Экспериментирование с цветом и водой. Методическая разработка.
опыты и эксперименты по теме
В данном пособии представлен материал для совместной деятельности родителей с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_opytov_i_eksperimentov_dlya_detey_i_roditeley_s_tsvetom_i_vodoy.docx | 592.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ЦВЕТОМ И ВОДОЙ
Смешиваем цвета
МАТЕРИАЛЫ:
Прозрачные стаканчики, пищевые красители (гуашь, акварель),
теплая вода
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Заранее продумайте место проведения занятия. Если остановите свой выбор на кухне, то будьте готовы к тому, что придется стоять рядом с детьми с тряпкой наготове и вытирать результаты труда ваших малышей. Особенно это касается младшего состава. Детки до 3х лет пока плохо чувствуют меру и их не интересуют границы стаканов.
Если устраиваете игру в ванной, то подготовьте удобную площадку для экспериментов: табурет, доска, полочка.
Детям так понравилось занятие, что мы повторяли его уже несколько раз. Купание затянулось надолго.
Второй вопрос, что использовать в качестве красителя для воды. Я предпочитаю искусственные пищевые красители. Они дают очень яркий и насыщенный цвет. Главное, следить за тем, чтобы ребенок не выпил содержимое стаканов. Но мы пробовали играть и с акварельными красками. Не так наглядно, зато безопаснее для ребенка и окружающих предметов. Краска легче смывается и выстирывается.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Если вы решили где? и как?, то можно приступать к игре.
Для начала налейте в один стакан теплой воды и растворите в ней красный краситель (краску), в другой - синий. Перед ребенком ставите 2 наполненных стакана и много-много пустых. Теперь позвольте ребенку поэкспериментировать. Пусть смешивает краски и смотрит, что получается в итоге. Добавьте еще один цвет. Например, желтый. Теперь перед ребенком открывается неисчерпаемое количество цветовых сочетаний. Он может получить зеленый, смешав желтый и синий. Это уже четвертый цвет. А если добавить к нему красный - вот уже перед ребенком и коричневый цвет. А что если пойти по другому пути и смешивать цвета в иной последовательности? Поверьте, ребенок будет увлечен на очень долгое время!
Что еще можно сделать с ребенком?
- Изучите, как влияет концентрация исходного цвета в смешанном виде. Будет ли фиолетовый таким же фиолетовым, если взять больше синей краски, чем красной, и наоборот. Для этого в пустые стаканчики отмерьте чайной ложкой разное количество краски одного цвета и добавьте одинаковое количество краски другого цвета. Сравните стаканчики. Одинаковый в них цвет или нет? Так можно рассказать ребенку об оттенках одного цвета.
В обоих стаканах получился фиолетовый цвет от смещения синего и красного цвета. Но в правом больше синего цвета, а в левом - красного.
- Что будет, если все краски вылить в один стакан? Мы - то знаем, что черный цвет. А ребенок?
- Сделайте радугу, смешав основные цвета и расставив их по порядку.
Может малыш придумает свою собственную игру? Это так увлекательно переливать воду, а цветную и подавно!
Радуга. Спектр. Взаимодействие цветов
МАТЕРИАЛЫ:
- фонарик
- ванночка с водой
- зеркало
- белая бумага
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Мы с детьми уже наблюдали, как смешиваясь цвета превращаются в новые, абсолютно не похожие на исходные. Но откуда берутся цвета?
Источником цвета является свет. Чтобы продемонстрировать это ребенку проведем вместе с ним простой опыт.
Погрузите в ванночку с водой зеркало, направьте свет фонарика на зеркало под водой. В этом случае вода преломит свет, как призма Ньютона (с ее помощью он открыл спектр). Словите на бумагу свет от зеркала и Ваш малыш с удивлением обнаружите РАДУГУ! В научном мире радуга называется СПЕКТР.
Потом посмотрели на радугу в презентации "ДЕТЯМ о ЦВЕТЕ". Рассмотрели, что радуга состоит из 7 основных цветов. Чтобы их запомнить мы с Катюшей выучили всем известное выражение: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан и что означает каждое слово.
Затем вспомнили наш опыт по смешению цветов и стали рассматривать радугу, в презентации более внимательно дети открыли для себя удивительное: оранжевый цвет находится между красным и желтым, а она уже знает, что при смешении этих цветов именно оранжевый и получается. Закономерность продолжилась и для зеленого цвета и для фиолетового (если помочь ребенку и представить радугу, как круг).
Закончили на сегодня изучать цвета радуги рассматриванием страниц нашей "Цветной книги"
На следующий день случилось ЧУДО!!!
