Чему и как учить ребенка до школы!
статья по теме

Свиридова Виктория Геннадьевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_i_kak_uchit_rebenka_do_shkoly.docx84.64 КБ

Предварительный просмотр:

Чему и как учить ребенка до школы?

C:\Users\ASi1\Desktop\121184076_5_DELNUYH_SOVETOV_RODITELYAM.jpg

        Сегодня в тренде сверхраннее образование: родители требуют «забегать вперед», учить всему и сразу, опережать в развитии, обучать по принципу «чем раньше, тем лучше». Еще бытует мнение: нынешние дети совсем не те, что были раньше. Они быстрее воспринимают, хуже запоминают, быстро переключаются, мгновенно осваивают гаджеты, поэтому прежние методы обучения на них не действуют. 

         Только ленивый сегодня не говорит о том, что обучение влечет за собой развитие. Но это не значит, что можно учить ребенка чему угодно с любого возраста. Эффективно обучить можно только тому, на что ребенок сейчас способен. Европа этот ажиотаж вокруг раннего интеллектуального развития уже пережила, и мы переживем. 

        От чего зависит уровень развития дошкольника? Иногда родители под уровнем развития понимают прежде всего интеллект, а основным фактором развития ребенка считают степень вовлеченности и энтузиазм родителей и учителей. На самом деле все сложнее: на уровень развития ребенка действует множество факторов.

Начнем с физиологического: от того, как протекали беременность и роды, зависит сегодняшнее психофизическое состояние ребенка.

Затем – комплекс семейных факторов: в каких условиях ребенок живет, какая у него семья, как с ним общаются. 

Между прочим, исследования показывают, что развитие ребенка зависит в первую очередь от того, как мы с ребенком общаемся, а не от того, чему мы его учим.  

        Популярность домашнего воспитания.

Часто у детей, которые дошкольное детство проводили по большей части дома, а не на развивающих кружках, перед остальными детьми появляется преимущество: они более устойчивы к стрессу и легче адаптируются к школе. Как это вышло? Просто от них меньше требовали, меньше создавали стрессовых ситуаций, когда нужно было выполнить, ответить, соответствовать. Ограниченный контакт со сверстниками. Парадокс, но даже в детском саду детям не удается свободно общаться: они заорганизованы, постоянно с ними занимаются, у них нет свободного времени, чтобы просто разговаривать друг с другом. Недостаток живого общения. Живой контакт со взрослым для ребенка часто заменяется гаджетом или электронной игрушкой. Но никакая игрушка не заменит ребенку игру со взрослым, хотя бы потому, что игрушка не дает эмоционального ответа.

        Вот почему у современных первоклассников такой бедный эмоциональный репертуар: у них просто недостаточно опыта, чтобы различить оттенки эмоций, как своих, так и собеседника. Важнейший фактор развития ребенка – это позитивные эмоции взрослых. Дефицит игровой деятельности. Известно, что ведущим видом деятельности дошкольника должна быть игра, во всем ее многообразии. К сожалению, современные дошкольники вместо сюжетно-ролевой игры заняты постоянными уроками, занятиями, усвоением знаний. Даже если занятия проходят в игровой форме, настоящей свободной игры они не заменяют. Ко всему этому добавим еще один фактор: неадекватные требования взрослых. Ребенок постоянно должен спешить, укладываться в жесткий режим, все мочь и делать, лучше с первого раза. Для дошкольника это просто не по силам – отсюда постоянный стресс, а стресс – самое неблагополучное условие для развития.

       Всему свое время! От года до трех перед ребенком стоят три основные задачи развития: речь, движения и эмоции. Эти задачи огромны, чрезвычайно важны и останутся актуальны вплоть до 7 лет. Ни о каком интеллектуальном развитии в этот период речь может не идти: это нормально!

Движение: здоровый ребенок просто обязан быть физически активным, изучать возможности своего тела. Современные дети крайне скованны: перепрыгнуть через скамейку, пройти по узкой дорожке, постоять на одной ноге – все это вызывает у них затруднения.

Речь: от 40 до 60% детей приходит в школу с несформированной речью, при этом родители нередко настаивают на необходимости сразу обучать их иностранным языкам. Без хорошего речевого развития невозможно комфортное обучение: впереди трудности письма, чтения, понимания.

Эмоции: эмоциональное развитие дошкольника крайне важно для всей его будущей жизни. Он должен уметь радоваться, смеяться, удивляться, интересоваться, негодовать и признавать свое право испытывать разные эмоции. К четырем годам у ребенка появляется еще две актуальные задачи развития: познавательная деятельность и коммуникация.

Заметьте, двухлетние дети играют рядом, но не вместе, поэтому предложение мамы отдать игрушку, поделиться, «поиграть с девочкой» для ребенка младше трех-четырех лет – пустой звук.

В пять лет «созревает» потребность в творчестве. Начинается эпоха рисования, лепки, строительства, «мастерилки» из всех подручных материалов. Примерно в пять-шесть лет набирает обороны познавательная деятельность, активно развивается мелкая моторика, появляются еще две актуальные задачи – личностное развитие и социализация. Просто обратите внимание, как много задач стоит перед малышом до семи лет, и вы поймете, что научиться читать в три года или в пять запомнить сто видов птиц и животных  не так уж важно. Есть другие задачи, на которые стоит тратить драгоценный ресурс. 

       Как обучать дошкольника? По возрасту. Основная преграда для спокойного, комфортного развития ребенка – неадекватные требования родителей. Не ждите опережающих достижений, помните, сколько лет вашему ребенку и чего вы вправе от него ждать в этом возрасте.  

Без стресса. Стресс тормозит развитие, поэтому учеба не должна быть для ребенка делом неприятным и тревожным.

Без зубрежки. Очень часто подготовка ребенка к школе сводится к механическому запоминанию огромного количества фактов, названий, списков. Это не полезно, как и заучивать стихи, в которых ты не понимаешь половины слов и которые не вызывают у тебя никаких чувств. С возможностью успеха. Мотивацию поддерживают только две вещи: когда интересно и когда получается. Поэтому не стоит давать ребенку задание, если успех маловероятен. Лучше взять «пониже», но после выполнения ребенок ощутит, что он это может.

Индивидуальный подход. Ориентируйтесь не на собственное видение, не на то «как у всех», а на возможности ребенка в данный конкретный момент.  

       Психологический возраст ребенка не всегда соответствует фактическому, разные навыки развиваются с разной скоростью, поэтому очень важно выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему и как учить ребенка до поступления в школу.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе?

Компоненты психологической готовности к  школе...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка, чтобы подготовить его к школе"

В консультации описаны компоненты психологической готовности и способы ее развития...

Консультация для родителей "Чему и как учить ребенка до поступления в школу"

Данная консультация поможет понять родителям, что "готовить" ребенка к школе можно с самого рождения. и семья играет в этом первостепенную роль....

Чему и как учить ребенка третьего года жизни

В буклете представлены упражнения по формированию  у малышей элементарных математических представлений: количество, величина, форма....

«Чему и как учить ребенка до поступления в школу".

Консультация для родителей о том, как готовить детей к школе....

Памятка для родителей: "Чему и как учить ребенка до школы?"

Все дети разные, со своими особенностями, своим собственным индивидуальным темпом и интенсивностью развития, поэтому с одним ребенком необходимо больше говорить, другого больше слушать, с третьим бега...