Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сунгатуллина Людмила Николаевна

формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Викторина

«Знакомство с русскими народными традициями»


Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром по теме

 

«Знакомство с русскими народными традициями»

Подготовила:

 воспитатель подготовительной группы

Сунгатуллина Л.Н.

                                                                Санкт-Петербург

2018 год.

         

 Конспект занятия «Знакомство с русскими народными традициями» в подготовительной группе.

Цель: формировать представление о русских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре русскою народа.

Задачи: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Этап НОД

Деятельность педагога

Ожидаемая реакция детей

Сообщение темы

Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на русские посиделки. Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

 

Внимательно слушают

.

Вводная часть

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем русскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд.

1-я команда: «Сударушка»

2-я команда: «Лебёдушка»

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Итак, мы начинаем!

Дети делятся на две команды

Практическая работа с обогащением словарного запаса

 1 конкурс: Загадки

Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка?

 Есть одно условие: не кричите, не вскакивайте с мест, а звоните в колокольчик.

 Итак, начали:

- Двенадцать братьев Друг за другом ходят, друг друга не находят.

-  Поднялись ворота - всему миру красота.

- Старик у ворот тепло уволок,

    сам не бежит, и стоять не велит.

-  Весной веселит, летом холодит,

    осенью питает, зимой согревает.

- И языка нет, а правду скажет.

- Без крыльев, а летит.

    Без языка, а говорит.

—  Под землёй птица гнездо свила, яиц принесла.

—  Маленький Иван - Костяной кафтан.

— Без ног, а хожу, без рук, а указываю.

—  Без языка, без голоса, а всё расскажет.

Ведущий: Ребята! Справились с загадками!

Загадки - это стишки, в которых зашифрованы изображение предметов и явлений. Русские народные загадки ясные, поэтичные.

              Месяцы

               Радуга

                Мороз

                 Лес

              Зеркало.

              Письмо.

            Картофель.

                 Орех.

                  Часы.

                  Книга.

Физкультминутка

Сели-встали, сели-встали

Сели-встали, сели-встали

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали

Дети выполняют упражнения.

Игровая деятельность, просмотр слайдов

2 конкурс: «Дело мастера боится».

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти рассмотреть орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

На экране изображения предметов: коромысло, ухват, прялка, веретено, коклюшки, чёски, валёк.

.

Дети называют предметы и рассказываю, как они использовалось.

Игровая деятельность

3 конкурс «Умелые руки не знают скуки»

Говоря о традициях и обычаях русского народа нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства. И сейчас предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь и отыскать предмет? (посуда и предметы расставлены по группе)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я?

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми

3) Нас слепили мастера,

Нас раскрашивать пора.

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны.

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

 

4) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

 

5) Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

6) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть?

7) Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!

8) Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк.

Деревянные игрушки:

И медведи, и старушки —

То сидят, а то спешат,

Ребятишек всех смешат

9) Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Даже всех не сосчитать.

    Дети внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

    Находят подходящий

           предмет.            

  Дымковские игрушки

    Гжельская роспись

Филимоновские игрушки.

   Городецкая роспись

            Хохлома

   Вологодское кружево

   Жостовские подносы

    Богородская резьба

Матрешки

Практическая работа с обогащением словарного запаса

4 конкурс «Продолжи пословицу»

Необходимо сказать конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,

Один в поле

Век живи

Что посеешь,

Для Родины своей


Задание для 2 команды:

Какие труды

Не спеши языком

Слово не воробей

С кем поведешься

Не имей сто рублей

Дети говорят продолжение.

Пока оно горячо.

Не воин.

век учись.

то и пожнешь.

ни сил, ни жизни не жалей.

такие и плоды.

торопись делом.

вылетит, не поймаешь.

от того и наберёшься.

а имей сто друзей.

Игровая деятельность, просмотр слайдов

5 конкурс «Особенности русского быта»

Воспитатель: ребята, нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре русского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях русского быта. Итак, приготовились:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы?

2. И какое угощение было обязательно на этом празднике?

 

2.  Какие блюда русской кухни вы знаете?

 

3.  Какую обувь носили русские крестьяне?

4.  Что такое изба

2.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире?

5.  Какую одежду носили русские женщины?

6.  Как называется русская мужская рубашка?

7.  Какое национальное дерево России?

Масленица

 Блины

Щи, каша, пироги, блины

Лапти

Деревянный крестьянский дом

Матрёшка

Сарафан, сапожки

Косоворотка

Берёза

Конкурс        капитанов

Капитаны команд должны вспомнить и выбрать картинки наиболее известных отрицательных персонажей в русских народных сказках.

Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Леший, Кикимора, Ведьма, Чудо-Юдо, Черт, Разбойники, Водяной и др.

 

Подведение   итогов

  Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

  Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ технологий в работе с детьми с ОВЗ при знакомстве с русскими народными традициями»

Знакомство детей с русскими народнями традициями через ИКТ технологии...

Знакомство с русскими народными традициями

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»...

Викторина " Знакомство с русскими и мордовскими народными традициями"

Данная викторина воспитывает у детей интерес и любовь к русской и мордовской национальной культуре ,формирует представления о  народных обычаях, обрядах....

Проект "Знакомство с русскими народными традициями"

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие ин6тереса к русскому народному творчеству...

Викторина «Знакомство с русскими народными традициями»

Я так люблю великую Россию,И то, что по наследству перешло.Мы славимся не только русской силой,Но и традицией народа своего!...

Консультация для родителей «Знакомство с русскими народными традициями»

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и...