К нам в гости пришла настоящая РАДУГА! Вы не представляете, как радовались дети. Они ловили ее руками, внимательно рассматривали цвета.
Дело в том, что у нас в комнате стоит аквариум, и когда в определенное время солнце светит в окно, лучи под определенным углом преломляются, и на стенке появляется разноцветная радуга. Прямо как в приключенческих фильмах: когда луч солнца попадет на эту точку, в стене откроется потайная дверь! Помните?
Разложение цвета на составляющие
МАТЕРИАЛЫ:
- фломастеры
- газета
- вода
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Подготовьте газетную бумагу без текста и картинок. Я отрезала от газеты полоски края. Можно взять и фильтр-бумагу. Нужна любая, по составу похожая на промокашку и хорошо намокающая.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
У фломастеров цвет составной или нет? Как нарисовать красивые узоры и вырастить причудливый лес?
Попросите малыша нарисовать фломастером одну толстую линию на одном крае полоски, а вторую на другом. Опустите край газетной полоски в воду. Подержите ее в таком положении, наблюдая, как бумага намокает и из линии вырастает дерево.
Через 15 минут на бумаге появятся разноцветные пятна. Малыш сам увидит, что черный цвет, на самом деле не черный, коричневый - не коричневый, а зеленый не зеленый. Из каких компонентов состоят эти цвета?
Мы с детьми устраивали соревнования, чья полоска быстрее вырастет в дерево.
Химический опыт с цветом
МАТЕРИАЛЫ:
- краснокочанная капуста
- прозрачные стаканчики или баночки
- уксус
- сода
- стиральный порошок
- лимон
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Нарежьте немного капусты и отварите ее минут 10. Вода должна стать темно-синего цвета. Остудите и разлейте небольшое количество отвара по стаканчикам.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Сегодня мы с малышами станем супер учеными химиками! Мы выясним, как цвет может нам помочь, выяснить класс вещества!
Что для этого нам понадобится? Во - первых индикатор - так называют вещества, которые изменяются в ходе опыта, например меняют окраску (в данном случае идет определенная химическая реакция, и как результат - изменение цвета) и, конечно же, тетрадь настоящего ученого, в которой ребенок сможет записать ход опыта и результаты.
Итак. Поставьте перед ребенком 4 стаканчика с индикатором. Сегодня нашим индикатором будет отвар из краснокочанной капусты.
В первый стаканчик положите 1 чайную ложку соды, это соль (для мам с папами: NaHCO3).
Какой цвет принял индикатор? Синий!
Во второй стаканчик добавим столовую ложку уксуса, это кислота! Осторожно! Индикатор стал малиновым. Супер!
В третий стаканчик добавьте столовую ложку стирального порошка. Индикатор стал зеленым! Порошок - это смесь щелочь. Если жидкость постоит всю ночь, то на утро вы обнаружите, что она стала синей. Т.е. в ней больше солей.
Для корректности эксперимента нужно оставить в 4 стакане образец для сравнения.
После волшебных превращений предложите малышу узнать, что такое лимон: он по составу ближе к соде, уксусу или стиральному порошку? Пусть он кинет лимон в индикаторную жидкость или выжмет в нее лимонный сок. Какой цвет принял капустный отвар? Какой вывод сделает Ваш малыш?
Ребенок превратится в настоящего ученого! Он проверил на состав: киви, мыльные пузыри, шампунь, жидкость для мытья посуды... Чуть остановилась!
А еще. Если вы живете в городе и на дворе лето, то можно собрать дождевую воду и проверить, не идут ли у Вас кислотные дожди! Все легко и просто. Справится даже ребенок!
Разноцветная химия
МАТЕРИАЛЫ:
- лимонная кислота (уксус)
- пищевые красители
- сода
- стаканчики
- вода
- большая тарелка (поднос)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Очень интересный опыт с сюрпризом. Вашим деткам обязательно понравится! Только имейте ввиду, что опыт проводится под строгим контролем взрослых! Особенно с использованием уксуса!
Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. Можно вместо лимонной кислоты взять уксус. Но уксус имеет характерный запах, а лимонка - нет. И для ребенка реакция лимонной кислоты и соды станет настоящим сюрпризом!
На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности.
Теперь можно звать детей!
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Для этого опыта-сюрприза я использовала 3 основных красителя: желтый, красный и синий. Смешаются ли краски в процессе реакции?
Попросите малыша капнуть несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением, которое произведет опыт на ребенка. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите за фейерверком над тарелкой... Любуйтесь реакцией малышей!
Вот она - РАЗНОЦВЕТНАЯ ХИМИЯ!
