Формирование духовных ценностей у дошкольников с нарушением зрения через знакомство с русскими народными традициями.
статья на тему

Леонтьева Наталия Евгеньевна

Описание опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_n.e._leonteva.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ

 детский сад № 82

компенсирующего вида

Невского района г. Санкт-Петербурга

Леонтьева Н.Е.

учитель-дефектолог

Формирование духовных ценностей у дошкольников с нарушением зрения

через знакомство с русскими народными традициями.

 

   Традиции русского народа берут свое начало со времен древней Руси, то есть уходят своими корнями в далекое прошлое. И те из них, которые сохранились, собирались по крупицам, и дошли до наших дней – бесценны не только  для нынешнего поколения, но  и для будущих поколений. Насколько мудрыми были наши предки, если до сих пор многое из того что мы знаем актуально и присутствует в современной жизни и быту. Духовность является одним из важнейших качеств загадочной русской души. И в каждом человеке духовность и душевность присутствует, просто многие люди забыли об этом или запрятали ее так далеко и глубоко из-за быстрого течения и ритма жизни. И кто как не мы, педагоги можем и должны помогать своим воспитанникам, а через них – их родителям участвовать в возрождении народных традиций, духовных ценностей. Кто-то может сказать: детский сад – это светское, образовательное учреждение и вопросы о религии мы не можем и не должны обсуждать с детьми и их родителями. Но ведь понятия: православная культура, духовность, традиции и патриотизм это не одно и тоже. Да, они тесно взаимосвязаны между собой, взаимодополняют друг друга, но в вопросах религии родители сами выбирают место и время для обсуждения данного вопроса со своим ребенком, а вот духовные ценности, патриотизм, народные традиции – это то, что мы можем развивать, то с чем мы, педагоги, можем знакомить воспитанников и не бояться критики и осуждения в свой адрес.

   Дошкольный возраст – самый благодатный период, когда дети воспринимают информацию и впитывают ее в максимальном объеме. Скорее всего, позже они забудут то, с чем их знакомили, но когда-нибудь, рано или поздно это найдет свое отражение и место в жизни этих детей, посеянное зернышко прорастет и принесет свои плоды. Возможно, это произойдет, когда у них появится своя семья, и они будут строить ее с учетом народных традиций. И хочется верить, что с этих детей начнется новая ступень в возрождении русских народных традиций.

   Есть несколько путей для формирования духовных ценностей у дошкольников с нарушением зрения: беседы, просмотры видео и фото материалов, презентаций, слушание потешек, сказок и былин, совместное рассматривание иллюстраций к сказкам и потешкам, организация кукольных и ролевых спектаклей по народным сказкам, знакомство с закличками, присказками, народными праздниками, народными играми и танцами.

  С самого раннего возраста можно и нужно начинать знакомить детей с традиционной народной культурой, используя потешки, шутки-прибаутки, пестушки и приговорки и сказки в разные режимные моменты. В младшем возрасте к этому перечню можно добавить простейшие народные игры с подражанием. В среднем возрасте ко всему этому материалу можно добавить новые народные игры, доступные детям по возрасту, а так же - заклички. А в старшем и подготовительном возрасте к народному фольклору и народным играм, доступных по возрасту, можно уже добавить приобщение к традициям изготовления народных костюмов, кукол, организовывать знакомство с праздниками и народными промыслами.

   Возрастной аспект очень важен, так как то, что доступно и интересно детям раннего и младшего возраста, не заинтересует детей среднего возраста, а то что интересно детям среднего возраста, будет не интересно детям старшего и подготовительного возраста. И в тоже время, то, что могут выполнить дети старшего дошкольного возраста окажется не по силам малышам. Так что важно учитывать эту особенность и подбирать материал соответствующий определенному возрасту.

   Наш детский сад посещают дети с нарушением зрения, которым нужно еще больше внимания, тепла и заботы, и мы, педагоги, стремимся дать им это, при этом мы максимально задействуем их зрительные резервы и помогаем детям в познании окружающего мира и восстановлении зрительных функций педагогическими средствами и методами. У своих воспитанников мы и начинаем формирование духовных ценностей с раннего возраста. Так получается, что мы ведем одну группу с раннего возраста и до подготовительной группы, и это очень удобно, так как с одними и теми же детьми педагог проживает все события их жизни и имеет возможность в системе преподносить материал воспитанникам с нарушением зрения. А опираясь на материалы связанные с народным фольклором, предметами быта или народными промыслами можно изготовить пособия для развития зрительного восприятия. Например: «Почини самовар», «Подбери топор к чугунку», «Найди такое же перо жар-птицы», «Подбери ключ к замку», «Найди такой же платок», «Дорисуй узор», «Узнай героев сказки», «Посади репку и подбери ей листочки» и многие другие.

   В нашем детском саду для детей младшего возраста и их родителей мы организуем  мастер-классы по изготовлению куколок-малышек. С детьми среднего возраста, мы ставим спектакли «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», а зрители – дети младшей и старшей группы.

   Так же интересно построена работа для детей старшей и подготовительной групп по организации досугов,  посвященных народным праздникам, таким как:  Осенины, Покров, Рождество, Масленица, Пасха, День славянской письменности и культуры. Вместе с детьми и их родителями мы разучиваем песни, песенки-потешки, шутки-прибаутки, заклички, колядки, соответствующие конкретному празднику, разучиваем танцы, играем в народные игры, изготавливаем костюмы и атрибуты. А зрители – дети параллельных групп, иногда приглашаем и детей из средней группы. Устраиваем мастер-классы для педагогов и родителей  по организации народных игр.

   И  как радостно и приятно смотреть на девочек, которые после знакомства с колыбельными песнями, берут в группе кукол, пупсов и укачивая их, поют им колыбельные песни. И становится вполне очевидным то, что эти девочки, в будущем, став мамами, укладывая спать своих детей, будут петь им колыбельные. И в какой-то момент успокаиваешься и понимаешь, что работаешь и живешь не зря, и в душах и сердцах воспитанников есть место для традиционной народной культуры и духовных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа....

«Использование ИКТ технологий в работе с детьми с ОВЗ при знакомстве с русскими народными традициями»

Знакомство детей с русскими народнями традициями через ИКТ технологии...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Знакомство с русскими народными традициями

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»...

Проект "Знакомство с русскими народными традициями"

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие ин6тереса к русскому народному творчеству...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к русским народным традициям

В современных условиях становится актуальной проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням,  к своим традициям.На...