Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
статья на тему
В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_oksany_kochubey.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК- 37 О.С.Кочубей,
воспитатель МБДОУ «Ольгинский д/сад»,
Омская область, Полтавский район, с.Ольгино
Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Изучение сюжетно-ролевой игры как средства развития межличностных отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на развитие детских отношений, так и для организации психолого-педагогической практики согласно ФГОС. В настоящее время в детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой, что неправильно с точки зрения возрастной психологии [1]. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Межличностные отношения – это «вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения» [2, с. 61]. Межличностное общение выражается в совместимости людей. Выделяют [7, с. 123-125] четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Межличностные отношения ребёнка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчётливо выраженные возрастные социально-психологические характеристики. На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными и личностно-обусловленными. Постепенно развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника.
Дети шестого года жизни отличаются достаточно выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаимных интересов и привязанностей (М.И. Лисина, Т.А. Репина) [4].
В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности, определяющей развитие личности в целом – интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, речевой, коммуникативной и др. сфер ребенка (В.М. Григорьев, В.В. Зеньковский, Т.Г. Казакова, В.Т. Кудрявцев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
Работа велась по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в старшей группе МБДОУ «Ольгинский д/сад», Полтавского района, Омской области, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для диагностики использовали следующие методики: социометрическая методика «Секрет», «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина); опросник «Мотивация социометрических выборов».
Показатели исходных данных представлены в сравнительных таблицах 1 и 2., анализ результатов диагностики показал низкий уровень развития межличностных отношений в старшей группе.
Следующим этапом исследования стало проведение формирующего эксперимента по развитию межличностных отношений старших дошкольников в ходе организации их совместной игровой деятельности. Навыки взаимодействия в совместной игровой деятельности формируются у детей постепенно, поэтому вначале мы предлагали детям несложные игровые упражнения, а затем игровая деятельность детей постепенно усложнялась. Игровые ситуации включали выполнение детьми предлагаемых воспитателем упражнений и разыгрывание сюжетов, которые были направлены на развитие у детей чувства общности, навыков совместной игровой деятельности, формирование доброжелательных отношений друг к другу. С целью установления дружеских взаимоотношений детей в группе проведены беседы с детьми, в ходе которой обсуждались правила эффективного общения и человеческие качества, способствующие формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Цель контрольного этапа эксперимента – определить изменения в характере взаимоотношений детей исследуемой группы, которые произошли под влиянием формирующего эксперимента. Методы исследования на контрольном этапе использовались те же, что и на констатирующем этапе.
Сравнение распределения детей по статусным позициям в двух группах на контрольном этапе представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение детей по статусным позициям на констатирующем контрольном этапах эксперимента (%)
Группы детей | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Популярные дети | 40 | 60 |
Непопулярные дети | 60 | 40 |
После проведения развивающей работы с детьми исследуемой группы, в ней значительно больше стало популярных членов. Сравнение распределения детей старшей группы по статусным позициям до и после формирующего эксперимента в таблице 2.
Таблица 2
Распределение детей исследуемой группы по статусным позициям на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)
Позиция | Статус | Констатирующий этап | Контрольный этап |
Популярные | «звёзда» | 8 | 8 |
предпочитаемые | 32 | 52 | |
Всего | популярных | 40 | 60 |
Непопулярные | пренебрегаемые | 40 | 32 |
изолированные | 20 | 8 | |
Всего | непопулярных | 60 | 40 |
Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что количество популярных детей в исследуемой группе значительно увеличилось после проведения формирующего эксперимента (на 20%), а количество непопулярных детей, соответственно, снизилось.
Индекс изолированности исследуемой группы после проведения формирующего эксперимента снизился до 8% (с 20% на этапе констатации). Следовательно, в исследуемой группе значительно улучшилось эмоциональное благополучие членов группы. В результате проведённого формирующего эксперимента значительно повысился уровень благополучия внутригрупповых взаимоотношений старших дошкольников.
Анализ показателей контрольного среза привели к выводу, что основными мотивами выбора старших дошкольников являются игровой и нравственный. Дети старшего дошкольного возраста могут выделять хорошие качества сверстников, могут правильно оценивать поступки детей.
Список используемой литературы:
- Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // Учительская газета, №29 от 16. 07. 2013.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 2002. – 143 с.
- Коломинский Я.Л., Е.А. Панько. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 2008. – 190с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.-144 с.
- Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / Сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб., 2010. – 592 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М, 2004. – 112 с.
- Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.; Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – 150 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2008. – 348 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста
В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ
В данной статье рассмотрены особенности развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с гиперметропией....
Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Стремление педагога воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения посредством дидактических игр, определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить каким об...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие м...