Самый красивый опыт с цветом и молоком
МАТЕРИАЛЫ:
- Тарелка с молоком
- пищевые красители
- средство для мытья посуды
- ватная палочка
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Попросите ребенка насыпать немного пищевого красителя в молоко.
Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Дочка была под впечатлением! Она экспериментировала с красителями, насыпала разные цвета, дула на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.
Но это еще не опыт!
Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Попросите малыша опустить палочку в центр тарелки с молоком. О чудо! красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.
Почему: мыло разрывает жировые молекулы в молоке и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются.
Обязательно попробуйте опыт с детками, вам понравится!
Что такое вода?
МАТЕРИАЛЫ:
4 стакана
вода
компот, чай, кофе
уксус, водка (внимательно следите за этой емкостью, чтобы ребенок не попробовал!)
сахар
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Вода - это жидкость без цвета, запаха вкуса. Это известно всем со школы. Попробуем проиллюстрировать это и малышу. Для этого я предлагаю предложить ребенку самому проделать простой опыт и сделать собственные выводы.
Итак, ставим перед малышом 4 емкости:
- с водой
- с компотом, чаем или кофе
- с уксусом или водка (можно любую прозрачную жидкость с резким запахом)
- с сахаром.
Спросите у ребенка: "Как ты думаешь, где вода?" а потом, в независимости от ответа рассмотрите все емкости по очереди. Спрашивайте: "Что это? Вода? Почему не вода?"
Сахар - не жидкость
Чай - не прозрачный
Уксус – пахнет.
Так что же такое вода? Может малыш сможет сформулировать?
"Лед-Вода-Пар"
МАТЕРИАЛЫ:
- тарелка
- кастрюлька
- огонь
- лед
- вода
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Заморозьте заранее в морозилке несколько кусочков льда.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Этот опыт, наверное, сам очевидный при изучении темы ВОДА. НО обойти его невозможно, потому что, как еще рассказать и наглядно показать ребенку о трех важных состояниях воды: твердом, жидком и газообразном?
Прежде чем приступить к опыту, определитесь, как Вы будете опыт преподносить. Можно показывать и рассказывать, как в школе. А можно спрашивать у малыша: как ты думаешь, что произойдет? Давай сделаем и посмотрим. Прав был ты или нет. Мы пошли по второму пути. Итак:
Достаньте лед из морозилки и положите одну часть на тарелку, а вторую в кастрюльку. Тарелку мы оставляем на столе, а кастрюльку ставим на огонь. Как ты думаешь, малыш, что растает в первую очередь?
Когда появится вода, спросите ребенка: Что случилось со льдом. Во что он превратился? Чем отличается лед от воды? Если ребенок затрудняется с ответом, положите ему на одну руку кусочек льда, а на вторую попробуйте "положить" воду. Что держит форму? Почему?
Затем нагревайте воду в кастрюльке до кипения и подождите, когда выкипит вся вода. "Ой! Куда делась вся вода? Куда она испарилась?"
Для того чтобы показать Катюше, что в "дым", как она назвала пар, превращается вода, мы опять налили немного воды в кастрюльку и поставили ее на огонь. Над кастрюлькой подержали сухое блюдце. Что на блюдце найдет малыш через несколько минут?
Какой цветок быстрее распустится?
МАТЕРИАЛЫ:
- вода
- миска
- бумага, газета, картон
- ножницы
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Вырежьте из газеты "цветы". Сложите лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон…
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Недавно мы в теме "Растения" проводили опыт "Как цветы пьют". Дети выяснили и запомнили, что растения тянут воду из земли (стаканчика) по стебельку. А теперь проведем опыт: распустятся бумажные цветы в воде или нет.
Спросите у ребенка: что произойдет с "цветком", как ты думаешь? Кидаем в воду один цветок лепестками вверх и смотрим, как он распускается.
Почему?
Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются".
Теперь задайте ребенку еще один вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? и положите в воду цветы из разной бумаги и картона.
