Проект "Знакомство с русскими народными традициями"
методическая разработка (младшая группа)
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие ин6тереса к русскому народному творчеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znakomstvo_s_russkimi_narodnymi_traditsiyami.docx | 223.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида»
г. Железногорска Курской области
Проект
«Знакомство с русскими народными традициями»
во второй младшей группе (возраст детей 3-4 года)
Подготовили воспитатели гр. №6:
Мацилецкая А.Г.
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
3. Сроки и этапы реализации проекта
4. Литература
Паспорт проекта.
Тема: | «Знакомство с русскими народными традициями» |
Участники проекта: | Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители |
Вид проекта: | Краткосрочный |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | 09. 01. 2020 г. – 31.01. 2020г. |
Разработчики: | Воспитатель Мацилецкая А.Г. |
База реализации проекта: | МДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Железногорск, Курская область |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. |
Цель: | Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству |
Задачи: | - создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через фольклор и русские народные игры - привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных посиделок и мастер - классов. - создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. - воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм. - использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, русские народные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. - знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми. |
Предполагаемый результат: | - использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. - умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. - знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства. - участие детей в русских народных посиделках. - знание русского народного костюма. - бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. |
Актуальность проекта.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Проблема:
В наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками, играми. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
Задачи проекта:
- создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через фольклор и русские народные игры
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных посиделок и мастер - классов.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм.
- использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, русские народные игры), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Предполагаемый результат:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- участие детей в русских народных посиделках.
- знание русского народного костюма.
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (09.01.- 14.01. 2020г.)
Подготовительный
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
II Этап (14.01. – 30.01. 2020г.)
Основной
Цель: осуществление непосредственно образовательная деятельность с детьми, совместной деятельности ребенка со взрослыми, самостоятельной деятельности детей.
III Этап (31.01.2020г.)
Итоговый
Цель: повышение творческого потенциала воспитанников и родителей
I Этап. (15.04. – 16.04.2019г.)
Подготовительный
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, потешками, иллюстраций и репродукций русских народных костюмов, русской избы и предметов быта
3. Разработка конспектов занятий, сценария развлечения «Русские посиделки»
4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками, русских народных потешек; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; в уголок ИЗО – раскраски с изображением героев русских народных сказок, костюмов, русских народных игрушек, материалы для творческих работ
II Этап (14.01.2020г – 30.01. 2020г.)
Основной
Дата | Мероприятие | Работа с родителями | ||
14.01.2020 | - беседа «Русская изба»; - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Гуси лебеди»; - подвижная хороводная игра «Колпачок» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
15.01.2020 | - беседа «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен, гармошка, - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Зимовье зверей», - подвижная хороводная игра «Колпачок» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
16.01.2020 | - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Заюшкина избушка», - подвижная хороводная игра «Колпачок» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
17.01.2020 | - беседа «Веселые матрешки» - дидактическая игра: «Во саду ли, в огороде» - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», - подвижная хороводная игра «Колпачок» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
20.01.2020 | - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Теремок», - дидактическая игра: «Угадай по звуку?» - подвижная хороводная игра «Колечко» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
21.01.2020 | - аппликация «Матрешка» - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Три медведя», - подвижная хороводная игра «Колечко» - изготовление лэпбука «Русское подворье» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
22.01.2020 | - чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Маша и медведь», - подвижная хороводная игра «Колечко» - консультация для родителей «Народные традиции» - конструирование «Домик для матрешки» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
23.01.2020 | - разучивание считалочки «Сидит белка на тележке» - дидактическая игра «В гости к трем медведям» - подвижная игра «У медведя во бору» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
24.01.2020 | - чтение и разучивание потешек и закличек - подвижная игра «У медведя во бору» - непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие на ярмарку». - драматизация сказки «Три медведя» - рисование «Красивый полосатый коврик» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
27.01.2020 | - чтение и разучивание потешек и закличек - подвижная игра «У медведя во бору» - слушание «Во саду ли, в огороде», «Ой, блины» - пантомима «Строим избу» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
28.01.2020 | - инсценировка сказки «Колобок» - дидактическая игра по ФЭМП «Волшебный сундучок» - разучивание с детьми стихотворений к развлечению - подвижная игра «У медведя во бору» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
29.01.2020 | - разучивание с детьми стихотворений к развлечению - подвижная хороводная игра «Каравай» - знакомство с нетрадиционной техникой рисования- рисование пальчиками «Ложки расписные» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. | ||
30.01.2020 | - матер- класс для родителей по пластилинографии «Русский сувенир – матрешка» - разучивание с детьми стихотворений к развлечению - подвижная хороводная игра «Каравай» | Воспитатели группы Мацилецкая А.Г. |
III Этап (31.01.2020 г.)
Итоговый
Развлечение «Русские посиделки»
Результаты проекта:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- участие детей в русских народных посиделках.
- знание русского народного костюма.
- бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Продукт проекта:
1. Проведены выставки творческих работ детей: аппликация «Матрешка», рисунки «Красивый полосатый коврик», «Ложки расписные».
2. Проведена выставка совместных творческих работ детей и родителей «Русский сувенир- матрешка»
3. Изготовлен лэпбук «Русское подворье»
4. Изготовлены родителямидля своих детей кокошники и картузы с кушаками.
5. Развлечение «Русские посиделки» (дети и родители).
6. Приобретены родительским комитетом в книжный уголок книги «Русские народные сказки», «Потешки»
Список литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
4.Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/, http://dohcolonoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
Роль народной песни в познании культурного наследия русских народных традиций
выступление на ГМО...
Консультация для воспитателей " Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям"
консультация...
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря
Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...
Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....