Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений
консультация (старшая группа) на тему
«Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_druzhestvennyh_otnosheniy_.docx | 61.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному развитию детей»
«Театрализованная игра как средство развития дружественных отношений»
Киров 2018
Проблема воспитания доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Личный пример это очень хорошо, но этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.
Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром.
Сам процесс театрализованной деятельности приучает детей прислушиваться и приглядываться друг к другу, находить в товарищах то, что стоит отметить, чему стоит поучиться. Постепенно у детей формируется способность радоваться не только своим успехам, но и достижениям других. В совместной деятельности рождается умение сотрудничать, поступаться своими желаниями, смирять свои капризы, умение договариваться, сопереживать. Как отмечала известный психолог Л.Г. Стрелкова, возможность моделировать в ходе игры реальные, значимые для ребенка межличностные отношения, дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов.
В ходе театрализованной игры ребенок приобретает умение увидеть и проанализировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения. Все это повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
В педагогической деятельности можно использовать различные театрализованные игры, у каждой из них – свое значение. Например, мимические игры, пантомимы обучают детей внимательно присматриваться к товарищам по группе. Игры с куклами, особенно перчаточными и пальчиковыми, помогают ребенку отстраниться от самого себя, увидеть ту или иную ситуацию со стороны, оценить поступки героев.
После окончания театрализованной игры важно обсудить с детьми их впечатления: сесть в кружок и поделиться переживаниями – это помогает им испытать чувство удовлетворения от пережитого, почувствовать общность многих проблем и своеобразие личности товарищей по группе.
Работа с детьми предполагает участие детей в театрализованных играх, которое заключается в разыгрывании стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен, к которым подбираются и готовятся необходимые атрибуты, костюмы, различные вида театра.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды заключается в создании тематических альбомов с изображением проблемных ситуаций, конфликтов, и проявлений дружеских взаимоотношений, которые затем можно использовать в процессе театрализованных игр. Например, «Волшебные превращения», «Ссора зверей». Так же рекомендуется создать картотеку стихов на тему «Дружбы», которую можно использовать в качестве игр-инсценировок для детей, а также картотеку театрализованных игр в соответствии с компонентом развития дружеских взаимоотношений.
Подавляющее большинство современных игр и игрушек носит индивидуальный или соревновательный характер. Так подпитывается эгоцентризм ребенка, когда победа одного участника приводит к неудачам других. А в театральных играх рождается сообщество и содружество, воспитывается способность к состраданию. Совместная игровая деятельность, смена ролей предполагает сочувствие и сопереживание.
Значимым фактором создания доброжелательного климата в группе является участие родителей в театрализованных играх. Театральный фестиваль, когда и дети, и родители участвуют в постановках, позволяет "актерам" по-новому увидеть и оценить друг друга. Выступления обычно завершаются общим танцем, в котором участвуют и зрители. Сыгранные совместно с родителями спектакли оставляют в душах детей добрый эмоциональный след, объединяют и взрослых, и малышей, и становятся общей для всех школой воспитания чувств.
Таким образом, театрализованная игра будет способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений у детей, при соблюдении следующих условий:
- осуществление планомерной работы с детьми с использованием разнообразных видов театрализованных игр (игр-инсценировок, игр-драматизаций, игр с настольным и кукольным театром) для развития проявления заботы, взаимопомощи, симпатии, сочувствия и отзывчивости к сверстникам, проявления объективных оценок и самооценок, способности поступиться личным желанием в пользу товарищей;
- заинтересованность педагогов в организации работы по воспитанию дружеских взаимоотношений посредством театрализованных игр;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды различными видами театра (бибабо, настольный, пальчиковый), способствующими использованию детьми 5-6 лет театрализованных игр в самостоятельной игровой деятельности со сверстниками, с целью создания положительных форм общения.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М., 2003.
2. Бариленко, Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности /Н.В. Бариленко // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.34.
3. Карелина, И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций // Учебно-методическое пособие. - Рыбинск, 2012.
4. Кононенко, Е.Г. Азбука нравственности / Сост. Е.Г. Кононенко. - М., 2007. 5. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000. 6. Смирнова, Е.О. Детская психология. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
«Режиссёрская игра как средство развития социальных отношений у старших дошкольников с ОНР в условиях детского сада компенсирующего вида»
Режиссёрская игра для ребёнка - это не только радость и удовольствие, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь и развивается. Именно в игре проявляются разные стороны личности ...
Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста»
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Но игра, где рождается сюжет и роль, есть только в период дошкольного детства. В данном виде деятельности дети тесно общаются между собой, тем ...
Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....
Статья " Театрализованная игра как средство развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста"
Проблема межличностных отношений актуальна в наше время, поскольку агрессивность, жестокость, отчуждённость, замкнутость наблюдаются всё больше у детей уже в дошкольном возрасте. Проблема развити...