточный и другие дидактические материалы. Например, при обучении грамоте следует использовать буквы разного размера, из разного материала, целые буквы и полубуквы, а при обучении математике – индивидуальный наглядный материал разной степени сложности (учитывая, что дети отличаются друг от друга уровнем подготовки). При работе с шестилетками используется больше наглядного материала, чем при обучении детей семи лет. Надо научить их быстро достать нужный материал, разложить его, потом убрать в пеналы или конверты. Достать другой, а не сокращать число практических заданий.
Варьирование ситуаций игровых упражнений. Необходимость действий в меняющихся ситуациях способствует формированию прочных навыков и знаний. Например, при обучении иностранному языку хорошие результаты дают перемена партнеров или их взаиморасположения, изменение темпа речи, высоты голоса и т.д. Варьирование разных по форме, но равноценных по сложности и педагогической направленности игровых ситуаций, в том числе с использованием различных движений, помогающих снять напряжение, часто используются на уроках по разным предметам.
Варьирование игровых и учебных заданий с их усложнением. Это, пожалуй, самый распространенный вид варьирования. К подобного рода занятиям можно отнести следующие: «Чудесный мешочек» (на ощупь найти нужную букву, поместить ее на магнитную доску, потом составить с ней слово); «Ремонт» (всему классу демонстрируются карточки со словами, в которых пропущена буква «о», дети должны привести их в порядок, по просьбе сказочного персонажа, принимающего участие в игре, прочитать их и провести слого-звуковой анализ).
Используется еще один вид игр, близкий к сюжетно-ролевым: урок-путешествие в зоопарк, кинотеатр, лес, магазин, урок-спектакль. Так, в ходе таких игр дети должны самостоятельно принять решение, т.е. выбрать вид транспорта, необходимый для путешествия, составить его из геометрических фигур на магнитной доске, узнать по телефону время работы, например, зоопарка, уметь вежливо говорить с собеседником, с помощью монет правильно набрать стоимость проезда и т.д.
Серия заданий «от простого к сложному» при обучении детей способам оформления предложений состоит из следующего: к «сложным» можно отнести игры-драматизации литературных произведений. Отгадывание и загадывание загадок. Ведь в начале обучения грамоте дети шести лет еще оперируют простыми грамматическими конструкциями, и задача педагога – актуализировать использование ими сложных предложений, прекрасным материалом для этого и являются драматизации и загадки (отгадывая и загадывая текст, дети целенаправленно запоминают его, усваивая эталоны структуры предложений). Процесс доказательства отгадки, как и толкование пословиц и поговорок полностью строится на использовании сложноподчиненных предложений.
Не следует забывать, что усложнение игр и игровых приемов должно также определяться этапами в процессе познания учебного материала. Разберем это положение на конкретных примерах.
1 этап – первичное ознакомление с материалом, его первичный анализ. На этом этапе основным является привлечение внимания к внешним признакам дидактического материала.
2 этап – синтез, усвоение фактов, правил, первичное обобщение. На этом этапе игровые упражнения предлагаются в форме логических и практических задач, при решении которых необходимо проявить смекалку, мобилизовав все уже имеющиеся сведения по этому вопросу. Например, целесообразно предложить детям угадать, какие две карточки перевернуты, если на карточке, обозначающей их сумму, написана цифра «8», а не давать задание составить пример на сложение двух чисел, сумма которых равна восьми.
3 этап – определение и познание сути явлений и их взаимосвязи. Этот этап характерен в основном для старших школьников, но частично присущ и детям шести лет, у которых формируются понимание связи между живой и неживой природой, а также обобщенные способы действия. Наиболее характерные приемы для этого этапа – решение кроссвордов, головоломок, конструирование из детских строительных наборов по заданным условиям.
Приемы подачи материала, основанные на соперничестве, нередко приводящем к конфликтным ситуациям, не рекомендуется использовать при работе с детьми шести лет. Тем не менее иногда при закреплении знаний и умений можно прибегать к этим приемам. Так, на уроках математике можно устроить соревнование между рядами: кто больше придумает интересных вопросов со словом «сколько?». Можно разделить класс на две команды, раздать всем карточки с номерами от одного до восьми и по сигналу предложить всем выстроиться по порядку – выигрывает команда, которая справилась с заданием правильно и быстро.
Эмоциональный фактор, о важности которого мы уже говорили, не только помогает наиболее эффективно организовать учебно-познавательную деятельность, но и выполняет роль регулятора ее эффективности, поэтому старательность в выполнении заданий и успехи обязательно должны замечаться и поощряться – словесно. С помощью специальных эмблем, значков и т.д. наряду с индивидуальной оценкой педагог должен использовать и общую. Это необходимо, так как в первом классе дети учатся соблюдать правила, обеспечивающие нормальную работу всего класса.
Эмоциональный фактор лежит и в основе правильного моделирования совместной деятельности, которая формируется лишь постепенно. С нашей точки зрения, целесообразно с детьми шести лет использовать те коллективные работы, которые рекомендованы для подготовительных групп детского сада.
Цель проведенного нами обзора практических приемов обучения детей шести лет – помочь педагогу при составлении планов уроков подобрать наиболее эффективные способы их организации или на их основе придумать новые, наиболее соответствующие той программе, по которой он работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Первый раз в первый класс"
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости, которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...
Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...
Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»
Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...