Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды». Методическая разработка.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.

ЗАДАЧИ:                                                                                                                           

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                                               

- уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие.                                                      

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                                                                   

- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать, используя элементарное оборудование

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,  учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;                                                          

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность; умение самостоятельно делать выводы.

-активизировать словарь.

                                                                                                        

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  

-воспитывать умение работать сообща.

 -прививать бережное отношение к воде;                                                                                  

- воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                               

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytn1.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды». Методическая разработка.                                                                                                                                                                        

ЦЕЛЬ: расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды.        

ЗАДАЧИ:                                                                                        

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:                                                                        

- уточнить знания детей о свойствах воды: прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие.                                        

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:                                                                                

- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать, используя элементарное оборудование

- развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться,  учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;                                        

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, любознательность; умение самостоятельно делать выводы.

-активизировать словарь.

                                                                        

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:        .

-воспитывать умение работать сообща.

 -прививать бережное отношение к воде;                                                        

- воспитывать аккуратность и серьезность в проведении опыта;                        

- воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятель ности.                                                                                                        

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:                                                                        

1) беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений, животных; ее свойствах.

2) проведение занятий-экспериментирований с водой.

3) рассматривание иллюстраций, просмотр  презентаций на тему «Вода»;                        

4) чтение художественной литературы;                                                        

5) наблюдение за водой.                                

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • на каждого ребёнка по 4 стакана, ложечки, салфетки, трубочки для коктейля;
  • вода, сок томатный, камушки, сахарный и речной песок;
  • муляжи :огурец, помидор, баночки разной формы, лейка;
  • Стаканчики с цедрой лимона, измельченным чесноком;
  • Таз, лейка;
  • магнитная доска, символические изображения каждого опыта.

Ход занятия

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

1 опыт. На определение прозрачности воды.

- Перед вами стоит 2 стакана воды. Скажите что в них налито? (Томатный сок и вода.)

- Положите в оба стакана камушек. В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с соком камень не виден, а в стакане с водой – виден?

Вывод. Вода прозрачная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. сок непрозрачное, он красный мутный, поэтому сквозь него предметы не видны.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

2 опыт. На определение вкуса воды.

- Перед вами стоит 2 стакана. Скажите что в них налито? (сок, вода). Отпейте сок. Какой он на вкус? А теперь отпейте воды. Какая на вкус вода? Посластите воду. Какая она теперь стала? Обыкновенная вода без вкуса – безвкусная. А если в воду добавить соль, сахар, лимон, какой она станет? (Солёной, сладкой, кислой).

Вывод. Вода не имеет вкуса.

- Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

3 опыт. Растворимость некоторых веществ.

- Обратите внимание на 2 стакана воды и 2 мисочки, которые стоят перед вами. Скажите, что лежит в мисочках?(Сахарный и речной песок.)

- Возьмите ложечки и положите в один стакан сахарный песок. Перемешайте его. Посмотрите и скажите, что произошло с сахаром в воде? (Сахар в воде растворился.)

- Осталось ли что–нибудь в воде? Правильно, в воде ничего не осталось. Давайте положим в другой стакан с водой речной песок и перемешаем его. Что произошло в этот раз? (Речной песок не растворился, он опустился на дно, а вода стала мутная и грязная.)

Вывод. В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые нет.

- Отметим новое свойство воды специальным символом (педагог крепит к доске третий символ).

Физкультурная минутка.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

4 опыт. О текучести воды.

- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу: удержать воду в ладошках.

Дети подходят к тазу, подставляют ладони, а педагог льет им на ладони воду из лейки. Почему не удается удержать воду ? (Вода жидкая, текучая.)

А теперь переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

 Вывод. 

- Обозначим всё это символом (педагог добавляет на доску символ).

5 опыт. На определение формы воды.

- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём лежит? (огурец, помидор). Какой  формы огурец (помидор)? Давайте узнаем какой формы вода. Нальем  воду в круглую колбочку .А теперь Саша, перелей воду в прямоугольную баночку.  Катя перелей воду в высокую колбочку. Что замечаем? (вода меняет форму). А теперь нальем воду  на стол. Что произошло?  ( Вода растеклась).

Вывод. У воды нет собственной формы.

- Обозначим всё это символом ( педагог добавляет на доску символ).

6 опыт. На определение запаха воды.

Товарищи ученые, приглашаю вас сесть в кружок, закрыть глаза и отгадать, что я вам дам понюхать.(пронести стаканчик с цедрой, чесноком, водой) Вывод. Вода не имеет запаха.

- Обозначим всё это символом ( педагог добавляет на доску символ).

-Дорогие ученые! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы.В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются. Вода текучая, не имеет собственной формы. Вода текучая. У воды нет запаха.

- Молодцы! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно провели опыты. А сейчас лаборатория закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».

Расширение и обобщение знаний о свойствах воды....

Презентация к занятию с использованием алгоритмов в опытно-экспериментальной деятельности "Свойства воды"

Опыт № 1  «Вода – это жидкость. Она не имеет формы»Вывод: Вода – это жидкость; ее можно наливать, переливать; вода принимает форму сосуда. Опыт №...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды: Прозрачность. Три состояния воды

Цели: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твёрдое...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности Свойства воды. Откуда берется вода?

Цель: Формирование представления о значении воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода в окружающей среде....

Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры

Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...