"Я сохну без воды"
МАТЕРИАЛЫ: - вода | |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей): ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ: И обе поставьте на окно. Хорошо, если выдастся солнечная погода, но это не принципиально. Пока мы готовились ко сну, младшая дочка подозрительно крутилась у опытных образцов... Когда детки уснули, я обнаружила, что образцов-то как раз и не осталось. Поэтому будьте готовы нарезать экземплярчики еще и еще! Попросите ребенка объяснить, почему это произошло. Катя сказала, что кусочки из второй емкости пили воду, как цветы, которые стоят в вазе, поэтому они свежие, а у других воды не было, поэтому они завяли. |
Опыт: Волны в бутылке, миске и на веревке
МАТЕРИАЛЫ: - прозрачная бутылка с крышкой - вода - пищевой краситель - 1/4 стакана растительного масла - длинная веревка или скакалка - миска | |
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ: Будем создавать волны, и наблюдать, как движутся слои воды! Для этого делаем уменьшенную модель океана у нас в бутылке. Наливаем 1/3 бутылки воды и добавляем пищевой краситель, чтобы наша прозрачная вода стала видимой. Затем добавляем 1/4 стакана масла и хорошенько закручиваем бутылку крышкой. Кладем бутылку на бок и наблюдаем за тем, как масло собирается на поверхности.
Возникает первый вопрос, который можно обсудить с ребенком: "Почему так происходит?" Потому что плотность масла меньше плотности воды, оно легче, поэтому и всплывает. Затем начинаем немного раскачивать бутылку вперед-назад, чтобы образовалось несколько волн. Видно, что движется поверхность "океана", в основном масло, а не вода. Волна передвигается от одного края бутылки, до другого. А теперь веселье! Болтаем бутылку, перемешиваем масло и воду, наблюдаем за пузырьками! Это просто для того чтобы разрядить научную обстановку и лишний повод спросить у ребенка: "Почему же все - таки масло всплывает на поверхность?" Затем сделаем веревочные волны. Дайте ребенку один конец скакалки, а сами возьмите другой и отойдите на некоторое расстояние. Теперь тряхните веревкой. По ней побегут волны, от вас к ребенку. Теперь поменяйтесь местами. Обратите внимание, что волны бегу, а веревка остается на месте. Так и вода в океане, движется только "верхняя" вода, а нижние слои остаются на месте. Волны, чаще всего создает ветер. Чтобы это понять, налейте воду в миску и подуйте. Пусть ребенок посмотрит, что происходит с водой, а потом поменяйтесь местами. Уверена, что малыш тоже захочет стать сильным ветром, создающим волны! А что происходит на дне? Давайте добавим в бутылку ракушки или камешки... И опять поднимаем "бурю в стакане", ой! бутылке... Как они неспешно перемещаются по дну. Удачных Вам экспериментов! |
"Звездочка"
МАТЕРИАЛЫ:
- спички или зубочистки
- вода
- ложечка
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Хоть опыт и не нов, но для деток он смотрится очень эффектно!
Помните. Мы недавно делали опыт с бумажными цветочками. Их вода раскрыла и у нас получилась полная миска цветов из бумаги. А сможет ли вода сдвинуть дерево? Спросите у малыша, как он думает.
А затем, попросите ребенка согнуть спички пополам, но не разбирать на 2 половинки, а чтобы остался не надломанный кусочек. Вам для опыта понадобится 5 спичек, хотя можно больше или меньше - на Ваш вкус.
Сложите спички уголками внутрь. Получится красивый цветочек, как на картинке. А теперь, волшебство! Берем ложку, набираем воды и капаем в центр цветка. И под удивленные возгласы детей наблюдаем, как цветок превращается в звездочку!
Принцип опыта тот же, что и с бумажными цветочками. Вода наполняет клетки древесины, и они расширяются, расширяясь - распрямляются.
Мы повторяли опыт еще и еще, много-много раз. Очень понравилось девочкам превращение!
"горячая и холодная" вода
МАТЕРИАЛЫ:
- Большая прозрачная емкость
- холодная и горячая вода
- краситель
- маленькая баночка с крышкой
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Закипятите в чайнике воду.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Какая вода тяжелее: горячая или холодная? Можно ли это увидеть? А показать ребенку?
Можно! Предлагаю сделать простой, но интересный опыт.
Возьмите высокую прозрачную тару, чтобы ребенку было все видно. И наполните ее холодной водой.
В баночку насыпьте краситель, или разведите гуашь, закройте крышкой и опустите в емкость с холодной водой.
Откройте крышку под водой и наблюдайте, как вытекающая жидкость скапливается сверху. По мере того, как вода смешивается, ее цвет становится равномерным.
Что происходит? Перед проведением опыта дайте потрогать малышу воду в емкости и дотронутся до баночки с горячей водой.
После опыта я спросила детей: цветная вода какая? - Горячая. - А где сейчас горячая вода? - Вот тут сверху плавает - какие вещи плавают на воде и не тонут? - те, что легче. Значит горячая вода легче холодной?
Я была рада за дочку, которая сделала верный вывод.
Почему насекомое не тонет?
МАТЕРИАЛЫ:
- емкость с водой
- фольга
- ножницы
- жидкое мыло
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Сложите фольгу пополам и вырежьте 2 одинаковых "насекомых". Насекомые должны иметь широкие лапки и хвост.
Одному насекомому сделайте узкие лапки и хвост, смяв фольгу в тонкую полоску, а второму оставьте лапки как есть.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Посмотрим на примере нашего опыта. Какое из наших насекомых будет тонуть, а какое - плавать.
Аккуратно опустите наши заготовки на воду. Насекомое с широкими лапками останется на поверхности, а с узкими? Попросите ребенка порассуждать: в чем разница между насекомыми? Вырезали то мы их одинаковыми, но чем они отличаются? Какой можно сделать вывод?
Объяснение для малыша: вода состоит из маленьких капелек (молекул), которые очень дружат друг и другом, они так тесно прижимаются друг к другу, что их сложно разорвать. Широкие лапки насекомого просто становятся на поверхность, как на пол. А узкие, разрезают связи дружных капелек (молекул) как ножом, поэтому насекомое тонет.
А теперь заставим наше насекомое двигаться. Как? Да просто намылим ему хвост! Лучше вырезать еще одно насекомое, чтобы оно было сухое, еще не побывавшее в воде. Опускаем хвост широкой частью в мыло. Важно, чтобы хвост потом тоже касался воды.
Опускаем насекомое в спокойную воду и оно само плывет! Волшебство!
Почему? Потому что мыло разрывает связи между молекулами воды. Вода приходит "в движение" и толкает фольгу вперед.
Опыт с яйцом и уксусом
МАТЕРИАЛЫ:
- стеклянная или пластиковая баночка под размер яйца с крышкой
- сырое яйцо
- уксус
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для родителей):
Сперва объясните ребенку, что этот эксперимент выполняете только Вы! Ни в коем случае не давайте в руки ребенку уксус. Даже нюхать его нужно очень осторожно!
Эксперимент длится 3 дня. На протяжении всего времени ребенок может наблюдать за его ходом только в вашем присутствии. С Ваших рук!
Если ребенок согласен - тогда продолжайте.
ДЕЙСТВИЯ С МАЛЫШОМ:
Поместите в баночку яйцо и косточки и залейте их уксусом. Плотно закройте крышку и наблюдайте!
На скорлупе появятся пузырьки воздуха.
Через 3 дня мы проверим, что случится с костями и яйцом. А пока объясните ребенку, что кости и скорлупа яйца состоит из кальция. Уксус - сильная кислота, которая растворяет кальций. (И у малыша косточки из кальция, поэтому уксус пить так опасно!) Кальций растворяется, и воздух, содержащийся в пористой скорлупе, высвобождается.
А сейчас мы поставим баночку далеко и высоко и будем наблюдать за ней каждый день. А через 3 дня достанем и посмотрим, что произошло с костями и яйцом!
Через 3 дня яйцо можно достать и облить водой. Дайте потрогать яйцо малышу, он сильно удивиться. Яйцо стало мягким!!! Если его аккуратно бросить об стол, оно отскочит!!! Но имейте ввиду, что мягким стала только скорлупа, а внутри яйцо как было сырым, так и осталось. Если порвется пленка, то яйцо вытечет.
Веселых вам опытов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта по экспериментированию "Знакомство с водой и ее свойствами"
Дети очень любознательны, кроме того любят играть с водой. Вот и решили мы поближе познакомиться со свойствами воды....
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды». Методическая разработка.
Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.ЗАДАЧИ: ...
"Волшебница-вода". Методическая разработка
Методическая разработка для средней группы...
Методическая разработка "Экспериментирование с цветом как средство развития личности ребенка"
В соответствии с ФГОС творческое развитие является стартовой площадкой для познавательного, и для личностного, и для социального развития ребенка-дошкольника. Формирование творческой личности - одна и...
«Адаптация ребенка к воде». Методическая разработка для родителей ДОУ
Подготовка ребенка к занятиям в бассейне обязательно должна учитывать психологическую готовность к контакту с водой. Если ваш ребенок боится воды - занятия не принесут малышу радости и пол...
Методическая разработка игры-экспериментирования для детей старшего возраста «Фильтрация воды. Как очистить воду»
Методическая разработка направлена на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, посвящена проблеме фильтрации воды, раскрывает способы очистки воды с помощью игры-экспериментирования....
Новая технология-"Цвет творчества" по методической разработке Н.В.Дубровской в средней группе
Новая технология-"Цвет творчества" Актуальность Для занятий творчеством есть много возможностей. Кто-то шьет, вышивает, мастерит из бумаги… Конечно, для этого нужны определе...